← Таможня и ВЭД

Помощь под санкциями: Россия вдвое увеличила закупки белорусских грузовиков

официальный сайт Минского автомобильного завода

В 2021 году импорт из Белоруссии в Россию побьёт рекорд 2013-го, следует из статистики Федеральной таможенной службы (ФТС). Из ряда изменений выделяется то, что Россия приобрела вдвое больше грузовиков.

Если общая сумма закупок за весь 2020 год составила 351 млн долларов, то за 10 месяцев 2021-го – 612 млн.

В проекте поддержки Белоруссии участвует не только Россия, но и Китай

Импорт из Белоруссии в Россию по результатам 2021 года в денежном выражении значительно превысит 13 млрд долларов (сведения за весь год пока недоступны, но статистика ФТС за 10 месяцев позволяет это утверждать). Для сравнения: общая сумма долга Белоруссии перед РФ на текущий момент составляет около 9 млрд долларов; страна является крупнейшим должником России (далее следуют Украина и Венесуэла). Китай – второй по величине кредитор Белоруссии, сумма кредита достигает 3–5 млрд долларов (данные разнятся).


В прошлом году главным драйвером экспорта из Белоруссии в Россию стали грузовики. Эксперты «Автостат Инфо», ссылаясь на собственные данные, подтвердили увеличение поставок продукции государственного предприятия «Минский автомобильный завод» (МАЗ), которое попало под западные санкции в 2021 году.

– За 11 месяцев 2021 года есть резкий рост закупок самосвальных шасси: МАЗ-6501 6х4 – в 2,4 раза, МАЗ-6317 6х6 – в 2,53 раза и МАЗ-6516 8х4 – плюс 73,5 процента. Последняя модель дорогая и вполне могла утяжелить собой белорусский экспорт в Россию. Увеличились поставки также и магистральных серий: седельный тягач МАЗ-5440 4х2 (аналог нашего КамАЗа-5490) – плюс 84,3 процента, бортовой тягач МАЗ-5340 – плюс 30,5 процента и шасси МАЗ-6430 6х4 – плюс 35,8 процента, а также коммунальное среднетоннажное шасси МАЗ-4380 – рост в 3,2 раза и среднетоннажник МАЗ-4371 «Корнет» – плюс 35 процентов. На 64,7 процента вырос и магистральный МАЗ-MAN 6312 6х4, – поделился эксперт «Автостат Инфо» Александр Климнов.

Кроме того, в России на 69 процентов увеличился такой показатель, как регистрация ряда старых моделей машин этой марки, что может быть связано с постановкой на учёт автомобилей с военного хранения.

В пресс-службе МАЗа повышение объёма продаж «Октагону» объяснили восстановлением потребительского спроса в первой половине 2021 года и ослаблением пандемических ограничений. Возросло и количество грузоперевозок – отмечается спрос со стороны организаций, занятых в строительной сфере.

– В отличие от конкурентов (европейских и иных зарубежных производителей), столкнувшихся с определёнными проблемами, МАЗу удалось оперативно приспособиться к новым условиям работы и наладить бесперебойную поставку узлов, агрегатов и комплектующих, необходимых для производства автотехники, – рассказали в пресс-службе предприятия.

«В условиях пандемии завод запустил совместные белорусско-китайские ООО “МАЗ-Вейчай” по выпуску дизельных двигателей и ООО “Фаст-МАЗ” по производству коробок передач, что позволило повысить эффективность производства и положительно отразилось на себестоимости самосвалов», - пресс-служба Минского автозавода.

Однако Александр Климнов считает, что в целом стремительное изменение статистики свидетельствует о договорённостях на политическом уровне.

– Скорее всего, за таким ростом белорусского автомобильного экспорта стоит некий негласный проект поддержки экономики республики со стороны России, – отметил собеседник.

Александр Колесник, Тарас Подрез