Какие города среди дальнобойщиков слывут самыми криминальными в России? В какую сумму водителям «влетают» штрафы за вождение? И как устроена кабина грузового автомобиля? На эти и другие вопросы отвечает Дмитрий Сысоев – дальнобойщик с 13-летним стажем.
IZHLIFE в рубрике «Моя работа» рассказывает о профессии дальнобойщика.
Досье
Дмитрий Сысоев
Фото: личный архив героя материала
Возраст: 34 года
Стаж работы: 13 лет
Образование: среднее профессиональное, автослесарь-механик 3 разряда, техническое училище №6
Семейное положение: холост, есть сын (7 лет)
Как пришел в профессию: Любовь к машинам, как и у любого мальчика, у меня была всегда. Еще будучи детсадовцами, мы с парнишками выходили на обочину и махали мимо проезжающим дальнобойщикам. В детстве ездил в колхоз, где работал папа, и «возился» с машинами. Средний брат у меня тоже водитель, поэтому мой путь был предрешен.
«10 минут моего отдыха спасут несколько жизней»
Интервью с человеком этой профессии я ждала давно. Грезила, что наконец-то залезу в большую машину и посмотрю на то, как все там устроено, лично. Но коронавирус внес свои коррективы, поэтому интервью с дальнобойщиком пришлось провести по телефону. Своим звонком я застала нашего героя на заправке: мужчина как раз собирался в очередной рейс в Санкт-Петербург.
– Это вы ловко меня поймали! Этот месяц (разговор был в конце апреля. – Прим. ред.) выдался каким-то напряженным, дома практически не бываю. «Намотал» больше 21 000 км, хотя средняя цифра у меня 14 000-15 000 км, – начал рассказ Дмитрий. – Работаю я в частной компании, развожу все: от кошачьего корма до лекарств. Если говорить о географии поездок, то езжу, в основном, в Москву, Санкт-Петербург, Пермь, Екатеринбург, Тюмень, Сургут и т.д.
Дальнобойщики проходят осмотр у врача, который в случае «годности» водителя выдает так называемый путевой лист. Перед каждым рейсом механик проверяет автомобиль, указывает на недочеты, которые нужно исправить до поездки.
Кстати, у дальнобойщиков нет понятия «рабочий день». Как только появляется заказ, мужчина отправляется в рейс: неважно, день или ночь на дворе. За месяц Дмитрий совершает около 6 поездок в несколько тысяч километров. Чтобы груз был доставлен вовремя, а главное, в целости и сохранности, водителям нужно соблюдать режим труда и отдыха.
– Максимум, который мы можем двигаться в день – 9 часов, но делать это без перерывов нельзя. Можно ехать по 4,5 часа и отдыхать между ними 45 минут, а потом уходить на так называемый суточный отстой (13 часов). Можно эти 9 часов делить иначе: три часа едешь, полчаса отдыхаешь, потом снова 3 часа за рулем и т.д., – рассказывает Дмитрий. – Два раза в неделю можно брать дополнительный, десятый, час. Скажу честно: я стараюсь соблюдать график, но иногда им пренебрегал. Бывает, что сломаешься, потратишь время на ремонт, а у тебя сроки доставки «горят». Ну как тут быть? С другой стороны, я понимаю свою ответственность за жизнь других. В случае ДТП я могу отделаться царапинами, а в «легковушке» могут погибнуть люди.
Сам за рулем я не засыпал, но предпосылки к этому были. Если мне такие «звоночки» поступают, то я останавливаюсь, выхожу на улицу, дышу воздухом, чай пью и еду дальше. 10 минут моего отдыха могут спасти несколько жизней.
Суммарно период вождения не должен превышать 56 часов в неделю и 90 часов за 2 недели. Выходной должен длиться не менее 45 часов (еженедельный отдых), но допускается сокращение этого времени до 24 часов
«Освободите «встречку», отказали тормоза!»
Практически полжизни дальнобойщик проводит за рулем, поэтому количество аварий, которые видят водители большегрузов – не сосчитать. Не раз Дмитрий сам попадал в ДТП, а вот однажды ему даже пришлось спасать человека!
– Я ехал в Ижевск около Можги. На дороге был небольшой гололед, снег. Дело бы на небольшом мостике. На моих глазах «Газелька» снесла отбойник, перелетела через него и кабина ушла под воду. Я, конечно, сразу вышел, спустился к речке, начал открывать двери, люди там кричали, толкались, – вспоминает Дмитрий. – Потом я осознал, что несколько человек, чтобы выбраться, взобрались на одного мужчину и стоят на нем, а его голова уже под водой. Еще бы немного, и он просто умер. Барахтался я там около часа, а потом еще в итоге «нарвался» на недовольство руководства, так как задержался, но зато всем помог выбраться! К тому моменту как раз подоспели медики.
