← Автомобильные грузоперевозки

В Беларуси катастрофически не хватает дальнобойщиков: куда делись водители?

© Sputnik / Виктор Толочко

Транспортные компании испытывают дефицит водителей. Почему так произошло, к каким последствиям привел кадровый голод в отрасли и можно ли изменить ситуацию?

По официальной статистике в стране полный порядок с трудоустройством людей большинства специальностей. Если открыть сайты по поиску работы, можно увидеть огромное количество незакрытых вакансий.

Самое удивительное, что наибольший спрос в стране сейчас – на водителей. Не хватает сотрудников во многих автопарках страны, транспортные компании буквально стонут от недостатка рабочей силы.

Статистика показывает, что есть дефицит даже водителей такси. Не хватает водителей-экспедиторов, курьеров-доставщиков, которые развозят товары. Но больше всего – именно дальнобойщиков. И для транзитной страны это становится огромной проблемой.

Данные биржи

По данным международной биржи автомобильных грузоперевозок ATI.SU, в 2021 году на рынке водителей-международников серьезно вырос спрос, в то время как желающих пойти работать дальнобойщиком, наоборот, мало.

Дефицит исполнителей становится критическим, сообщает биржа. В частности, количество заявок на междугородные перевозки в 2021 году выросло по сравнению с 2020 годом на 47%. Внутри Беларуси рост несколько ниже, но тоже серьезный – на уровне 20%. Основным стал экспорт в Россию – число заявок здесь выросло на целых 66%.

При этом наблюдается серьезное сокращение перевозчиков.

"Наша статистика подтверждает тенденцию, что перевозчиков становится меньше. В Беларуси особенно сильно пострадали внутренние перевозки: количество размещаемых на белорусских направлениях машин снизилось на 56%.

Почти столь же сильно просело и количество машин на доставку грузов в Россию (–49%). А с учетом резкого роста спроса на этом направлении очевидно, что дефицит исполнителей становится критическим. При этом перевозки из России пострадали не так сильно (–15%)", – заявила Sputnik директор компании представителя "Биржи грузоперевозок ATI.SU в Беларуси" Татьяна Солдатенко.

Она отмечает, что на этом фоне в стране начали расти ставки на грузовые перевозки. Так, в целом по Беларуси (с учетом международных перевозок) ставки выросли за год на 21,7%, если брать цифры внутри страны – они поднялись на 40%.

Дорожает все, в том числе и перевозки из России в Беларусь (на 28%), а в обратном направлении — на 12%.

И такая тенденция, судя по всему, сохранится и в 2022 году – ждать “разруливания” ситуации вряд ли можно в ближайшее время.

"Еще одна причина дефицита водителей-дальнобойщиков заключается в стремительном развитии онлайн-ретейла и сервисов внутригородской доставки. Именно туда уходят многие из-за высоких зарплат и более комфортных условий труда", – отмечает Татьяна Солдатенко.

Низкие зарплаты в Беларуси

Проблемой также становятся относительно невысокие зарплаты в Беларуси, если сравнивать с той же Европой.

"Усугубить ситуацию в Беларуси может и кризис с перевозками в Европе, где дефицит кадров стараются восполнить за счет мигрантов. В этих условиях белорусским транспортным компаниям может быть сложнее удерживать водителей, которым в Евросоюзе готовы предлагать более высокие зарплаты", – подчеркнула руководитель "Биржи грузоперевозок ATI.SU в Беларуси".

В среднем белорусские компании предлагают дальнобойщику порядка 2,5 тысячи рублей в месяц. Но нужно учитывать – это если работать много и почти без выходных.

И если те, кто постарше, еще соглашаются на такую оплату, то молодые ребята ищут работу за бугром. И с Европой тут тягаться бессмысленно.

Не только оплата другая

Белорусский водитель-дальнобойщик Виталий уже два года работает в литовской транспортной компании. До этого был водителем в белорусской и российской фирмах по грузоперевозкам. Разница, как отмечает Виталий, колоссальная. И не только по зарплатам.

"Во-первых, ездить по европейским дорогам одно удовольствие. И еще важный момент: не нужно стоять в очереди на прохождение границы и таможни. В ЕС границ нет, а мои коллеги, которые работают на белорусские транспортные компании, стоят в очередях по четверо суток, а то и больше. И причем белорусские и российские компании поступают хитро – со вторых суток за каждый час по евро платят, если стоишь, чтобы экономить таким образом", – отмечает он.

Белорусские и российские перевозчики зачастую сталкиваются с еще одной проблемой – перебоями в поставках грузов, рассказывает наш собеседник.

"Проблема началась после коронавируса: не было заказов. По неделе стояли в Европе – то есть в РФ грузишься и едешь в ЕС, там выгружаешь товар и стоишь днями, ждешь нового товара. И получалось, что за простой ничего не зарабатывали. Больше проедали, чем получали денег", – говорит Виталий.

Как начисляют зарплату

В европейских компаниях оплата работы водителя посуточная, и неважно – в пути ты или ждешь груза. Белорусские перевозчики платят "от колеса".

