Протесты дальнобойщиков против «Платона» сошли на нет, но недовольство – осталось. О проблемах и недостатках системы рассказывают эксперты и предприниматели из Сибири.
«Платон» пришел на российские дороги в ноябре 2015 года. Перевозчики ответили протестами: демонстрации прокатились по всей стране. Властям удалось справиться с недовольством дальнобойщиков, и сегодня протестная активность сошла на нет. Однако многие до сих пор считают систему несовершенной и указывают на её многочисленные недостатки.
Оператор «Платона», компания РТИТС за все время работы системы собрала без малого 80 млрд рублей. Эти деньги были потрачены на ремонт дорог (более 2 тыс. км.), строительство и восстановление мостов и путепроводов.
— Ремонт дорог ведётся. Как перевозчики, мы эти видим, – цитирует «Коммерсантъ» генерального директора «Лонгран логистик» Наталью Плотникову.
Сибирский федеральный округ за последние 4 года получил от оператора системы более 2,5 млрд рублей. Еще 670 млн рублей регионы СФО получили в качестве компенсации доходов, выпадающих из-за вычета по транспортному налогу. Все эти деньги были потрачены на содержание дорожной сети.
Представители РТИТС отмечают: перевозчики сами определяют дороги, наиболее нуждающиеся в ремонте.
Для этого существует проект «Карта убитых дорог», курируемый ОНФ. В рамках проекта, к примеру, был отремонтирован 80-километровый участок трассы Р-258 Чита – Улан-удэ.
Сегодня в «Платоне» зарегистрировано свыше 1,2 млн грузовиков массой более 12 тонн (90% от общего числа таких машин в РФ). За месяц пользователи системы оплачивают проезд 1,4 млрд километров.
По мнению зампреда Заксобрания Новосибирской области Андрея Панферова, система действует достаточно эффективно.
— С государственной точки зрения «Платон» - мера вынужденная и необходимая. Мы все хотим ездить по комфортным и безопасным дорогам, их нужно на что-то строить и содержать, и если в этом государству помогают представители бизнеса за счет налогов, то это мера оправданная, – приводит слова чиновника «Коммерсантъ».
«Эффективность очень сомнительна»
Перевозчики, однако, считают систему несправедливой. Её часто называют «неналоговым сбором», ведь в Налоговом кодексе «Платон» не закреплён. Многие представители отрасли уверены: дороги должны восстанавливаться за счет уже существующего транспортного налога.
— С введением пошлины за движение по трассам ставка и налогооблагаемая база по транспортному налогу остались без изменений. До конца прошлого года для логистических компаний применялась льгота, но с января 2019 года она отменена, и,
по сути, владельцы грузового транспорта оплачивают ремонт дорог дважды: в виде платежей «Платону» и в виде транспортного налога,
— рассуждает Наталья Плотникова.
Ужесточение условий для ведения бизнеса отмечает и президент Сибирской ассоциации автоперевозчиков (СААП) Вячеслав Трунаев. Он вспоминает о другом событии, наряду с «Платоном» ставшем большим стрессом для многих предпринимателей – внедрении системы АСВГК.
Представитель ОНФ в Новосибирской области Андрей Стефанов считает, что определенного положительного эффекта системе достичь удалось: по его мнению, «Платон» способствовал выходу некоторых предпринимателей из серого сектора. Однако качественного изменения состояния дорог при этом не произошло.
— Эффективность при использовании средств «Платона» очень сомнительна, – утверждает Андрей Стефанов.
Аналитик АО «Финам» Алексей Калачев сопоставил данные Минтранса и финансовую отчетность РТИТС и выяснил, что в 2016 и 2017 годах выручка оператора составляла 10 млрд. рублей в год. По мнению эксперта, схожесть этих сумм может говорить о фиксированной плате, которую оператор получает за свою работу. При этом в госбюджет РТИТС передал 16,4 и 19,8 млрд рублей в 2016 и 2017 годах соответственно. В целом же за всё время своего существования оператор «Платона» передал в бюджет 76 млрд рублей и заработал порядка 35-40 миллиардов.
По мере развития системы доля средств, перечисляемых на ремонт дорог, растёт. Аналитик уверен: говорить о том, что деньги оседают в чьих-то карманах, не приходится.
Секретарь «Авто-мото ассоциации» (АВАМТ) Алексей Носов, в свою очередь, считает, что система позволяет компенсировать ущерб, нанесённый дорогам большегрузами, но не понимает, зачем «Платон» нужно было отдавать в руки концессионера. По мнению Носова, систему изначально необходимо было делать полностью государственной. Кроме того, РТИТС не выполнила взятые на себя обязательства: изначально речь велась о сотнях мобильных и стационарных пунктов контроля, однако сегодня их гораздо меньше. Так в Новосибирской области, по словам Носова, работает не более двух мобильных пунктов.
Тариф растёт, но платят не все
В июле этого года тариф «Платона» вырос на 14 копеек до 2,04 рубля за километр. Минтранс назвал это повышение индексацией.
По мнению Андрея Панферова, рост тарифа повысит объем собираемых средств и позволит увеличить количество ремонтируемых дорог и мостов. В таком случае бизнес перевозчиков может стать более рентабельным из-за сокращения сроков доставки и уменьшения расходов на амортизацию транспорта.
Впрочем, многие эксперты считают рост тарифа необоснованным. Они отмечают, что собираемость системы недостаточно высока:
некоторые предприниматели до сих пор уклоняются от оплаты проезда и таким образом получают конкурентное преимущество.
По мнению президента СААП Вячеслава Трунаева, перед повышением тарифа необходимо обеспечить собираемость на уровне не менее 95%. О реальном же уровне собираемости говорить сложно. Сегодня бортовые устройства «Платона» установлены на 90% большегрузов, зарегистрированных в России, однако некоторые перевозчики просто не включают их или используют «глушилки» и другие средства, позволяющие ездить по дорогам бесплатно.
В марте этого года Минфин предложил внести «Платон» в налоговый кодекс. В таком случае наказание за неуплату станет гораздо более жестким; это вынудит перевозчиков, до сих пор не зарегистрировавшихся системе, получить бортовые устройства. Однако и такую меру нельзя назвать универсальной.
По мнению перевозчика Юрия Бубнова, «уклонистов» можно поделить на три категории. Это предприниматели, которым выгоднее оплачивать штрафы, чем проезд, предприниматели, которые не платят по идейным соображениям, и предприниматели, у которых просто нет лишних денег на оплату «Платона». Если плата за проезд по федеральным трассам станет налоговым платежом, многим из них придется уйти с рынка.