Спасать людей пришлось однажды и от самого Дмитрия: в машине отказали тормоза.
– Они перегрелись и перестали просто реагировать. В тот момент на моей полосе вдалеке шел ремонт и были рабочие. Я просто чудом успел заметить поломку раньше, чем произошла трагедия. В рацию я сразу крикнул другим водителям, что иду на Ижевск, отказали тормоза, предупредите рабочих и освободите «встречку»! Благодаря этим действиям на месте ремонта я зацепил только конусы! – говорит Дмитрий. – Кстати
практика показывает, что все уверены в моих тормозах настолько, насколько я сам в них не уверен. Водители «легковушек», когда «бросаются» мне под колеса, не понимают, что я не могу с весом в 40 тонн (20 груз и 20 сама машина) просто так взять и остановиться.
В тот момент у меня, конечно, вся жизнь перед глазами промелькнула, но, к счастью, все обошлось. Это за гранью фантастики!
«Челябинск и Магнитогорск – криминальная местность»
Однако самое опасное в профессии дальнобойщика далеко не ДТП, а бандиты: нападения на водителей все еще случаются. Около 10 лет назад по всем федеральным каналам «трубили», что одними из самых опасных городов являются Челябинск и Магнитогорск. По словам Дмитрия, эти города и сейчас опасны.
– В 2012 году я вез молоко из Сарапула в Челябинск. Выгрузка у меня была назначена на ночь, а я приехал в 8 вечера. Зарегистрировался и решил поспать. Разбудил меня стук в дверь, я открыл шторку и увидел паренька в форме охранника. Я сначала подумал, что проспал выгрузку, снял блокировку с двери и началось… – рассказывает Дмитрий. – Оказалось, что у них тут такой пропускной режим: если груженый – нужно заплатить 6 000 рублей, пустой – 3 000 рублей. За товар было страшно, поэтому я сказал, что пустой, денег нет. Они начала рыскать по кабине, искать ценности и по итогу я согласился им заплатить, только чтобы сберечь товар. Мы съездили до банкомата, я снял деньги и отдал. Когда они меня привезли обратно, то дали свою визитку, а потом разбили еще правое стекло за то, что пытался их обмануть. После их отъезда я обнаружил у себя ножевое ранение (3 см глубиной). Видимо, когда дрались в кабине, я даже от шока этого не почувствовал… Обо всем я, конечно, рассказал руководству.
По словам Дмитрия, таких опасных городов и регионов по стране немало.
– А еще в этом же году (в 2012) я попал в передрягу в Екатеринбурге. Тогда за ночь бандиты «грохнули» около 13 машин. Ночью они просто шли по машинам, вымогали деньги, колеса прокалывали, стекла били, нападали с ножом. Мне тоже стучали, но я так крепко спал, что вообще не слышал! Когда проснулся, увидел разбитую фару и помятую дверь. О случившемся узнал от других дальнобойщиков, которые стояли и ремонтировались, – вспоминает герой.
«Из-за работы я не видел, как мой сын сделал первый шаг»
– Я много раз хотел бросить эту работу. Во-первых, страдает здоровье: от частых ночных переездов зрение садится, давление скачет, спина и шея болят так, что никакие врачи не помогают. А сколько дальнобойщиков остаются инвалидами только лишь потому, что их руководство экономит на солярке, заливая на зиму летнее топливо… – говорит Дмитрий. – Во-вторых, я практически живу в машине. У меня бешеный ритм: приехал, помылся, переоделся и снова рейс. В-третьих, с такой работой семейная жизнь у меня не сложилась, к сожалению. Не каждая женщина сможет жить с мужчиной, которого постоянно нет дома, согласитесь?
А самое главное, из-за своей работы я не видел, как пополз мой сын, как сделал первый шаг, не слышал его первого слова!
С женой мы в разводе, сын живет с мамой, поэтому вижу я его не так часто. И каждую встречу мы знакомимся с ним как в первый раз!
Однако несмотря на все трудности, пока оставить эту работу Дмитрий так и не смог. Говорит, что слишком любит свое дело, дороги и автомобиль, который даже ревнует к другим водителям.
