Для многих водителей грузоперевозки – это не просто работа, а образ жизни. Но не всем нравится романтика больших дорог. О вещах, которые заставляют задуматься о смене профессии, рассказал дальнобойщик из Липецка Олег.
C водителем большегруза беседовал видеоблогер Макс Майоров.
Привет, Олег! Прежде чем мы начнем задавать вопросы, расскажи в двух словах о своей работе.
— Я работаю на дядю. Сразу скажу, что это каторга. Зарплата и ответственность несопоставимы, можно понести большие материальные потери, не заработать ничего или даже уйти в минус.
В этом году у меня был случай в Волгограде, меня подрезал и «положил» автобус. Я вёз соки, довольно хлипкие двухлитровые пакеты и попал то ли на 26, то ли на 28 тысяч рублей, их вычли у меня из зарплаты.
В 2015 году шпана "разгрузила" меня в декабре, перед Новым годом. Я вёз шампанское из Петербурга в Подмосковье, в Новгородской области мне захотелось спать. Я остановился на заправке, проспал 2 или 3 часа и продолжил путь. Приезжаю в Ногинск, становлюсь на выгрузку, открываю ворота, смотрю – один поддон пустой, стрейч-пленка и картонные уголки валяются порезанные. Благо шампанское дешевое было, по 68 рублей за бутылку. В итоге я попал на 33 тысячи.
Работу водителя-дальнобойщика не рекомендую никому: это каторга! Сейчас нахожусь на распутье, думаю, чем дальше заниматься. Планирую до весны доработать и всё, завязываю.
Кто-то крышует дальнобойщиков?
— Нет, никто. Разве что когда сигареты возил, со мной сажали охранника со стволом, потому что деньги баснословные. А так ты сам отвечаешь за груз и его сохранность. Перевозчик всегда крайний. Был случай: в Москве шпана "разгрузила" машину на 700 тысяч рублей, украли колеса. Суд постановил взыскать эти деньги с перевозчика, хозяина машины.
Платит либо водитель, либо транспортная компания, на которую он работает. Иногда водитель может "соскочить". Далеко не в каждом случае – в накладных же расписываешься; но именно тогда водитель не был виноват, вышел сухим из воды, а деньги выплачивал предприниматель.
Ворует обычна шпана или организованные группировки?
— Есть воры, которые специализируются на грузовиках. На М-4 в Ельце у них есть машина специально оборудованная, они прямо на ходу фуры разгружают. Я сам не видел, как это происходит, а машину эту видел.
Есть ли у них оружие?
— Не знаю, они мне не показывали.
А у тебя?
— Я ножи собираю, у меня на поясе всегда нож висит. И баллончик перцовый. Применять пока не приходилось.
Два раза ко мне подъезжали в Воронеже и просили скинуть деньги «на общак», но я объяснял, что из их общака ничего не брал, и они отваливали. А так, чтобы конкретно наезжали – такого не было.
В чем главная опасность профессии?
— Не столько в криминале, сколько в материальной ответственности. Ты должен очень внимательно следить за приемкой груза, чтобы никаких косяков не произошло во время погрузки, иначе потом все повесят на тебя. Особенно если везешь бытовую технику.
Один раз в распределительном центре хотели зажучить два палета охлажденной рыбы, лосося, это огромные деньги. Говорят, тут мол недостача. Я в ответ – не может быть, вот все поддоны, давайте смотреть записи камер. Кладовщики говорят – а, вот они, их в сторону отвезли. Надо внимательно смотреть.
А почему ты пошел в эту профессию, если в ней такое творится?
— Я социофоб, варюсь в своем соку. С людьми общаюсь по мере надобности. Когда я пошел в дальнобой, зарплаты больше были. Ну и интересно было в разных городах побывать. Кабаки, женщины. Романтика в одном месте заиграла.
Расскажи про продажных женщин.
— Их практически не осталось. Когда в конце нулевых я начинал работать на межгороде, на окружной Воронежа они просто толпами стояли на каждой заправке, на каждой стоянке. Но нынешняя ситуация очень повлияла. После 2011 года таких женщин становилось меньше и меньше, и сейчас почти не осталось. На окружной Казани еще можно встретить, а в других местах, где были, их уже нет.
Опасно ли с проституткой встречаться?
— Конечно опасно – потому контрацептивы и существуют. А так это самые обычные проститутки, за которыми следят самые обычные сутенеры.
Есть ли у тебя семья, отношения?
— Семьи у меня нет, а отношения есть, я встречаюсь с женщиной.
Работаешь один, без коллег?
— Да. Сменщики обычно бывают в крупных транспортных компаниях. Я тоже раньше работал со сменщиком.
Со сном бывают проблемы?
— Иногда приходится ущемлять себя во сне и в еде.
Есть строгий график доставки: если опоздаешь, некоторые компании могут тебя вообще развернуть назад. Вот и едешь ты с Питера до Москвы всю ночь без сна.
Остановиться перекусить конечно можно, если укладываешься в график. А такие моменты, что поспать не удается, бывают. Иногда целые сутки не спишь, но потом тебе обычно дают отоспаться. Бывает, что 4 часа за ночь поспишь – в зависимости от того, как в график укладываешься. Обычно дальнобойщики спят около 6 часов в сутки.
