Как изменилось отношение перевозчиков к госсистеме за пять лет работы и на что потрачены деньги, собранные за это время?
В ноябре исполнится пять лет с момента запуска государственной системы «Платон». За эти годы в дорожный фонд России от грузоперевозчиков в виде покилометровой платы за федеральные дороги поступило 120 млрд рублей, что позволит построить и восстановить более 130 мостов и 3,5 тыс. км дорог. С 2020 по 2022 год на собранные госсистемой средства Росавтодор расширит и капитально отремонтирует 44 участка федеральных автотрасс протяжённостью 600 км, проходящих по территориям 23 регионов страны. Сейчас «Платон» выполняет свою главную задачу: полученные средства направляются на ремонт и строительство дорожной инфраструктуры, отмечают опрошенные «Известиями» эксперты. Внедрение системы дало ещё один важный эффект: рынок автоперевозок в России — вопреки прогнозам скептиков в 2015-м — стал прозрачнее и цивилизованнее, чего давно ждали честные предприниматели. При этом перевозчики настаивают на усилении контроля за теми, кто пытается обойти систему и не вносить плату.
«Горячее» пошло
На пятый год работы «Платон» прошёл через очередную волну информационных вбросов — в частности, сообщений о распространении покилометровой платы на легковые машины, которые стали повторением точно такого же мифа, запущенного на старте госсистемы в 2015 году.
— Госсистема «Платон» создана для соблюдения установленного действующим законодательством порядка взимания платы только для транспортных средств разрешённой максимальной массой свыше 12 т, — подчеркнули в пресс-службе «Платона» в ответ на сообщения анонимного Telegram-канала «Незыгарь» о появлении на сайте системы раздела для регистрации легковых автомобилей, что якобы свидетельствует о планах по взиманию платы не только с большегрузов.
Эксперты назвали произошедшее вбросом с политической целью — для расширения сферы действия системы нужно в первую очередь изменение законодательства, а не разделов сайта.
— Смотрел сам — нет такого раздела на сайте, — заявил партнёр аналитического агентства «Автостат» и автоэксперт Игорь Моржаретто, взявшийся проверить опубликованную анонимами информацию.
Большинство экспертов сошлись в том, что цель этого вброса — создание горячей темы перед выборами в Госдуму и привлечение внимания 45-миллионной аудитории владельцев частных автомобилей.
Введение платы для легковых автомобилей, по мнению гендиректора аналитического центра «Политген» Ярослава Игнатовского, и сейчас, и в среднесрочной перспективе — несвоевременный шаг.
— Несмотря на то что количество автомобилей увеличивается, а вместе с этим растут и затраты на поддержание автодорожной инфраструктуры, установление платы за проезд для легковых автомобилей грозит социальным напряжением. За передвижение большегрузов платят компании-перевозчики, поэтому расход на «Платон» не бьёт по кошельку самих водителей, — рассуждает он.
Приняв «Платон», Россия пошла по пути мировых тенденций, отметил автоэксперт. Он напомнил о существовании подобной системы в Германии, на опыт которой часто ссылаются в нашей стране.
Так, немецкий Toll Collect только через десять лет работы снизил порог охвата автомобилей грузоподъёмностью с 12 до 7,5 т. Запуск такой системы в Германии обоснован справедливым принципом, обеспечивающим взимание платы за пользование дорожной инфраструктурой с тех видов транспортных средств, которые оказывают бòльшую нагрузку на автомагистрали и используют их в коммерческих целях в отличие от легковых авто, а также стимулированием к повышению экологического класса грузовиков.
«Восстановить справедливость»
Сейчас в российской госсистеме зарегистрирован 1 млн 386 тыс. большегрузов. За месяц к «Платону» присоединилось 14,5 тыс. транспортных средств. Грузоперевозчикам за эти годы выдано 2,2 млн бортовых устройств.
Свою лепту в дорожный фонд России вносят и иностранцы: зарубежные перевозчики из 70 стран мира зарегистрировали в системе «Платон» более 330 тыс. 12-тонников. Около 15% всех перечисленных средств заплатили именно иностранные логистические компании, работающие на российских автомагистралях.
Все иностранные фуры, которые едут по нашим федеральным дорогам, платят так же, как и все, отметил спецпредставитель президента России по вопросам природоохранной деятельности, экологии и транспорта Сергей Иванов. Он подчеркнул, что иностранцев таким образом уравняли в правах с нашими дальнобойщиками, которым приходится вносить плату за передвижение по трассам за границей.
