Святослав Вильде о создании АТИ и новинках, которые ждут участников биржи.
В июле 2019 года биржа грузоперевозок «АвтоТрансИнфо» стала партнером Совета профессионалов по цепям поставок (СПЦП), единственного в России экспертного объединения, занимающегося развитием этой современной логистической концепции.
Эффективное управление цепями поставок невозможно без современных технологий. Ведущую роль в автоматизации многих логистических процессов играют цифровые сервисы, разработкой которых специалисты АТИ занимаются уже 20 лет.
Как онлайн-сервисы упрощают жизнь логистов и перевозчиков? С какими трудностями сталкиваются их создатели? Какие новые функции предложит АТИ своим участникам в обозримом будущем? Управляющий «АвтоТрансИнфо» Святослав Вильде ответил на эти и другие вопросы в беседе с пресс-секретарём СПЦП Верой Зубрицкой.
История АТИ началась с системы «Рейтинфо», которая отслеживала курсы валют. Как и почему вы ушли из финансовой сферы в логистику?
— Да, действительно, начинали мы с финансовой информации: публиковали в сети курсы валют, котировки акций на внебиржевом рынке и достаточно успешно развивались до 1998 года. После финансового кризиса начались сложности, и тогда мы задумались о диверсификации, о том, чтобы выйти на какой-то другой рынок.
Мой друг занимался грузоперевозками, у него было несколько машин. Он предложил мне открыть посреднический бизнес, нанять диспетчера, который находил бы загрузки для них и для других перевозчиков. Мы так и сделали: посадили диспетчера, я сам написал для него простенькую TMS на Delphi. Из неё впоследствии родился сервис расчёт расстояний, который до сих пор очень популярен на АТИ.
На рынке грузоперевозок в то время в информационном плане все было очень тускло. Мы решили выйти на этот рынок, применив накопленный в финансовой сфере опыт – так и появилась «АвтоТрансИнфо».
Выходит, вы ушли из финансовой сферы в логистическую.
— Да. Какое-то время система «Рейтинфо» работала параллельно с АТИ, но биржа набирала обороты, и мы прикрыли «Рейтинфо», сконцентрировавшись на логистике. АТИ стартовала в 1999 году и существует уже 20 лет. Сегодня это ведущая площадка по грузоперевозкам в России: у нас около 200 тыс. активных пользователей, ежедневно на бирже размещается порядка 150 тыс. грузов, доступно 80 тыс. машин.
Расскажите о вашей бирже. Чем сегодня занимается АТИ?
— Мы продолжаем развивать функционал биржи, разрабатываем новые сервисы – например, наш новый сервис Цепочки грузов. Он позволяет перевозчикам формировать наиболее выгодные «кругорейсы» из нескольких перевозок, сводя к минимуму порожний пробег. Сервис автоматически подбирает загрузки и варианты маршрутов, чтобы получить максимально возможный доход из расчета рубль за километр. А в скором времени перевозчики смогут формировать такие цепочки с учетом догрузов, что еще больше повысит ценность данного сервиса.
Недавно мы запустили маркетплейс по проверкам благонадежности юридических лиц, водителей и транспортных средств. Мы собрали на одной площадке ведущих провайдеров таких услуг; клиент может выбрать и заказать необходимые проверки.
Активно развиваем мобильные приложения, их у нас три: основное приложение по грузам и транспорту, мессенджер для общения между участниками АТИ и пейджер для оперативного получения информации о новых грузах. Надо сказать, что приложение по грузам очень популярно – его скачали уже почти миллион раз, а ежемесячная аудитория около 200 тыс. пользователей.
Но основной упор в последние два года мы делаем на Площадки - сервис для работы грузоотправителей с доверенными перевозчиками и экспедиторами.
Рынок цифровых технологий очень динамичен. Какие перемены вызывают наибольшие сложности и почему?
— Если говорить о сложностях, с которыми сталкиваются крупные IT-компании, то это, как ни странно, всеобщая цифровизация, которая буквально захлестывает сейчас все рынки. Она, конечно, открывает для нас большие возможности, потому что мы можем предлагать свои сервисы, услуги автоматизации. Но есть и обратная сторона медали – вызванный «цифровым бумом» дефицит и удорожание кадров, разработчиков, особенно в области мобильных приложений. С этим действительно возникают сложности.
А если говорить о логистическом рынке?
— В логистике для нас никаких сложностей нет. Скорее наоборот: я иногда шучу, что у нас антикризисный бизнес, потому что когда на рынке логистики дела идут не очень хорошо, у нас появляется больше пользователей.
Если у перевозчика есть постоянный заказчик, который загружает его на 100%, то биржа ему не нужна. Но когда связи рушатся, например, какой-то завод обанкротился, перестал выпускать продукцию, то перевозчики и экспедиторы ищут себе новых заказчиков, новые грузы и приходят для этого к нам. Поэтому если на рынке логистики начинаются сложности, то у нас наоборот идёт подъем.
Вы говорили, что делаете основной упор на Площадки. Что это за сервис? Какие преимущества он предоставляет пользователям биржи?
— Мы понимаем, что далеко не все грузы появляются на АТИ, потому что заказчики имеют круг своих проверенных перевозчиков и экспедиторов и в первую очередь предлагают грузы именно им. И только если они по каким-то причинам не могут выполнить перевозку, эти грузы попадают к нам на биржу. Раньше этот этап – передача груза от крупного заказчика к доверенному перевозчику – проходил мимо нас.
Это достаточно большой объем грузов. Но процесс распределения грузов среди перевозчиков, определения оптимальной цены и оформления перевозки у заказчиков не всегда удобен и автоматизирован. С учетом наших возможностей и опыта мы решили создать инструмент для работы грузоотправителей с узким кругом доверенных перевозчиков – так и появились Площадки.
