Минтранс во вторник, 24-го декабря, опубликовало на Федеральном портале проект изменений в Правила перевозок грузов автомобильным транспортом. Поправки расписывают порядок использования электронных транспортных накладных и, по сути, разрешают их оборот на территории России.
Подчеркнем, поправки пока имеют исключительно вид проекта (то есть: говорить об их вступлении в силу еще рановато), но уже тот факт, что они, наконец-то, разработаны, свидетельствует о том, что переход на электронные накладные в ближайший год действительно может случиться.
Министерство транспорта вот уже несколько лет подряд обещает официально разрешить использование электронных накладных, однако решение вопроса регулярно переносится. Когда-то соответствующее постановление планировали выдать в ноябре 2018-го года, потом — в декабре 2019-го.
По последней информации, которую в ноябре озвучил вице-премьер Максим Акимов,
электронная транспортная накладная и электронный путевой лист в течение 2020-го года точно должны стать признаваемыми документами.
Подготовленные Министерством транспорта поправки предусматривают, что формировать электронные накладные можно будет «любым доступным способом и с применением любого программного комплекса», однако только при участии специального оператора.
Таким оператором сможет стать организация, которая удовлетворит всем требованиям (их разработают чуть позже), получит допуск и войдет в соответствующий реестр.
Операторов, как отсюда следует, может быть много.
Оператор будет обеспечивать электронный документооборот. Прежде чем приступить к работе с электронными накладными, каждая транспортная компания должна будет заключить с ним соглашение.
Оператор, что чуть ли не самое главное, будет передавать документ в единую информационную систему электронных накладных, где он в течение определенного срока (его продолжительность пока еще не установили) будет храниться.
Таким образом доступ к электронной накладной смогут получить судебные органы, органы прокуратуры, органы исполнительной власти, в том числе и ФНС.
Правда, положения непосредственно об информационной системе и передаче в нее электронных накладных вступят в силу только с 1-го января 2024-го года. Сам же переход на электронные накладные, как можно предположить, произойдет раньше.
Сейчас Министерство транспорта работает над созданием специального сервиса «Безбумажные перевозки пассажиров и грузов» — единой платформы, где перевозчик сможет осуществлять все действия, касающиеся организации перевозок автомобильным транспортом: оформление электронных документов, получение специального разрешения на перевозку опасных грузов и на движение крупногабаритных и/или тяжеловесных транспортных средств, бронирование очереди в пункте пропуска через границу и пр.
В полноценном режиме запуск платформы обещали обеспечить в 2023-м году.
При этом часть сервиса, касающуюся перевозок тяжеловесных и крупногабаритных грузов, недавно уже представили.