← Автомобильные грузоперевозки

Вес под контролем: в Омской области запустили продвинутую АСВГК

Сергей Мельников

Уже в этом месяце владельцы большегрузов, двигающихся по омским дорогам с перевесом, начнут получать за допущенные нарушения «письма счастья». Штраф за превышенную массу авто может достигать полумиллиона.

В четверг, 30 января, губернатор Омской области Александр Бурков открыл автоматический пост весогабаритного контроля на 21-м километре дороги Омск—Одесское. В феврале в регионе начнет действовать целая система автоматизированного контроля транспорта. 

По словам губернатора, она считается передовой для всей России, подобных центров весового контроля пока нет даже на многих федеральных трассах. К примеру, на трассе Омск—Тюмень работает один пост, но в ручном режиме. «Таких пунктов по всей стране установлено за последние годы 97. Девять из них в нашей области. Президент наметил планы для каждого региона еще в 2018 году, мы его сегодня выполнили на 90%. Чтобы этого добиться, мне пришлось поменять многих руководителей, в том числе в Управлении дорожного хозяйства и министерстве транспорта. Новое руководство выполнило поставленную губернатором задачу», — отметил Александр Бурков. 

Появившаяся в Омской области система дорожного контроля действительно уникальна. Она позволяет дорожным подразделениям оперативно реагировать на любые изменения природы, ведь установленные датчики передают круглосуточно в центр сбора информации, размещенный в региональном Управлении дорожного хозяйства, информацию не только о перемещении фур, но и об осадках, силе ветра и даже температуре дорожного покрытия. Дорожная техника оснащена системой «Глонасс», поэтому диспетчер из оперативного центра руководит работами по уборке снега, борьбой с обледенением и так далее. 

Принцип работы системы автоматизированного весогабаритного контроля следующий: датчики, установленные в системе, круглосуточно будут вычислять весовые и габаритные параметры автомобиля во время движения. Комплекс фотовидеофиксации определит также категорию транспортного средства и его регистрационный номерной знак. Данные о каждом транспортном средстве, зафиксированном системой, будут вноситься в автоматическом режиме в единую учетную запись в виде акта о результатах измерения весовых и габаритных параметров. 

В настоящее время максимальная допустимая для дорог регионального значения нагрузка на ось транспорта составляет 10 тонн. Ширина транспортного средства должна быть не более 250 см, а высота не более 400 см. Экономический эффект от запущенного проекта колоссальный, если учесть, что региональный бюджет не потратил на него ни копейки своих денег. Инвестор ООО «Софтлайн проекты» (Москва) вложил в проект 952 млн рублей. Область будет в течение пяти лет их возвращать штрафами, которые по закону будут выписаны нарушителям по перегрузу и по нарушению габаритов транспортных средств. 

«В январе система работала в тестовом режиме, но даже в этот, не самый загруженный перевозками месяц было выявлено в автоматическом режиме около тысячи нарушений. При среднем штрафе в 200 тыс. рублей за перевес с каждой машины, уже набралось бы 200 млн рублей. 

По предварительным подсчетам, мы сэкономим для областной казны за три ближайших года около 3 млрд рублей. Деньги придут от штрафов, официальной оплаты за провоз негабаритных грузов и будут сэкономлены на ремонте дорожного покрытия. А самое главное, мы сделаем наши дороги более безопасными, потому что правила перевозки негабаритных и недовзвешенных грузов написаны кровью», – напомнил глава региона. 

Глава региона также сообщил, что по протяженности грунтовых дорог Омская область занимает второе место в России после Якутии, поэтому вырученные от работы постов автоматического контроля средства будут направляться на ремонт и строительство дорог. 

Справка: 

Пункты автоматизированного весогабаритного контроля транспортных средств расположены на следующих участках автомобильных дорог: 

- Омск – Русская Поляна, 22 км + 200 м; 

- Омск – Одесское – граница республики Казахстан, 20 км + 450 м; 

- Омск – Одесское – граница республики Казахстан, 106 км + 735м; 

- Подъезд к рабочему поселку Марьяновка, 0 км + 500 м; 

- Любинский – Красный Яр, 4 км + 000 м; 

- Омск – Тара, 57 км + 588 м; 

- Омск – Муромцево – Седельниково, 72 км + 600 м; 

- Омск – Нижняя Омка, 31 км + 100 м; 

- Исилькуль – Полтавка, 5 км + 191 м. 

Еще один пункт планируется установить в 2024 году.