Многочисленные проблемы с весовым контролем и расходы на «Платон» вынуждают перевозчиков задуматься об отказе от тяжелых большегрузов.
Минтранс активно ведёт работу над развертыванием системы автоматического весогабаритного контроля. В ближайшие годы на российских трассах появятся сотни новых АСВГК, на создание и обслуживание которых уйдет до 180 млрд рублей. Информационное агентство TelecomDaily подготовило отчет о ходе внедрения «умных весов» и опросило перевозчиков, чтобы узнать, какие проблемы у них возникают при прохождении весового контроля.
По состоянию на апрель 2019 на российских дорогах действовали 93 АСВГК. 28 комплексов установлено на федеральных трассах, 65 – на региональных.
Распределение комплексов нельзя назвать равномерным: в ЦФО и СЗФО расположено более половины от общего числа АСВГК, в то время как на Северном Кавказе вообще нет ни одной автоматической системы весового контроля.
При этом нацпроект «Безопасные и качественные дороги» (в рамках которого создаётся сеть АСВГК) предполагает создание от 6 до 15 комплексов в каждом регионе страны. После реализации программы общее количество АСВГК должно превысить 750. Это значит, что существующая сеть может вырасти более чем в 8 раз.
Регионы самостоятельно выбирают подрядчиков для создания и обслуживания АСВГК. Всего в работах задействовано 17 компаний-интеграторов, а наиболее результативным из них оказался «Ростелеком», установивших 47 рамок на региональных автодорогах.
Расходы и хлопоты
TelecomDaily опросило руководителей и владельцев более 200 транспортных компаний, в автопарках которых есть большегрузы с разрешенной максимальной массой более 12 тонн.
Спецразрешения на перевозку тяжеловесных и/или крупногабаритных грузов (ТКГ) приходилось получать всем опрошенным предпринимателям. 44,7% из них получали разрешения самостоятельно, а 55,3% воспользовались помощью посредников.
Большинство участников опроса (77,5%) отметили, что процедура получения разрешения сложна и требует большого количества времени.
Интересно, что регистрация в системе «Платон» кажется перевозчикам более легкой: 61% респондентов назвал её удобной и производимой оперативно, и только 39% пожаловались на сложность и существенные временные затраты.
57% опрошенных сталкивались с некорректными штрафами, т.е. с ошибками АСВГК: 35% перевозчиков оспорили штрафы, а 22% не стали обращаться за перерасчётом.
В целом же работа системы «Платон» и развертывание сети АСВГК значительно усложнили жизнь перевозчиков. 61% опрошенных всерьез задумывался о переводе автопарка на среднетоннажные транспортные средства.
Контроль доберётся до всех
— Перевозчики стали задумываться о переходе на среднетоннажный транспорт еще тогда, когда начала работать система «Платон», – рассказала нам эксперт в области логистики и управления цепями поставок Людмила Симонова. – Более того, тяжелые грузы (в первую очередь, насыпные) постепенно переходят на железнодорожный транспорт.
Эксперт отмечает: весовой контроль и необходимость получения спецразрешений для перевозки ТКГ очень хлопотны для перевозчиков, поэтому многие из них постепенно отказываются от тяжеловесного транспорта.
— Быстро перейти на среднетоннажный транспорт не получится. Продажи новых грузовиков падают: даже крупные транспортные компании заморозили планы по обновлению автопарков.
Скорее всего, перевозчики будут постепенно выводить из парков старые машины и закупать вместо них новые, более легкие.
Координатор Объединения перевозчиков России Сергей Владимиров также считает, что приведенные TelecomDaily данные соответствуют действительности.
— Многие перевозчики задумываются о покупке среднетоннажных грузовиков. Они понимают, что траты на «Платон» и весовой контроль им не потянуть и пытаются уйти от них в среднетоннажный сегмент. Сколько перевозчиков уже избавилось от тяжелых грузовиков? Процентов 15, а может и 20.
По мнению Сергея Владимирова, переход на «пятитонники» – временное решение; регулирование доберётся и до них.
— Рано или поздно и «Платон», и весовой контроль повесят на малотоннажный транспорт, – уверен председатель ОПР.
* * *
Говорить о массовом переходе перевозчиков в среднетоннажный сегмент не приходится, однако для некоторых предпринимателей «пятитонники» действительно стали выходом из сложившейся ситуации. Точное число компаний, обновивших автопарк, назвать невозможно: процесс обновления растянут во времени и может длиться долгие годы, однако ясно, что речь идёт об ощутимой доле участников рынка. Дальнейшее развертывание сети АСВГК и возможная индексация тарифа системы «Платон» могут ускорить этот процесс.