— Я поддерживаю «Платон». Когда я был вице-премьером и отвечал за транспорт, я публично говорил, не стеснялся. Меня, прямо скажем, злило то обстоятельство, что у нас на все виды транспорта есть оплата за инфраструктуру, кроме автомобильного, — говорил Сергей Иванов. — Только на автомобильных дорогах, которые на тот момент все были бесплатные, бесплатно можно было вести всё что угодно. И я знаю случаи, когда металл и уголь по 60 т везли на фурах, потому что бесплатно, не надо платить за инфраструктуру. Конечно, это разбивало дороги без конца. И вот как раз система «Платон» призвана, я бы так сказал, восстановить справедливость. Это же справедливо: едешь — плати, едешь на тяжёлой фуре — плати, естественно, больше.
44 дороги и 100 мостов за два года
Трассы, которые за счёт средств от «Платона» планируется восстановить в течение ближайших двух лет (а это 44 участка федеральных автодорог), станут вдвое шире: двухполосными, более комфортными и безопасными. За этот же период дорожники капитально отремонтируют 100 «платоновских» мостов.
За минувший месяц дорожники завершили ремонт 17-километрового участка трассы М7 «Волга» в Чувашии, где расширили проезжую часть до четырёх полос, а встречные потоки на одном из самых загруженных отрезков магистрали разделили барьерным ограждением. Также Росавтодор расширил до четырёх полос шестикилометровый подъезд к Черкесску на федеральной трассе А165. На оползнеопасном отрезке дороги возвели железобетонную подпорную стену длиной 325 м. Ещё 5 км этой магистрали будет расширено в следующем году. Ежедневно по трассе А165 проезжает более 10 тыс. автомобилей.
До конца следующего года четырёхполосным станет другой участок подъездной дороги к Черкесску длиной 14 км на трассе Р217 «Кавказ». Первые четыре километра отремонтировано уже в этом году.
В середине сентября с месячным опережением на «платоновские» деньги капитально отремонтировали мост на 532-м км федеральной трассы Р228 в Волгоградской области. В нормативное состояние приведены опоры и пролётные строения, а для устройства дорожного полотна применили усовершенствованный асфальтобетон, улучшающий сцепление колёс с проезжей частью, что снизит риски образования колеи летом и разрушения зимой.
Где деньги?
Пять лет назад введение «Платона» вызывало недовольство водителей и компаний-перевозчиков, но система доказала свою эффективность: денег на развитие автодорожной инфраструктуры в бюджет стало поступать больше, отмечает гендиректор аналитического центра «Политген» Ярослав Игнатовский.
— Транспортники обращали внимание на завышенные тарифы, необоснованный размер штрафных санкций. В итоге ряд их требований был удовлетворён, а социальное возмущение стало уходить из информационной повестки, — напомнил собеседник «Известий».
По его словам, благодаря «Платону» нелегальные перевозчики были вынуждены уйти с рынка.
Деньги от «Платона» используются для совершенствования дорожной инфраструктуры, идут на восстановление и строительство дорог и мостов, подчеркнул председатель межотраслевого экспертного совета по развитию грузовой автомобильной и дорожной отрасли (МОЭС) Борис Рыбак.
— Утилитарную задачу, которую возлагали на «Платон», система очевидно выполняет: деньги действительно собираются, в дорожный фонд поступило уже более 100 млрд рублей, за эти годы отремонтированы и построены нужные и важные объекты дорожной инфраструктуры, — сказал «Известиям» эксперт.
Первоначальная настороженность в отношении системы, по мнению Игоря Моржаретто, была связана с тем, что в России мало кто готов отдавать деньги на подобные цели.
— Постепенно все поняли, что за счёт этих средств отремонтировано много дорог и построено много новых мостов, — рассуждает Игорь Моржаретто.
Более того, нецелевого расходования средств, собранных системой «Платон», о котором пять лет назад заявлял ряд «экспертов», не выявили и проверки Счётной палаты и Совета Федерации.
— Средства использованы целенаправленно: для строительства, реконструкции и ремонта аварийных мостов и путепроводов, для ремонта убитых дорог, — заверил член комитета по экономической политике Совета Федерации Юрий Важенин.
