← Автомобильные грузоперевозки

"Можно и 2000 евро заработать, если месяц из кабины не выходить". Из офисных работников – в дальнобойщики

Фото: Иван Кришкевич, https://www.abw.by/

Сейчас многие думают о смене профессии и даже страны проживания. Белорусский дальнобойщик Валерий тоже размышляет о переезде в Европу. А пока он готов поделиться опытом, как из офисного сотрудника превратиться в дальнобойщика и каково это работать в международных автоперевозках.

Полгода на переквалификацию

– Когда я принял решение пойти в дальнобойщики-международники, у меня была только водительская категория ВЕ. Но, как говорится, был план, и я придерживался его с самого начала. Пошел в автошколу и последовательно сдал на категории С и Е. Записался на курсы по международным перевозкам, где рассказывают про режимы труда и отдыха, про работу с документами и т.д., а по окончании дают сертификат. Еще прошел дополнительный курс, позволяющий перевозить опасные грузы. С того момента, как я записался в автошколу на категорию С, и до того момента, как сел за руль своего первого рабочего грузовика, прошло полгода.

Вот все документы на руках. Но кому ты нужен такой, теоретик без практики? 

Фура стоит 60.000 евро. Кто тебе ее доверит? Да и вообще, кто будет брать человека, который что-то слышал, но толком еще в этой сфере не работал?

Поэтому сначала я набил руку на грузоперевозках внутри страны на обычном среднетоннажном фургоне. Не обошлось без шишек, но это тоже опыт. Чтобы не наступать на одни и те же грабли, в дальнейшем подходил к выбору работодателя более ответственно: изучал отзывы, в первую очередь обращался в крупные компании, с хорошей репутацией среди водителей.

Разослал резюме в белорусские и иностранные компании. В одну из них меня пригласили на собеседование, предложили пройти тестирование. Вот сейчас я бы на все вопросы точно ответил, тогда же многое только в теории знал. Но и этого оказалось достаточно, чтобы произвести хорошее впечатление. Мне сказали так: "Ты нам подходишь, но найди того человека, кто возьмет тебя стажером". То есть водителя, который согласится со мной отправиться в рейс. А таких желающих особо нет. Для них это лишний "геморрой", ответственность.

Но тут помогли знакомые, которые взяли на свою фирму и договорились со своим водителем. Он, конечно, этого не хотел, но его уговорили. Мне оказалось достаточно одного "обучающего" рейса. В следующий уже отправился самостоятельно.

Главное,​ не переработать

Что самое сложное в работе дальнобойщика? Соблюдать режим труда и отдыха! Есть жесткие требования к тому, сколько водитель может работать (не только находиться за рулем, в движении, но и выполнять все остальные действия: делать загрузку/разгрузку, заниматься оформлением и т.д.), а сколько должен отдыхать. С одной стороны, это все правильно, с точки зрения заботы о здоровье, безопасности. С другой стороны, ты пытаешься не нарушать, но пробки, форс-мажоры, и по правилам ты должен остановиться, а встать негде. Или до стоянки не доезжаешь буквально несколько километров. Пару раз возникали ситуации, когда тебе до базы остается 20 км, а надо останавливаться на многочасовой отдых.

Тебя контролирует тахограф. Он пишет все: сколько едешь, сколько стоишь и так далее. Чтобы обойти это, водители ставят "левый" чип, как будто бы за руль сел другой водитель. Это позволяет работать больше. Но если словят, грозят серьезные штрафы. В Европе это от 700 евро до 5 лет тюрьмы. Но, например, в России – всего лишь 10.000 российских рублей, то есть порядка 135$. Понятно, что многие компании заставляют водителей по Беларуси и России использовать "левые" чипы, так как последствия не такие страшные.

Неважно, где ты нарушил режим труда и отдыха, в течение 28 дней тебя могут за это оштрафовать в любой стране, когда проверят тахограф. Но штрафы-то разные! 

