Все дело в спецразрешениях на перевозку крупногабаритной техники, которые теперь выдаются только в электронном виде, а система еще не отлажена.
Крупные стройки в России могут остановиться. Проблема связана с перевозкой крупногабаритной техники, на которую с начала октября нужно получать разрешения в электронном виде вместо бумажных.
Однако региональные и муниципальные дороги не были загружены в систему, и теперь в доставке спецтехники намечается коллапс, рассказал президент Национальной ассоциации грузоперевозчиков «Грузавтотранс» Владимир Матягин:
— [Проблема] не то что масштабна, она уже критична. Минтранс ввел выдачу спецразрешений для перевозки тяжеловесных и крупногабаритных грузов в электронном виде и отменил на бумажных носителях. Они вроде бы эту систему тестировали, но у нас, как обычно, по Черномырдину: «Хотели как лучше, получилось как всегда». Региональные, муниципальные и местные дороги в регионах не оцифрованы, не загружены в данную систему, и, соответственно, за эти 27 дней было получено 140 спецразрешений из 7 тысяч поданных заявок. Перевозчики встают и не могут перевезти строительную технику, турбины на заводы, на гидроэлектростанции, на атомные электростанции, оборудование на месторождения и так далее.
— Минтранс заявляет, что до 1 января 2023 года можно получить разрешение в бумажном виде.
— Нет, Минтранс лукавит. Представитель Минтранса Козлов Антон, заместитель руководителя по дорожной политике, заявил, что на бумажных носителях выдача спецразрешений только для международных перевозчиков, для внутреннего рынка по федеральным трассам выдается все в электронном виде.
— Насколько сильно это может ударить по стройкам и по каким?
— Чтобы перевезти обычный экскаватор, который будет работать на стройке, или даже кран поставить, конструкцию привезти, нам нужно получать спецразрешение. То есть дорожное строительство встанет, всякие стройки федерального значения, мосты, сооружения, потому что конструкции перевозят тоже машины крупногабаритные, мостовые сооружения, балки и тому подобное. То есть полностью весь спектр стройки встанет.
— Какие-то строительные компании это ощутили или это только грядет?
— Это только грядет, потому что заявку направляют заранее. Стройки, я думаю, уже после ноябрьских ограничений встанут.
О масштабах проблемы на примере собственной компании рассказал директор компании «Рустранс-Спедишн» Кондратий Гайкевич:
«В среднем в год мы делаем порядка 900 тысяч таких перевозок, это стройки по всей стране, начиная с Дальнего Востока. Поэтому наша ситуация напрямую зависит от получения этих разрешений. Такие перевозки — это ведь очень сложный инженерный проект, он разрабатывается много месяцев, начиная с того, как будет крепиться груз на площадке, как он будет ехать, по какому маршруту, какая несущая способность у мостов по его пути, нет ли конструкций над дорогой, которые будут мешать по ширине, по длине, по высоте. Соответственно, разрешения подаются за месяц, за полтора. То есть сейчас в октябре я подавал заявления на те перевозки, которые должны были состояться в середине ноября. Это, например, причальные стенки для нефтедобывающих платформ на Дальнем Востоке, это оборудование для газовиков, которые в тайге, пробурив скважину, будут монтировать станции для сжижения газа, это строительная техника. Это в первую очередь отразится не на нашем бизнесе, а на бизнесе тех, кто сейчас делает стройки нацпроектов, делает монтаж сложных производственных, в том числе и военных объектов, для тех, кто везет корабли, крупную технику и огромное количество всяких разных вещей».
А вот что рассказывает о проблеме руководитель другой транспортной компании «Негабарит-Транс» Павел Аванесян:
— В данный момент разрешения получить невозможно, если они затрагивают региональные дороги. Вот у нас висит порядка 50 заявлений, и они уже просрочены, дней 15 висят.
— Что вы возите?
— Возим спецтехнику, например, для «Транснефти», они обслуживают трубопроводы, вот прорыв трубы завтра будет, а отвезти мы не сможем. Бульдозеры, трубоукладчики, экскаваторы. То же самое «Роснефть», буровые установки, они с места на место передислоцируют, чтобы бурить скважины для добычи, мы их перевозим. На самом деле парализовано все. Металлургическая промышленность, мы вывозили составляющие детали для доменных печей. Возили оборудование на Керченский мост, сейчас Керченский мост достроен, сейчас в Москве развязки строятся, в Московской области, мы возили мостовые палки. Сейчас мы не можем их возить, разрешений нет.
Перевозчики говорят, что ждать отладки системы нет возможности, так как ряд участников рынка за это время могут обанкротиться. В Ассоциации грузоперевозчиков намерены обратиться к президенту с просьбой вмешаться в ситуацию.