Челнинский автогигант выводит на рынок малотоннажный автомобиль. Новинке будет непросто отвоевать свою долю, учитывая, что она стоит дороже аналогов конкурентов.
По легкому пути
КАМАЗ, который является безусловным лидером на российском рынке тяжелых грузовиков, замахнулся на новый для себя сегмент малотоннажников. Уже в январе стартуют продажи новой модели «Компас», которая впервые была представлена на выставке «Комтранс» минувшей осенью. Как отмечают на КАМАЗе, традиционный для завода сегмент автомобилей полной массой от 12 до 40 тонн хоть и растет, но имеет ограниченную емкость. Освоение же новой ниши в перспективе позволит компании нарастить выручку и придаст ей устойчивости в кризисы.
При этом чтобы сократить сроки разработки новинки и ее постановки на производство, КАМАЗ не стал разрабатывать модель с нуля, а позаимствовал компонентную базу у своего китайского партнера JAC Motors. К тому же челнинский автогигант таким образом сможет минимизировать инвестиционные риски к запуску «Компаса» на рынок, но в течение 5-6 лет намерен инвестировать в локализацию производства кабины, двигателя, мостов и т.д., после того как продажи модели выйдут на необходимый объем от 5 тыс. машин в год.
По мнению руководителя дилерского направления сети автосалонов Fresh Auto Дениса Решетникова, главная причина решения КАМАЗа составить конкуренцию «ГАЗели» – потенциальные масштабные объемы выпуска новой модели «Компас». Предпосылками для этого стали увеличение внутренних и международных автомобильных перевозок – на 15%, а также рост спроса на коммерческий транспорт – примерно в 2 раза.
В свою очередь, ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов отмечает, что производство коммерческих автомобилей другого сегмента диверсифицирует деятельность КАМАЗа и повышает его конкурентоспособность. При изменении спроса на традиционную продукцию компания может получать доход за счет продажи нового вида грузовых автомобилей, что обеспечит ее экономическую устойчивость. Кроме того, производство новых машин может увеличить интерес к традиционной продукции КАМАЗа, помочь в продаже тяжелых грузовых автомобилей.
По китайским лекалам
Итак, новый «Компас» практически полностью повторяет грузовик JAC N-серии, от которого его отличает лишь иное оформление передней части автомобиля, выполненное в стиле других моделей «КАМАЗ». Силовой агрегат тоже китайский: четырехцилиндровый турбодизель Cummins ISF 3.8 (154 л.с.) и 6-ступенчатая механическая коробка передач Fast Gear.
В настоящее время на КАМАЗе налажено производство автомобилей «Компас 9» и «Компас 12» полной массой 9,5 тонн и 12 тонн соответственно. Во втором полугодии 2022-го планируется вывести на рынок «Компас-5» полной массой 3,5 тонны и «Компас-6» полной массой около 6 тонн. Самый легкий «Компас-3» на 3,5 тонны, которым можно будет управлять с правами категории B, КАМАЗ начал разрабатывать в этом году, в 2022-м планирует выпустить прототип, а в серию он пойдет, вероятно, не раньше конца 2023 года. Такие машины будут отличаться конструкцией шасси, но кабины у них останутся одинаковыми.
Как считает эксперт «Дрома» по коммерческому транспорту Анатолий Федоров, наиболее востребованными будут модификации в категории легкого коммерческого транспорта, однако не исключено, что и версии 5-, 9- и 12-тоннажных автомобилей найдут своего потребителя.
- Основными преимуществами нового грузовика «Компас», который сейчас выпускается массой 9,5 тонн и 12 тонн, являются более просторная, чем у других LCV, кабина водителя, более экономичный расход топлива и отсутствие необходимости установки системы «Платон». Именно последнее станет основным отличием «Компаса» от конкурентов и стимулом для роста его продаж. «Компас 12» будет регистрироваться как среднетоннажный грузовик, что избавит его владельцев от оплаты проезда по федеральным трассам, – констатирует Решетников.
Убийца «ГАЗели»?
Среди основных конкурентов «Компаса» на самом КАМАЗе называют «ГАЗель» и «ГАЗон Next», при этом новинка будет стоить дороже примерно на 5%. Как рассказал корпоративному изданию «Вести КАМАЗа» главный конструктор инновационных автомобилей ПАО «КАМАЗ» Сергей Назаренко, чуть более высокая цена компенсируется целым рядом преимуществ «Компаса» перед конкурентами, что и должно обеспечить продажи. Так, в отличие от «ГАЗели» и «ГАЗона Next», у «Компаса» бескапотная компоновка, что повышает маневренность машины, уменьшая радиус поворота при тех же габаритах бортовой платформы. По той же причине у новинки больше внутренний объем кабины, а обзорность лучше. Комплектация «Компаса» тоже немного богаче – кондиционер, к примеру, идет уже в базовом исполнении, тогда как для автомобилей марки ГАЗ это опция. По расчетам КАМАЗа, «Компасы» окажутся экономичнее соразмерных моделей Горьковского автозавода, а показатели грузоподъемности будут выше.
Между тем, недостатком «Компаса», вероятно, является отсутствие бензиновой модификации для LCV, добавляет Федоров. Также, по его словам, некоторым потребителям, возможно, потребуется полноприводная модификация, но пока представлены только модификации «Компаса» с колесной формулой 4х2.
В дорогу дальнюю
Что касается рыночных перспектив «Компаса», то на КАМАЗе оценивают потенциальный объем продаж новой модели на уровне 5-10 тыс. автомобилей в год, при этом он будет увеличиваться постепенно. Так, в первый год планируется реализовать несколько сотен таких машин и около тысячи – во второй, учитывая, что на начальном этапе «Компас» будет доступен только у московских дилеров, и в течение следующего года продажи новинки будут поэтапно запущены по всей России.
Как полагает Дмитрий Баранов, темпы продаж нового грузового автомобиля не будут быстрыми, и компании потребуется потратить много ресурсов для завоевания доли рынка. Учитывая позиции КАМАЗа на внутреннем рынке, не исключено, что его новые грузовики, в первую очередь, могут быть востребованы государством. То есть различные федеральные и региональные ведомства и компании могут закупать эти грузовые автомобили для своих нужд. Это поддержит продажи и будет способствовать закреплению нового продукта КАМАЗа на рынке. А вот бизнес будет изучать опыт эксплуатации новых машин, их стоимость, рабочие характеристики, уровень сервиса и т.д. И только после этого частные компании могут сделать выбор в пользу «Компаса», но не откажутся от продукции и других автопроизводителей.
- В крупных городах вводят всё больше ограничений на проезд грузовых автомобилей, то же самое происходит и на междугородних перевозках. На этом фоне рынок LCV растет, поэтому стремление КАМАЗа занять на нем какую-то долю вполне объяснимо. Однако к новинкам в нашей стране привыкли относиться с осторожностью. Только клиентский сервис и выгодные условия приобретения могут быть драйверами роста продаж, при условии наличия более дешевых отечественных аналогов, – резюмирует Анатолий Федоров.