Он добавил, что информацию, куда нужно направить средства, дают сами пользователи дорог. Регулярные отчёты об отремонтированных дорогах появляются на специальной странице dorogi.platon.ru, чего не происходит на сайтах подобных систем в Белоруссии и странах Европы — Германии, Словакии и Австрии, обращает внимание Борис Рыбак.
Смена назначения
В дальнейшем действие «Платона» может распространиться на региональные дороги, полагает автоэксперт Игорь Моржаретто.
— Региональные трассы не менее федеральных нуждаются в ремонте. Часть автомобилей, которые раньше ходили по федеральным трассам, перешли на маршруты по региональным и достаточно сильно их разбили, — посетовал он.
По словам председателя МОЭС Бориса Рыбака, «Платон» расширится в первую очередь на те дороги, статус которых правительство планирует сменить на федеральные, где необходимо обеспечить равный контроль для всех грузоперевозчиков и построить инфраструктуру системы.
— Если примерно 80% федеральных трасс сейчас соответствует стандарту, то из региональных до него не дотягивает и половина. Если дороги сменят статус, то есть надежда, что их качество улучшится, — считает эксперт.
В ближайшие годы, по данным Минтранса России, назначение сменят почти 20 тыс. км региональных дорог — в этом случае протяжённость федеральных трасс превысит 70 тыс. км.
Активность перевозчиков
К октябрю объём грузоперевозок восстановился после апрельского падения из-за пандемии коронавируса, отметили в пресс-службе компании-оператора госсистемы «Платон» «РТ-Инвест Транспортные Системы» (РТИТС), опираясь на данные индекса «Платона», который публикуется еженедельно и показывает разницу общего пробега грузовиков по федеральным трассам между 2020 и 2019 годами.
— Более того, грузоперевозчики из ритейла, сельскохозяйственной и строительной отраслей, а также логистические компании (сборные грузы) с июля демонстрируют положительные показатели экономической активности по сравнению с прошлым годом, — рассказали «Известиям» в пресс-службе.
Эту статистику использует для контроля ситуации Минэкономразвития, отмечал ранее глава ведомства Максим Решетников. Сейчас плата с большегрузов практически не влияет на стоимость перевозки и не отражается на конечных ценах перевозимой продукции, отметил Борис Рыбак.
— Самые главные расходы в грузовых перевозках — это стоимость топлива и зарплата водителей, а доля расходов от «Платона» незначительна. Кроме того, система взимания платы действует только на федеральных трассах, протяжённость которых составляет пять процентов от всех дорог в стране. Если это переложить на продукты и товары, которые перевозятся, то это меньше, чем одна десятая процента, — пояснил председатель МОЭС.
Влияние платы за федеральные дороги по системе «Платон» на конечную стоимость основных видов промышленной и продовольственной продукции выражается в сотых долях процента (максимально 0,03–0,05%), а для дорогостоящих товаров — тысячные доли процента, подтверждают расчёты завотделом управления перевозками грузов автомобильным транспортом НИИ автомобильного транспорта Ивана Батищева.
Борис Рыбак добавил, что своевременный ремонт автотрасс позволяет повысить скорость доставки и, соответственно, снизить расходы предпринимателей на топливо и ремонт грузовиков.
Министр транспорта России Евгений Дитрих также отмечал, что взимание платы по «Платону» критическим образом не влияет на объём грузовых автомобильных перевозок в период пандемии нового коронавируса.
— Сегодня грузовые автоперевозки сбалансированы. Видим, что объём перевозок на грузовом автотранспорте стабилен, не очень сильно упал по сравнению с прошлым годом, — сказал министр. — Нужно четко понимать, что платоновский платёж для потенциала перевозок решающего значения не имеет.
Белый рынок
Система «Платон» достигла важной цели и привела к «обелению» и прозрачности рынка автомобильных грузоперевозок, полагает исполнительный директора Национального союза экспертов в сфере транспорта и логистики (СЭЛ) Ольга Федоткина. С ней соглашается Борис Рыбак.
— Самое главное, что введение «Платона» изменило рынок автомобильных грузовых перевозок. Он стал менять свою конфигурацию и из абсолютно нерегулируемого, сложившегося таким к 2005 году, превращается в более контролируемый и цивилизованный. Этот рынок важен для России, — подчеркнул собеседник «Известий».
