Среди других факторов, сдерживающих развитие бизнеса – низкие темпы роста российской экономики и устаревший автопарк.
Консалтинговая компания Ernst & Young (EY) опубликовала обзор отрасли грузоперевозок в России. Аналитики рассказали о тенденциях рынка и поделились прогнозами, а опрошенные ими перевозчики назвали факторы, препятствующие их развитию.
Основные тенденции
В 2018 году объем автомобильных грузоперевозок вырос на 2,6%, а грузооборот автотранспорта – на 1,6%. Основными драйверами роста стала торговля (в том числе электронная коммерция) и рост перевозок сельскохозяйственной продукции.
На коммерческие перевозки приходится треть от общего объема перевезенных грузов – и более половины грузооборота. Это означает, что средняя дальность доставки у коммерческих перевозчиков значительно выше, чем у ритейлеров и производителей продукции, обладающих собственными автопарками.
В 2018 году экспорт в направлении ЕС увеличился, а импорт снизился. Объем импортируемых грузов снижается уже пятый год, это связано с ограничительными мерами.
Еще одна причина, по которой российские перевозчики все реже посещают европейские страны – экологические ограничения. В ряде городов ЕС запрещено движение автомобилей класса ниже «Евро 6»; далеко не все компании могут позволить себе такую технику – особенно в условиях слабого рубля.
Из-за сложностей на европейском направлении перевозчики всё чаще приглядываются к азиатским странам, в первую очередь к Китаю. Грузооборот между Россией и Китаем растёт, а подписанное летом 2018 года между Москвой и Пекином соглашение упрощает работу автоперевозчиков, разрешая им свободно перемещаться по территориям обеих стран. Китайские перевозчики вглубь России пока не ездят, а вот российские постепенно осваивают дороги Поднебесной.
Одним из главных трендов отрасли аналитики EY считают цифровизацию и внедрение новых технологий.
Такие технологии используются как самими перевозчиками, так и государством, применяющие высокотехнологичные решения для регулирования отрасли. Среди них – «Платон» и АСВГК (работа над последней еще далека до завершения). Обе эти системы увеличивают не только собираемость средств, необходимых для ремонта и строительства дорог, но и нагрузку на перевозчиков. Издержки транспортных компаний также растут из-за увеличения цен на топливо (по данным Росстата в 2018 году дизель подорожал на 16%).
Растущие расходы заставляют мелких игроков покидать рынок, что приводит к консолидации отрасли.
Крупнейшим перевозчиком России, по данным СПАРК, является ГК «Деловые Линии» с автопарком в 4000 машин. На втором месте ООО «Сельта», перевозчик сети «Магнит» (5900 машин), на третьем – ООО «Агро-Авто», перевозчик X5 Retail Group (3830 машин).
Прогнозы на будущее
Прогнозы Минтранса предполагают сдержанный, но стабильный рост объема грузоперевозок и грузооборота в течение ближайших шести лет. К 2025 году объем погрузки должен достигнуть 5711 млн тонн, а грузооборот - 272 млрд тоннокилометров. В ведомстве также ожидают роста объема транзитных автоперевозок.
В наступающем году Минтранс намерен разработать механизмы, которые помогут международным перевозчикам обновить автопарки для повышения конкурентоспособности. Ожидается, что к 2025 году средний срок службы автомобилей таких перевозчиков сократится до 8,5 лет (в 2016 году он составлял 10,5 лет).
Увеличению объемов грузоперевозок должно способствовать развитие дорожной инфраструктуры – в частности, такие проекты, как:
- Строительство скоростной автодороги Москва–Нижний Новгород–Казань (путь из Москвы в Казань сократится с 12 до 6,5 часов);
- Строительство обхода Тольятти (путь между Москвой и Самарой сократится с 16 до 8 часов);
- Реконструкция подходов к крупным морским портам;
- Создание новых транспортно-логистических центров;
- Развитие дорожной сети между административными центрами регионов России;
- Строительство ЦКАД, которая поможет оптимизировать грузопотоки, проходящие через Московскую область.
Составители обзора отмечают, что принятая Минтрансом Стратегия развития автомобильного транспорта предполагает, помимо всего прочего, дополнительные меры, направленные на сокращение теневого сектора.
Сдерживающие факторы
Именно на низкую прозрачность рынка чаще всего жалуются автоперевозчики, опрошенные аналитиками EY. 68% респондентов отмечают низкую прозрачность рынка, а 53% указывают на демпинг, искусственное занижение цен недобросовестными конкурентами.
По мнению участников обзора, некоторые представители малого бизнеса экономят на обслуживании транспорта, страховании ответственности и других расходах. Издержки таких предпринимателей снижаются, вслед за ними снижаются тарифы, и часть клиентов уходит к недобросовестным перевозчикам.
Среди других сдерживающих факторов перевозчики указывают высокую фрагментированность рынка (42%), устаревший автопарк (37%), недостаточно быстрое развитие автомобильной инфраструктуры (37%) и недостаточно высокие темпы роста российской экономики (32%).
На устаревшую нормативную базу и недостаточное развитие электронного документооборота пожаловался 21% опрошенных. Длительность таможенного оформления не устраивает 11% перевозчиков.
Авторы обзора отмечают, что по прогнозам Минэкономразвития уже в следующем рост ВВП начнет ускоряться и достигнет 3,1% к 2021 году. При этом одной из точек роста для российской экономики может стать увеличение инвестиций в основной капитал, крупная доля которых приходится на проекты строительства и модернизации транспортно-логистической инфраструктуры.
В заключении эксперты подчеркивают, что нынешние условия являются благоприятными для инвестиций в транспортную отрасль.