У площадок есть ряд преимуществ перед другими похожими сервисами. Это, в первую очередь, глубокая интеграция с АТИ: перевозчики и экспедиторы уже находятся на бирже, каждый день работают с ней и привыкли к интерфейсу. При этом грузы с других площадок, которые распределяются среди экспедиторов, достаточно часто появляются на АТИ. И те же самые экспедиторы ищут у нас перевозчиков для этих грузов.
Заказчик, который будет работать с АТИ самостоятельно, получит возможность выходить на биржу автоматически: если груз не нашел перевозчика на закрытой площадке, он может быть опубликован на открытом рынке. Там, конечно, есть свои нюансы с точки зрения безопасности – придётся проверять откликнувшихся перевозчиков.
Но если перевозчик в большинстве случаев все равно будет найден через АТИ, зачем заказчику использовать посредника?
Еще один плюс - система рейтинга. Каждый участник АТИ имеет паспорт надежности, ему начисляются баллы по разным критериям. Есть система претензий, система рекомендаций, и вся эта информация доступна на площадке в реальном времени. Если с участником площадки произойдет что-то нехорошее, заказчик сразу это увидит.
Кроме того, АТИ поддерживает юридически значимый электронный документооборот с возможностью использования электронной подписи. Если у заказчика есть желание или необходимость им воспользоваться – для этого имеются все инструменты и возможности.
Работать с грузами, которые распределяются через площадки, можно с помощью мобильного приложения; им пользуется огромное количество участников АТИ.
Также у нас есть интересный проект, который мы готовим вместе с одной крупной компанией. Мы планируем внедрить принципиально новую систему торгов. Я пока не буду раскрывать деталей, пусть останется некая интрига; мы обязательно обо всём расскажем, когда всё заработает. Это будет наше ноу-хау, которого ни у кого нет.
А какие изменения в сервисах автоматизации логистики в ближайшем будущем ожидают пользователей? К чему приведёт повсеместная цифровизация, что она даст вашим пользователям – у вас есть какие-то прогнозы?
— Скажем так: для многих участников рынка даже то, что мы предлагаем сейчас на площадках, это завтрашний день. Многие до сих пор распределяют заказы по электронной почте или телефону и ведут учет в Excel’е. Я думаю, что в ближайшее время все больше и больше компаний начнут использовать специализированные сервисы для автоматизации.
В ближайшем будущем АТИ представит новые решения. Мы планируем выпустить приложение для водителей, которое поможет заказчику поддерживать с ними связь, отслеживать движение, отклонения в графике доставки, события, происходящие с перевозкой, её статусы, запрашивать у водителей документы, фотографии. Приложение будет интегрировано с площадками, но перевозчики и экспедиторы также смогут использовать его для связи со своими водителями. Идея не нова, но наше приложение станет самым распространенным из-за большого количества пользователей биржи.
Мы также планируем добавить новый функционал – сделать доступными торги в режиме аукциона прямо на бирже. Это будет интересно не всем, но многим. Вопросы безопасности при работе с открытым рынком требуют времени для проверки контрагентов – перевозчиков, которые откликнутся на груз. Для дорогих грузов это не очень реализуемо, потому что аукцион длится полчаса или час. Выиграет компания, которую СБ не пропустит – и торги придётся начинать сначала. А для недорогих грузов, где требования попроще, аукционы вполне могут работать на открытом рынке. У нас есть запрос от некоторых крупных заказчиков на такой функционал, и мы буквально в ноябре его запустим.
Кроме того, мы работаем над аналитическим продуктом по ставкам на грузоперевозки по разным направлениям. Пользователи часто спрашивают: есть ли у нас данные по ставкам, по трендам? Сейчас мы работаем над этим и, возможно, до конца года предложим какой-то продукт.
Выходит, у вас часто запрашивают статистику по тарифам?
— Постоянно. Может не каждый день, но раз в неделю точно: эта информация интересна всем.
Есть ли сложности в развитии и автоматизации рынка логистики? По каким причинам они возникают?
— Сложности есть, и немалые. Но они чаще всего лежат в плоскости организации процессов внутри логистического отдела заказчика. Во-первых, это большой консерватизм сотрудников. Им приходится менять привычки, ломать налаженные годами процессы. Люди в принципе не любят меняться, а тут придется почти все делать по другому. При любой возможности логисты легко скатываются на старый, привычный образ работы. В таких случаях от руководства требуется большая воля, чтобы внедрить изменения.
Не секрет, что среди логистов в некоторых компаниях присутствует коррупция: тогда сотрудники будут сопротивляться изменениям не только потому, что не хотят что-то менять, но и потому, что имеют личный интерес.
И если процессы будут полностью прозрачны, если руководитель отдела или компании будет понимать, что цены на перевозки оптимальны и получены в ходе честных торгов, они этого интереса лишатся. Сопротивление таких сотрудников – большая сложность.
Есть еще технические и финансовые сложности, потому что автоматизация предполагает интеграцию различных систем. У крупных и средних заказчиков, как правило, уже есть свои TMS, которые необходимо будет интегрировать с площадкой для проведения торгов. Для этого нужны разработчики, программисты. Это требует определенных ресурсов.
Какую пользу для своей компании вы ожидаете получить от партнерства с Советом профессионалов по цепям поставок?
— Для нас важна возможность «вариться» среди экспертов рынка, среди наших потенциальных и существующих клиентов, чтобы понимать потребности пользователей, актуальные тренды, представлять, что потребуется в будущем.
Мы рады, что вы присоединились к нашему клубу экспертов. Спасибо за интервью!