Наступивший 2022 год несет с собой новые вызовы. По прогнозу экспертов, рынок столкнется с повышением цен на дизтопливо, подвижной состав, запчасти, расходники. Подорожает фрахт, а вслед за ним и все остальное.
Французская поговорка гласит: «Не нужно быть курицей, чтобы понять, как она чувствует себя в кастрюле». Точно так же не нужно спрашивать о самочувствии бизнеса в период пандемии: его лихорадит.
Только в первом полугодии 2021 года арматура подорожала в России в полтора раза (по итогам года +73,5%), листовой прокат потяжелел в цене в два раза (по итогам года +85%), алюминий поднялся в стоимости почти на треть. Взрывной рост цен был отмечен на старте второго квартала 2021 года. Пиломатериалы и кирпич прибавили в цене по 30%, кабель подорожал на 45% и т.д. – пошла цепная реакция. Свежи в памяти и перебои, вызванные дефицитом микрочипов и прочих компонентов электроники, вылившихся в подорожание коммерческих транспортных средств, от легких грузовых автомобилей до автобусов и агрегатов к прицепному составу.
По данным Росстата, размер инфляции в 2021 году составил 8,4%, что выше, чем в предыдущие годы.
Прогноз Центробанка РФ по инфляции на 2022 год составляет 4,0-4,5%, что фактически совпадает с прогнозом Правительства РФ. Но вот парадокс: реалии совсем другие. Только за одну неделю, с 15 по 21 января, стоимость бензина выросла на 0,1%, а на ДТ – на 0,4%. С начала года к 21 января общий рост цен составил 0,88% против 0,67% годом ранее. В пересчете на годовой показатель динамика инфляции трех недель января составила 8,64%. И это только старт сезона!
Все началось в декабре, когда цены на дизтопливо резко взметнулись ввысь. В удаленных регионах России в начале 2022 года стоимость литра ДТ поднялась до 58-60 руб., а на Сахалине – до 78 руб.!
Неудивительно, что в новом сезоне аналитики предрекают рост стоимости фрахта коммерческого автотранспорта на 15-25%, и их прогноз базируется на объективной реальности. Скачок связан также с повышением цен на дизтопливо, компоненты и комплектующие. По данным национальной ассоциации грузового автотранспорта "Грузавтотранс", розничная стоимость шин выросла на 45-60%, технических жидкостей и расходников – на величину от 40 до 70%.
Не проще ситуация с бензином АИ-92, который потребляет немалое количество легких коммерческих автомобилей. Заметное подорожание отмечено в конце лета прошлого года, но этим все не закончилось. К новому году средняя розничная цена за литр 92-го бензина составляла уже 48,83 руб. Наивно полагать, что это не спровоцирует рост цен на товары и услуги не только в транспортной отрасли, а повсеместно.
Если в 2021 году моторное топливо подорожало в среднем на 9% (бензин – на 8%, ДТ – на 10%), то в 2022-м эксперты прогнозируют повышение на 8%.
Это вызвано не только инфляцией, но и стремлением частных АЗС компенсировать убытки минувшего года. При этом в отдельных регионах и в определенных сетях АЗС стоимость «солярки» выросла более чем на 31%. Самым ощутимым подъем цен ожидается в конце 2022 года. Так, стоимость литра АИ-92 прогнозируется на отметке 50,8 руб., АИ-95 – 56,7 руб., дизтоплива – 57-58 руб.
Индексация зарплат по реальной инфляции 2021 года должна была составить 25-30%, но большинство транспортников не в состоянии позволить себе такую роскошь. А игнорировать требования водителей себе дороже: на рынке реальный кадровый голод. По оценке Международного союза автомобильного транспорта (IRU), в минувшем году дефицит водителей в России вырос до 24%. Проще говоря, каждое четвертое транспортное средство ждет своего водителя. Согласно прогнозам, в 2022 году ситуация только усугубится.
Молодые люди садиться за руль коммерческого автотранспорта не торопятся, отсюда увеличение возраста представителей профессии. Так, по статистике рекрутинговой компании HeadHunter за 2020 год, 35% водителей – это люди в возрасте 40-50 лет, 28% приходится на лиц 30-40 лет и 21% – на мужчин 50-60 лет. Молодых водителей 18-30 лет меньше всего – около 14%. Профессия дальнобойщика, увы, стареет…
Не радует ситуация с оплатой проезда по федеральным трассам.
Тарифы системы «Платон» повысили на 4%, а сбор на отдельных федеральных трассах подорожал на 15-50% и более.
В рамках ежегодной индексации размер платы в системе «Платон» с 1 февраля 2022 года составит 2,54 руб. за километр против прежних 2,34 руб. Фактический тариф был рассчитан в период 10-20 января по данным Росстата об индексе потребительских цен 2021 года. Для понимания: на сегодняшний день системой «Платон» пользуются свыше 700 тыс. грузоперевозчиков, в распоряжении которых более 1,5 млн автомобилей тяжелее 12 тонн.
За время работы «Платона» с 15 ноября 2015 года транспортники перечислили в Федеральный дорожный фонд более 170 млрд руб. За шесть лет на эти деньги построено и отремонтировано более 130 мостов, 3300 км дорог, в том числе около 600 км м расширением с двух до четырех полос. Инвестиции оператора в создание «Платона» давно окупились – они составляли 29 млрд руб.
В условиях повышения платоновского тарифа многие перевозчики с транспортом массой свыше 12 тонн предсказуемо уйдут на старые бесплатные дороги или соответственно повысят ставки фрахта. Надо ли уточнять, что в первом случае такое решение не будет способствовать повышению безопасности перевозок и сокращению сроков доставки грузов. Начались и разговоры о том, что, дескать, пора пересматривать тарифы транспортного налога, которые не менялись с 2014 года. К счастью, пока дальше разговоров дело не пошло, да и транспортный налог в сетке затрат не превышает 1%. Кстати, в структуре трат перевозчика расходы на топливо составляют примерно от 26 до 49% (в среднем примерно 37%), на «Платон» – от 5 до 7%. Но если бы дорожали только ДТ и «Платон»!
Дорожают расходные материалы, запчасти, комплектующие, узлы, агрегаты и техническое обслуживание.
Между тем, в пироге издержек грузоперевозчика ремонт занимает не менее 10%. Еще 21% финансовых расходов съедает оплата труда: зарплата, командировочные, премии. При том что ставки фрахта какое-то время не росли, доходы владельцев бизнеса падали. А ведь есть и другие факторы, влияющие на баланс доходов и расходов.
Металл, алюминий и прочие материалы не оставляют в покое участников рынка и дают о себе знать с начала нового сезона. Например, с 1 по 30 января тонна алюминия подорожала на 257 USD или на 9,78%. Стоит ли говорить, что это локомотивом потянет за собой подогрев цен на другие товары. С 1 января 2022 года с 70 до 100 евро за тонну поднята ставка на экспорт металлического лома. Впрочем, вектор 2022 года не однонаправленный. В силу ряда причин ряд цен на сырье и материалы может быть на время заморожен, а по некоторым позициям – и отыграть назад. Этому могут способствовать снижение спроса на полупроводники, уменьшение объемов закупок Китая, коррекция цен на руду и восстановление темпов роста экономики. Однако особенно обольщаться не стоит (вызванные пандемией коронавируса проблемы остаются), и лучше всего готовиться к новым вызовам. Не зря говорят: предупрежден – значит, вооружен!