← Коммерческий транспорт

«Американцы» на Колыме: слишком тяжелая техника

Сегодня американские тягачи можно встретить в разных уголках России, но особенно много их за Уралом, в Сибири и на Дальнем Востоке. Интересно, что и в советские времена там можно было встретить заокеанские большегрузы – совсем непохожие на сегодняшние магистральные капотники.

12-тонные тягачи Diamond Т, разработанные для нужд американской армии, поставлялись в СССР по ленд-лизу. Эти крупногабаритные машины использовались не только для перевозки военной техники, но и для нужд народного хозяйства.

Еще до окончания войны, в 1944 году, первая партия тягачей была доставлена на Дальний Восток для строительства Колымской трассы, а в 1945 году на дальневосточных стройках трудилось полторы сотни таких грузовиков. В условиях суровой русской зимы «американцы» испытывали серьезные проблемы – их двигатели, не оснащенные подогревателем, с трудом запускались на морозе, а замерзшее густое топливо переставало прокачиваться через тонкие трубки топливной системы. Аккуратного обращения требовали даже покрышки, которые при низких температурах становились чрезвычайно хрупкими.

Поэтому дорогие и «нежные» тягачи доверяли только самым опытным шоферам.

«Даймонды» были довольно медлительными – без нагрузки разгонялись до 37, а с грузом до 26 километров в час. В 1948 году в автопарки стали поступать новые советские грузовики (ГАЗ-51, ЗИС-150, МАЗ-200), запросто развивавшие скорость в 65-70 км/ч. Но  «американцы» обладали весомым преимуществом – большой грузоподъемностью.

«Даймонды» на Колымском тракте

Поэтому зарубежные тягачи холили и лелеяли. Но уже в середине 1948 года массовая эксплуатация «Даймондов» была прекращена. И виной тому стали не только суровые сибирские морозы, но и стремительно разрушавшиеся под тяжестью машин (вес нагруженных тягачей доходил до 60 тонн!) дороги и мосты.

Медвежья услуга

О проблемах, связанных с эксплуатацией большегрузов, в своих мемуарах вспоминал заслуженный строитель РСФСР Иван Лукин.

Иван Иванович Лукин - заслуженный строитель РСФСР, почетный житель г. Магадан. 

Изначально инженеры Дальстроя (треста, занимающегося дорожным и промышленным строительством на Дальнем Востоке) не хотели принимать «Даймонды» в свой автопарк. Нагрузки на ось (7,5 тонн) были чересчур высоки, а уклоны на колымских трассах, особенно на суглинистых участках дорог, неизбежно привели бы к многочисленным пробуксовкам и увязаниям. Кроме того, на многих дорогах два крупногабаритных тягача просто не смогли бы разъехаться. Однако опасения специалистов в начальник треста, Иван Никишов, в расчет не принял. 

В 1944 году инженеры получили задание: подготовить дороги для движения американских тягачей. Где-то усилить, где-то улучшить водоотвод, а на горных перевалах – закрепить тяжелые тракторы, чтобы вытягивать увязшие в грязи большегрузы.

Задание было выполнено. Никишов лично проверил подготовку дорог, и убедившись в том, что дорожники постарались на славу, премировал их дополнительным месячным окладом. 

В ноябре того же года Дальстрой получил первую партию «Даймондов», 52 машины. Вскоре милость начальства сменилась на гнев: Никишов дал транспортникам нагоняй за «неудовлетворительный вывоз грузов «Даймондами» и неоправданное сокращение их загрузки». Кто-то получил строгий выговор, а руководителей Магаданской и Актинской атвобаз даже арестовали на пять суток. Тяжелые грузовики стали нагружать под завязку и использовать везде, где только можно. 

Но весной победного 45-го стало ясно, что в условиях распутицы эксплуатация американских тягачей практически невозможна. Машины буквально продавливали размокший грунт и увязали в нём до рамы. Их вытаскивали из грязи, но дорога после этого становилась непригодной для дальнейшего движения транспорта. Проблемы возникали даже на равнинных участках. 

Иван Лукин вспоминает о случаях, когда застрявший в грязи «Даймонд» не удавалось вытащить даже с помощью двух других тягачей.

Спасти Колымский мост

Самой серьёзной проблемой стало состояние Колымского моста. Перед вводом в эксплуатацию «Даймондов» его усилили, однако проведенных работ оказалось недостаточно. При проезде грузовика в конструкции возникали огромные напряжения:  арки в серединах пролетов прогибались на 35 сантиметров. К апрелю 1945 года надарочное строение было серьезно деформировано.

Мост через Колыму, 1951 год.

Начальник местного управления дорожного строительства В. П. Лазарев подготовил доклад руководству Дальстроя, в котором отметил плачевное состояние моста и указал, что проезд тяжелых «Даймондов» необходимо срочно запретить. Для подтверждения своей правоты он пригласил других ответственных лиц и сформировал комиссию, члены которой согласились: мост нужно спасать. Они подписали соответствующий акт, и на подъездах к мосту были организованы пункты перевалки грузов c тяжелых «Даймондов» на малотоннажные грузовики.

Однако глава треста Никишов отменил решение комиссии и приказал пропускать груженые «Даймонды» по мосту. Почему? 

Основным аргументом своенравного руководителя были экономические показатели: стоимость одного тоннокилометра у «Даймонда» составляла 56 копеек, в то время как у ЗИС-5 – 1 рубль 34 копейки. 

В связи с этим Никишов в очередной раз инициировал проведение работ по укреплению моста и прилегающих к нему дорог, хотя проектировщики настаивали на том, что укрепление является лишь временной и явно недостаточной мерой.

И они были правы: даже после проведения работ по усилению мост продолжал испытывать явные перегрузки. Страдали и другие объекты дорожной инфраструктуры.

«Одни за другим выходили из строя и остальные дорожные сооружения… Но «Даймонды» шли, Никишов писал приказы, а работники УШОСДОРа, изыскатели и проектировщики делали отчаянные усилия, чтобы спасти положение. Увы, просвета не было видно… Практически все искусственные сооружения ежегодно подвергались капитально-восстановительному ремонту или же требовали полной их замены…» – пишет Иван Лукин.

Спасение пришло из Москвы: в 1948 году заместителем Никишова был назначен генерал-майор Иван Петренко. Осмотрев мост через Колыму, он приказал остановить движение «Даймондов». Спорить со своим коллегой, пользующимся авторитетом в высших кругах, Никишов не стал. Так и закончилось массовое использование американских тягачей на Дальнем Востоке. 

А вскоре мост через Колыму был реконструирован: деревянные конструкции заменили на металлические, а бетонные опоры усилили.

Реконструкция моста, 1953 год. 

фото: kolymastory.ru