Минтранс начал вносить изменения в собственные приказы: ведомство готовит нормативную базу для распространения тахографического контроля на физических лиц.
Осенью вступит в силу закон, обязывающий всех физлиц, владеющих грузовыми автомобилями, оборудовать машины тахографами и соблюдать режим труда и отдыха. Минтранс уже готовит нормативную базу к грядущим нововведениям. Изменения будут внесены в 36 приказ (тот самый, что регламентирует оснащение тахографов блоками СКЗИ) и 273 приказ («Об утверждении порядка оснащения транспортных средств тахографами»). Поправки узаконят выдачу карт для тахографов физлицам и заменят определение «режим труда и отдыха» на «время управления транспортным средством и отдыха водителей».
Кого коснутся нововведения
Недавно оператор «Платона» раскрыл число зарегистрированных в системе грузовиков – 1 117 000 машин. Из них 67% (784 000 машин) зарегистрированы на физических лиц.
— Индивидуальные предприниматели зачастую оформляют грузовики на себя или на близких родственников, – рассказал нам председатель Межрегионального профсоюза водителей-профессионалов Александр Котов. – Иногда так поступают и юрлица. Это абсолютно легальная схема; она может стать серой только в том случае, если предприниматель использует её, например, для уклонения от уплаты налогов.
Иными словами, изменения коснутся не только частников, но и перевозчиков, по разным причинам оформивших машины на физических лиц.
— Тахографами оборудованы практически все грузовики; машины оснащаются ими на заводах, – объясняет Александр Котов. – Но установленные производителями тахографы разные: цифровые, аналоговые, ЕСТР... Если машина покупается в лизинг, то вносить в её конструкцию изменения нельзя, и установить тахограф, который заставляет использовать Минтранс, не получится.
Штрафы за отсутствие блока СКЗИ – такие же, как за езду без тахографа. Законодательство, впрочем, предусматривает ряд ситуаций, в которых требование Минтранса можно проигнорировать. Например, перевозчики, имеющие лицензию МАП, могут использовать тахографы ЕСТР.
— Кто-то решил продать мне этот тахограф и заработать, – размышляет Александр Котов. – Но зачем мне покупать вещь, которая мне не нужна? У меня стоит тахограф, который мне поставили на заводе-изготовителе моего грузовика. Есть ли смысл в его замене? Я его вообще не вижу.
Не время для реформ
Стоимость тахографа вместе с блоком СКЗИ и его установкой – около 40 тысяч рублей. Еще около трех тысяч придётся отдать за карту водителя. В нынешних реалиях для многих перевозчиков это немалые деньги.
— Время для нововведений выбрано совсем неудачное, – отмечает президент ассоциации «Дальнобойщик» Валерий Войтко. – Рецессия, снижение объема перевозок, падающие ставки... Тратить деньги на тахографы не хочет никто.
Ситуация складывается парадоксальная: если ИП могут наскрести деньги на переоборудование 1-2 машин, то крупные компании, в автопарках которых сотни грузовиков, могут столкнуться с серьезными трудностями.
Сумма штрафа или взятки за несоблюдение режима труда и отдыха в десятки раз меньше стоимости тахографа с блоком СКЗИ.
– За один рейс машину могут проверить несколько раз, - рассказывает Валерий Войтко. – Но за соблюдением режима труда и отдыха транспортники чаще всего не следят: их в первую очередь интересует наличие действующего тахографа и карточки у водителя.
Тахографы – не панацея
— Сама по себе установка тахографа никак не влияет на безопасность дорожного движения, – отмечает Александр Котов. – Зачастую предприниматели заставляют водителей работать на износ, ездить буквально со спичками в глазах и ночевать на обочине. Огромное сопротивление распространению тахографов было оказано водителями, работавшими по найму. Они говорили: «Если мы будем работать в соответствии с режимом труда и отдыха, то мы не заработаем ничего».
Водители умышленно нарушают закон: иначе денег не заработать. Отсюда вытекают проблемы с безопасностью.
— Нужен общественный контроль, – утверждает Александр Котов. – В Польше водители боятся свой же профсоюз больше, чем правоохранителей! Потому что польскому профсоюзу выгодно, чтобы все работали по правилам: это позволяет удерживать уровень зарплат, сохраняет водителям здоровье. За 21 год существования нашего профсоюза я ни разу не участвовал в совместных рейдах с ГИБДД. Почему? Потому что если рядом с пикетом будут стоять члены профсоюза, инспекторы ничего не заработают.
Действиями транспортного ведомства недовольны не только перевозчики. В середине мая Минэкономразвития раскритиковало 36 приказ Минтранса. По мнению чиновников, министерство, обязавшее перевозчиков потратиться на новые тахографы, создало препятствие для предпринимательской деятельности и не справилось с поставленной задачей. Аварийность на дорогах хоть и снизилась, но не так сильно, как ожидалось.
— Заботы о безопасности дорожного движения здесь минимум. Это исключительно формальный подход, главная цель и задача которого – обеспечение мощных финансовых потоков производителям тахографов и карт для них. Это у Минтранса получилось, – уверен Валерий Войтко.