Предлагали ли тебе возить контрабанду?
— Нет, мне не предлагали. Наверное, надо к кому-то в доверие войти, чтобы такое предложили.
О какой машине мечтает дальнобойщик?
— Сейчас много хороших машин. Мне нравятся Volvo. Я мечтал работать на восьмисотом Kenworth'е, это капотный тягач, американец. А работаю на МАЗ "Простор".
Каково состояние дорог в России?
— За последние годы оно улучшилось. Большинство дорог в хорошем состоянии. В нулевые было очень много разбитых дорог, даже в крупных городах, например в Воронеже – там я однажды попал колесом в яму, и мне пришлось включать блокировку дифференциала, чтобы из неё выехать.
Где самые хорошие дороги, а где самые плохие?
— Плохие дороги были в Саратовской, Волгоградской областях. А сейчас в целом нормальные.
Какие любимые районы и регионы России?
— Питер, Воронеж, Белгород. А нелюбимые – в Поволжье: Саратов, Пенза, та сторона. Мне больше на запад нравится ездить, поближе к Европе. Не знаю почему.
Какие грузы ты обычно возишь?
— Сейчас вожу в основном минеральную воду. Приезжаешь, выгружаешься, а обратно берешь что логист найдет. А опасные грузы возят другие машины, водители которых проходят специальное обучение. Я опасные грузы не вожу. Если из самых дорогих, то сигареты.
Сигареты – самый дорогой груз?!
— А ты посмотри, сколько сигареты стоят, и сколько пачек поместится в 82-кубовую фуру. Когда сигареты везешь, тебе даже охранника сажают. А самый дешевый… какие-нибудь плиты железобетонные. Макулатура, наверное. Расценка на перевозку больше зависит от расстояния. Но вообще я не выбираю, что мне везти.
Расскажи о «Платоне». Мешает он тебе?
— Мне «Платон» никак не мешает. Есть специальная глушилка, которая включается в прикуриватель и глушит бортовое устройство. Некоторые вообще его не включают, но если ты проедешь с выключенным устройством под контрольной рамкой, то придет штраф, 5000 рублей.
Я работаю не на своей машине и за «Платон» не плачу. Просто есть такая установка от руководства: ездим с выключенным «Платоном». Меня это не касается, я наемный водитель.
Можно ли в России ездить и не платить взятки?
— Не нарушай ПДД и не придется платить.
А ты часто нарушаешь?
— Скоростной режим, и то редко. Бывали перегрузы, но и они сейчас почти не встречаются. С перегрузами идут в основном зерновозы и самосвалы, менты их останавливают, но там водители знают, сколько надо платить – отдают деньги и едут дальше.
Встречался ли ты со стрельбой на дорогах?
— Слышал, что в 90-е такое было, а сам не видел.
Вопрос о массовых стачках. Что это?
— В 2017 году планировалась стачка <против системы «Платон»>, но те, кто больше всех орал, включили заднюю и не стали в ней участвовать. Потому что боятся потерять клиентов. Не поедешь – грузоотправители найдут другую машину, и будешь потом стоять без работы. Люди боятся.
То есть система сломала людей и никто не стал бороться?
— Да, на то она и система.
Говорят, что если у кафе стоит много дальнобойщиков, то кафе хорошее. Правда ли это?
— Нет, я ориентируюсь по полицейским. Если полицейская машина у кафе, значит там можно перекусить.
Кто обычно идёт работать дальнобойщиком?
— Дальнобойщики – вообще очень разношерстная публика. Много бывших ментов и военных, людей с высшим образованием. В дальнобое можно кого угодно встретить.
Провоцируют ли дальнобойщиков на аварии?
— Автоподставы, ты имеешь ввиду? Нет, я такого не встречал.
Больше всего бесят обочечники, которые пытаются объехать пробку и из-за которых пробка и увеличивается. Им же в любом случае потом придётся встраиваться в этот ряд.
Аварийность большая. Трупы часто вижу, это для меня привычное дело. Машины бьются, горят. Много людей погибает.
Хотелось ли тебе переехать скажем в Польшу, где платят больше?
— Хотелось, но я ленивый, мне ничего не хочется для этого делать. Конечно там зарплаты больше, но серьезно я эту тему не изучал, ленивый слишком.
Много ли среди дальнобойщиков женщин?
— Встречаются, причем довольно миловидные. Я видел, но не общался с ними. Их не очень много.
Ситуация на дороге в плане соблюдения ПДД налаживается? Поменьше нарушают?
— Да, сейчас люди стали ездить более дисциплинированно.
Подвозишь ли ты автостопщиков? И если да, то как часто?
— Редко, потому что могут что-то украсть. Один раз я подвозил парня в Питер, и он украл документы на груз за прошлый рейс. Они ему на*** не нужны, он их обналичить не сможет, зачем они ему понадобились? Может, взял, потому что ничего другого взять не смог. Сейчас стараюсь никого не подвозить.
Спасибо, Олег! Желаем тебе удачи.