По его оценке, годовой оборот грузовых автомобильных перевозок исчисляется колоссальными суммами: от пяти до шести триллионов рублей. Борис Рыбак добавил, что запуск государственной системы «Платон» стал внешней силой для оздоровления отрасли автомобильных грузоперевозок.
— Именно с этого момента начался абсолютно новый и более высокий уровень конструктивного диалога между рынком и регулятором. «Платон» стал не только способом мониторинга транспортных потоков и сбора средств на строительство дорог, но и стимулом к долгожданному наведению порядка на рынке грузоперевозок. И на сегодняшний день у перевозчиков ожидание в развитии «Платона» как источника данных для корпоративных платформ и дополнительных цифровых сервисов, — заключил эксперт.
Сокращение количества «серых» перевозчиков и как следствие снижение уровня недобросовестной конкуренции –положительный эффект в работе «Платона», отмечают в автотранспортном предприятии розничной сети «Магнит» — компании «Сельта».
— Уменьшение аварийности, улучшение экологической обстановки, отчётность по собранным средствам и их распределению, — перечислил очевидные плюсы «Платона» представитель компании.
Розничная сеть «Магнит» в этом месяце стала победителем IV Национальной премии «Грузовики и дороги» в категории крупнотоннажных перевозок на внутрироссийских маршрутах, сообщается на сайте премии. В тройке лидеров этой номинации и логистическая компания «Деловые линии», в которой также ценят госсистему за результат её работы — улучшение дорожной инфраструктуры.
Статистика госсистемы «Платон» стала одним из критериев отбора лучших грузоперевозчиков.
— Представители госсистемы «Платон» традиционно входят в состав жюри ежегодного конкурса. Ключевым критерием наших оценок являются данные государственной системы «Платон». Мы анализировали сразу несколько параметров: объём парка и его прирост за год, экономическую активность на основе интенсивности движения. Совокупный «флот» отмеченных компаний вырос за год почти на 700 грузовиков, рост пробега по федеральным трассам достигал 10% и более в отдельные месяцы весной в период коронавирусного спада, — пояснил представитель пресс-службы РТИТС.
Добавочная польза
Данные о количестве передвигающихся 12-тонников по федеральным трассам, полученные от «Платона», используют государственные ведомства и надзорные службы, отметил гендиректор РТИТС, директор Ассоциации «Цифровой транспорт и логистика» (ЦТЛ) Антон Замков.
— Изначально система «Платон» была интегрирована с налоговой службой, дальше подключились таможенники, МВД, ГИБДД, и в результате сейчас мы получили довольно серьёзный каркас, основанный на сотрудничестве с органами власти, — пояснил «Известиям» Антон Замков.
Однако перевозчики настаивают на продолжении усиления контроля за нарушителями, которые не вносят плату за федеральные дороги.
— Большим цивилизованным перевозчикам, которые отчисляют средства, не нравится, что некоторые ловкачи научились объезжать по региональной трассе или пытаются обойти систему. Те, кто не платит в «Платон», естественно, имеют конкурентные преимущества, они могут установить более низкие тарифы на перевозки, и это портит рынок, — убеждён Борис Рыбак.
По его словам, претензии перевозчиков заключаются в том, чтобы контроль оплаты усиливался.
— Платить должны все, а тех, кто увиливает, нужно наказывать, — подчеркнул председатель МОЭС.
В ближайшие несколько лет контроль за проездом большегрузов будет усиливаться. Соответствующая инфраструктура «Платона» при увеличении протяжённости федеральных трасспополнится 30 автомобилями и 155 дополнительными рамными конструкциями, фиксирующими с помощью специальных сканеров и камер проезд грузовиков круглосуточно, рассказал ранее в интервью «Известиям» гендиректор РТИТС Антон Замков.
Сегодня тариф «Платона» – 2,20 рубля за километр. По законодательству он должен индексироваться раз в год в зависимости от размера инфляции. В июле Федеральное дорожное агентство сообщило, что с 1 февраля 2021 года плата может составить 2,31 рубля за километр.
По поручению Минтранса Росавтодор информирует перевозчиков об изменении стоимости за полгода до индексации. По мнению исполнительного директора СЭЛ Ольги Федоткиной, такое заблаговременное предупреждение важно для бизнеса.
Этот подход обеспечивает спокойное планирование деятельности, прозрачность и предсказуемость инфраструктурного тарифа, пояснила эксперт.
Мнение автора статьи может не совпадать с позицией редакции