 Поэтому некоторые водители, где-то попавшие на нарушение, специально "сдаются" в России. На любой границе есть пункт транспортной инспекции. Ты к ним приходишь, просишь проверить тебя – это стоит 500 рублей (меньше 7$). Они видят твои нарушения, выписывают официальный протокол и выставляют свой смешной штраф (135$). И все, ты снова чист, можешь спокойно ехать в Европу.

Но все эти штрафы, будь то 135 долларов или 700 евро, за счет водителя. Если ты попался раз, второй за месяц, то сколько вообще на руках от зарплаты останется?

https://www.abw.by/

Вопрос не только в деньгах

Условия оплаты у белорусских и европейских автоперевозчиков принципиально отличаются. У нас платят за километр обычно 12 евроцентов. То есть платят, только когда ты едешь. В Европе оплата посуточная, в среднем 60-65 евро за день, вне зависимости от того, едешь ты, оформляешься или отдыхаешь. Что выгоднее?

Если на европейской фирме каждый день работать, то за месяц и под 2000 евро можно заработать. Белорусские фирмы платят за километраж, но за месяц намотать более 10.000 км не проблема. 

На самом деле реально выходит от 1200 до 1500 евро, иногда удается заработать и больше. Плюс премия за экономию топлива.

Но помимо денежных вопросов есть свои особенности, которые стоит учитывать. 

Так, чтобы работать в иностранной компании, надо иметь сертификат о профессиональной квалификации (95-й код), причем для каждой страны он свой, по месту регистрации компании. Чтобы получить этот документ, надо пройти обучение, заплатить 400-1000 евро, в зависимости от страны, если ты "новичок". Для опытных водителей, давно имеющих категорию С, эта процедура и проще, и дешевле.

Я разговаривал с ребятами, которые там работают, в основном в литовских и польских компаниях. Они как попали в Европу, как сели в Германии в машину, так и ездят на ней, месяцами находятся в кабине, делая одну и ту же работу. Я зарабатываю на 200-500 евро меньше, но имею возможность домой заскочить, отдохнуть, пообщаться здесь с друзьями, на велосипеде покататься, в общем, "перезагрузиться". И не нахожусь все время в этих трех квадратных метрах, что тяжело психологически и физически.

Еще один момент. Я стараюсь с собой вещей по минимуму брать, но все равно прилично выходит, целый багажник легкового автомобиля. Это одежда, продукты, посуда и так далее. Но, работая на "местной" машине, я могу себе это позволить. 

Когда едешь на европейской фуре, столько вещей с собой не возьмешь. Скажем, ты на немецкую фуру должен сесть в Ганновере – на автобусе или поезде с собой столько не повезешь. Значит, придется там покупать или от чего-то отказываться. Конечно, это я говорю о ситуации, когда сам живешь здесь, а работаешь на иностранную контору. Если жить там, таких неудобств или нет, или их меньше.

https://www.abw.by/

Что дальше?

Не жалею ли я, что ушел с офисной работы? Жалею, что не сделал этого раньше. Я как ушел оттуда, пару месяцев мне периодически звонили, спрашивали, как сделать то, как поступить с этим. Я им тогда сказал, что для того, чтобы таких вопросов не возникало, надо платить нормальную зарплату и относиться к сотрудникам по-человечески. Почему я ушел с предыдущей работы? Вопрос даже не в деньгах (сначала все было очень хорошо, затем похуже), а в том, что к тебе отношение как к быдлу.

А здесь ты сам по себе. Сам строишь график работы, свой режим труда и отдыха. Да, есть своя ответственность, свои проблемы. Но все равно мозг отдыхает. И спокойствие на душе.

Сейчас я работаю в белорусской компании, одной из лучших в стране, как я считаю. И по оплате, и по отношению. Да и техника свежая, хоть и с недорогими прицепами, а там свои заморочки. Но уже думаю купить или взять в лизинг собственную фуру. Какой именно грузовик брать, какой прицеп, на каких условиях – это все еще в процессе расчетов. Но есть желание развиваться и в большей степени работать на себя. И дальше уже думать о том, как переехать хотя бы в ту же Польшу. А лучше – в Германию или Испанию.

https://www.abw.by/


Иван Кришкевич