Почему нефтяные компании отказались от коллективного сдерживания цен, как работает демпфирующий механизм и почему этот осенний сезон обещает быть более спокойным, чем предыдущие.
Летом 2019 г. крупные нефтяные компании отказались продлевать соглашения о заморозке оптовых цен на бензин и дизельное топливо, однако резкого роста розничных цен пока не произошло. На протяжении семи месяцев с начала года цены на моторное топливо в России оставались стабильными, но осенью ситуация может измениться. Больших потрясений эксперты не ждут, хотя и предупреждают о том, что некоторые колебания все-таки будут.
Вопросом стабилизации рынка топлива правительство озаботилось еще весной прошлого года, когда из-за повышения акцизов и падения курса рубля нефтяники стали переориентироваться на экспорт нефтепродуктов. Тогда оптовые цены выросли почти на 20% по отношению к 2017 г., вслед за ними потянулись розничные, и правительству пришлось вмешаться в ситуацию.
В итоге власти обязали крупные нефтяные компании заключить соглашение о заморозке оптовых цен, ввели в действие отрицательный акциз на нефть, который стимулировал заводы поставлять топливо на внутренний рынок, а также демпфирущий механизм, который позволял сохранять разумное соотношение экспортных и внутренних поставок.
Почему бензин почти не дорожал летом
Суть демпфирующего механизма заключается в том, что нефтяные компании получают до 60% разницы между высокими экспортными ценами на топливо и внутренней ценой. Величина этой компенсации зависит от экспортной стоимости топлива и может периодически корректироваться.
Эти меры вкупе со стабильностью рубля позволили долгое время держать розничные цены практически на одном уровне. По данным Росстата, в среднем по стране цены на бензин с начала года выросли на 1,6%, а дизтопливо подешевело на 0,4% благодаря сезонному переходу на летние виды топлива. В первою неделю августа потребительские цены на топливо практически не изменились.
По данным Центра исследований проблем реальной экономики (ЦИПРЭ), все последние месяцы цены на топливо росли в пределах инфляции: «Бензин — это товар, поэтому повышение его стоимости в пределах инфляции выглядит нормальной рыночной реакцией для любых товаров и услуг».
Более того, эксперты Центра отмечают, что
цены на моторное топливо в этом году растут медленнее, чем на отдельные продукты питания, товары или услуги.
«Средняя стоимость литра бензина в августе подросла на 2 коп. до 44,58 руб. Цена литра бензина марки АИ-92 повысилась на 1 коп. и составила 42,23 руб., бензин АИ-95 подорожал на 2 коп. до 45,64 руб. Цена дизельного топлива осталась прежней — 46,14 руб. за литр», — подсчитали в ЦИПРЭ. Наиболее заметное увеличение цен было зафиксировано в Улан-Удэ, где прирост составил 0,7%, а в Красноярске и Петрозаводске цены, напротив, снизились на 0,7% и 0,4% соответственно.
В августе нынешнего года параметры демпфирующего механизма были пересмотрены, причем задним числом, то есть новые начали действовать с 1 июля. Они оказались достаточно эффективными, и в продлении соглашения между производителями топлива больше не было смысла, говорит президент Российского топливного союза Евгений Аркуша: «В течение года цены выросли даже ниже уровня инфляции. Никогда мы не проходили лето так спокойно».
«Среди крупных производителей были договоренности о сдерживании цен до 1 июля, продлять которые они отказались. К видимому росту цен это не привело», — добавляет начальник отдела по работе с ключевыми клиентами компании «Топливный регион» Андрей Семенюк.
Кроме того, действующие биржевые цены позволяют работать на рынке не только крупным, но и мелким нефтяным компаниям, говорит эксперт, что усиливает конкурентную составляющую: «В прошлом году был момент, когда крупный бизнес начал вытеснять независимых производителей топлива, но сейчас они чувствуют себя комфортно».
Из-за чего осенью дизтопливо точно подорожает
Основное влияние на цены, утверждает Аркуша, оказывает рост налоговой нагрузки, включая повышение акцизов и рост налогов на добычу полезных ископаемых, но эти параметры пока менять не планируют. Тем не менее, осенью начнет дорожать дизельное топливо в связи с переходом на более дорогие виды солярки, отмечает Андрей Семенюк: «В зимний период заводы переключаются на производство зимнего дизтоплива, оно дороже, потому что технологический процесс сложнее». Эксперт полагает, что цены на дизель могут вырасти на 2-3%.
Зимнее дизтопливо дороже еще и потому, что в России его не хватает, добавляет Аркуша:
«У нас некоторый дефицит зимнего дизтоплива, потому что нет установок для его производства, не хватает керосина, который используется для зимних сортов. Идут разговоры о том, чтобы стимулировать увеличение выпуска зимнего дизеля, но пока этого не происходит».
Еще одной причиной для возможного повышения цен президент Российского топливного союза называет плановые ремонты нефтезаводов: «Весной и осенью заводы традиционно отправляются на плановый ремонт. Это приводит к снижению объемов производства». Впрочем, автомобилисты могут этого и не заметить, если запасы, которые сейчас делают НПЗ, окажутся достаточными, добавляет эксперт.
При сохранении общей экономической стабильности к концу года эксперты ЦИПРЭ ожидают сдержанный рост цен на моторное топливо в размере около пяти процентов. А по-настоящему серьезного повышения цен представитель компании «Топливный регион» ожидает в 2020 г., когда будут вводиться новые акцизы на все виды топлива.