В приметы и суеверия Дмитрий не верит. Единственное, что он соблюдает – это просьбу мамы никогда не возвращаться домой, если уже вышел. Кроме этого, каждое утро мужчина звонит маме, которая спустя столько лет все равно переживает за сына.
– Моя работа – это мое все, поэтому я пока еще в этой профессии. В планах у меня – открыть свой бизнес и работать на себя. Наверное, многие, кто кричат, что хотят уйти – обманывают себя. Хоть это и сложная работа, но очень романтичная. Я уже объездил пол-России и просто влюбился! Удмуртия, Алтай, Байкал, Иркутская область, Башкирия, Пермский край… Какие там виды! Отказаться от этого удовольствия уже сложно, потому что дальнобойщик – это не профессия, а образ жизни. А его, как говорится, поменять ой как не просто, – подытоживает Дмитрий.
БЛИЦ
Может ли дальнобойщик сам выбирать маршрут?
По идее, нет. Но бывает, что нужно повидать родственников срочно или что-то забрать в другом городе. Тогда договариваешься с начальством, что, если появится заказ в нужную сторону, то поеду в том направлении я. Обычно идут навстречу. Кстати таким способом я уже два раза на рабочем автомобиле съездил с ребенком в отпуск. При желании и договоренности с начальством можно совместить приятное с полезным.
Имеет ли право водитель проверить груз и вскрыть коробки?
По идее да, но вы представьте, что у вас полная фура коробок. Все их проверять просто не хватит сил, поэтому мы осматриваем груз только на целостность. На некоторых складах нас вообще не допускают к машине, то есть мы стоим на расстоянии и смотрим, как нам в прицеп грузят товар. Получается, что мы везем «кота в мешке» и в любой момент меня и мою компанию могут подставить. Могут тебе что-то повесить под машину, а ты даже не будешь знать, что везешь «запрещенку».
За чей счет ремонтируется автомобиль, если что-то сломалось? И кто оплачивает штрафы?
Смотря, в чем причина. Если что-то сломалось не по моей вине, то компания платит. Если какое-то ДТП или я не досмотрел – плачу и ремонтирую я сам. Чтобы вы понимали, только одна фара на моем автомобиле стоит 9000 рублей. То есть ремонт влетает в копеечку. Штрафы оплачивает водитель, так как за рулем находится он, а не начальник компании. За 2019 год у меня вышло штрафов почти на 29 000 рублей.
Существует стереотип, что дальнобойщики часто прибегают к услугам женщин легкого поведения. Так ли это?
Не скажу, что часто, но бывает. Я такими услугами не пользуюсь, но есть водители, которые не прочь с такими девушками отдохнуть. Подобными дамами славится Республика Татарстан, Самарская и Воронежская области, Санкт-Петербург.
Есть ли у вас личный легковой автомобиль?
Был, но я его продал за ненадобностью. Если мне нужно, я беру автомобиль в аренду или езжу на общественном транспорте.
Правда ли, что все дальнобойщики любят шансон?
Не сказал бы. Большинство слушает, но я предпочитаю вообще ехать без музыки. Вместо нее включаю аудиокниги.
Доходы
Средняя зарплата Дмитрия – 70 000 рублей в месяц (оплата 5,5 рубля за км. 1 рубль из этой суммы входит в командировочные)
Из наблюдений
Как отмечает Дмитрий, сейчас самая главная проблема дальнобойщиков – сроки, поэтому той взаимовыручки, которая была раньше, уже нет.
– Каждый шаг водителя отслеживает система Глонасс, поэтому любое отклонение от графика вызывает недовольство у начальства, – говорит Дмитрий. – Есть водители, которые помогают, несмотря ни на что, предупреждают о поломках, если что-то замечают. А вот однажды у меня спустило колесо, мне нужен был второй домкрат. Я 4 часа стоял на трассе, орал в рацию, чтобы помогли, но никто не откликался!
Это интересно!
На каком автомобиле ездит Дмитрий:
Mercedes-Benz Actros
Год выпуска 2017
Двигатель - 12.0 л / 410 л.с. / Дизель
Коробка - автоматическая
Тип кабины- 2-местная
В машине Дмитрий ездит без обуви. Говорит, что так ему удобнее, да и грязи в кабине меньше.
На заметку
Список любимых кафе, где всегда останавливается Дмитрий:
«Никольское», Чувашская Республика;
«Русский дом», Нижегородская область;
«Казачья застава» (особенно нравится банный комплекс), Пермский край;
«Гавань», Пермский край;
Автозаправочный комплекс «Ирбис», Республика Татарстан.