Также стала очень популярна так называемая каденция. Это когда водитель по приглашению работодателя едет в ту же Литву, там 2-3 месяца работает по Европе. Потом ему дают отпуск – до месяца. Он возвращается домой и отдыхает. А затем снова приступает к работе. В большинстве случаев зарплата дальнобойщиков в той же Литве или Польше стартует от 2 тысяч евро, отмечают сами водители. В среднем начисляют за сутки от 70 до 80 евро. В Беларуси о таких суммах приходится только мечтать.

"Когда я работал на местную фирму, у меня могло за один рейс выйти 600 долларов. Так работодатель высчитывал с меня деньги за все: за перерасход топлива, за какие-то поломки, запчасти и прочее. И порой вообще в минус уходил от поездок. Причем я сам был и водителем, и обслуживал машину. В Литве такого нет и в помине. Ты только водитель, если поломка – к тебе выезжает бригада и ремонтирует авто. Никаких вычетов, совершенное иное отношение", – рассказывает дальнобойщик.

Как говорит сам Виталий, в среднем он зарабатывает в Литве в 2, а то и в 2,5 раза больше, нежели в свое время в Беларуси.

"В Литве я зарабатываю за год столько же, сколько в Беларуси за два с половиной года. И совершенно иное отношение к нам. Ездим на новых машинах, не перерабатываем. А у нас приходится на липовых чипах по ЕАЭС ездить. Чтобы ускорить доставку грузов, тебе дают несколько чипов, оформленных на разных людей, и ты едешь в ту же Россию сверх нормы. Мало спишь. Почему водители засыпают на дорогах? Да потому что уставшие, время – деньги", – делится своим мнением Виталий.

А еще к белорусским и российским грузам чаще придираются полицейские в Европе: постоянный контроль документов, проверка груза. С фурами на еврономерах такого нет, отмечают дальнобойщики.

Отток водителей может увеличиться

К слову, серьезный дефицит водителей в Литве и Польше порождает еще больший спрос на желающих поработать дальнобойщиком. И кандидатуры белорусских граждан европейские логистические компании рассматривают с удовольствием.

Требования в Европе к водителям достаточно серьезные. Хотя некоторые берут сотрудников без опыта работы, но поначалу они должны пройти стажировку, а затем только получают рабочую ставку.

У водителей-международников должен быть сертификат о профессиональной квалификации. Он стоит немало, но многие фирмы помогают белорусским водителям с приобретением такого документа.

Работа нелегкая

"Но везде, и у нас, и в Европе, работа дальнобойщика тяжелая. Это только по видеороликам в интернете все легко и просто – крути баранку. Дальнобойщик везде – как та собака на привязи: ты везешь груз и за него ответственен, никуда не отойти и не выйти. Все время в кабине", – говорит Виталий.

Белорусские водители у себя в стране, с его слов, зарабатывают недостаточно средств.

"Молодым людям, чтобы построить квартиру, вырастить детей, да и самим более-менее сносно жить, этих денег мало. Если бы зарплаты повыше были, можно было бы и вернуться. Но побеждает жадность работодателей. Каждый хочет навариться за счет низкой оплаты труда",

– подчеркивает Виталий.

Возвращаться работать на родину дальнобойщиком-международником он в ближайшие годы не намерен. Говорит, привык к лучшим условиям. Более того, переманил в литовские фирмы и своих друзей-земляков.

"Они поработали немного там и сказали, что никогда в жизни назад не поедут работать. Здесь остаются только уже более старшие водители, подуставшие. Потому сейчас набирают в дальнобойщики в Беларуси кого только можно – и выпускников школ порой встретишь", – подытоживает Виталий.

Не все так сладко

Дальнобойщики в Европе также сталкиваются с серьезными проблемами. К примеру, воровством топлива. Казалось бы, кому оно нужно? Но нужно – в том числе и мигрантам, которые наводнили страны Еврозоны.

Все чаще в интернете появляются ролики, где дальнобойщики показывают вскрытые и опустошенные топливные баки. Даже не помогают специальные защитные крышки. Злоумышленники просто высверливают отверстия, пока авто на стоянке, и сливают солярку.

Так один российский дальнобойщик опубликовал в сообществе "Шоферские будни" ролик – как у него французы умудрились слить 400 литров солярки.

"У соседа слили топливо с бака рефрижератора, а у другого слили полный бак, 800 литров", - отметил он.

Бывают и случаи кражи грузов, даже в самых благополучных странах. Так что прописную истину забывать не стоит и на работе в ЕС: останавливаться нужно только на платных парковках.

И важно знать: как правило, в Европе рады опытным дальнобойщикам, и чтобы помоложе были – максимум до 50 лет.

А за нарушение режимов и правил дорожного движения там выставляют очень большие штрафы, которые будет оплачивать дальнобойщик из своего кармана, даже если он житель Беларуси.

Что делать

Самое простое решение – повысить зарплату. К примеру, многие британские розничные сети предлагают новым водителям за трудоустройство по 1 тысячи фунтов стерлингов. Просто как бонус.

Однако дело не только в деньгах. Человек не будет работать даже при высокой зарплате, если не будет комфортных условий.

В 2020 году Европарламент утвердил новые правила, облегчающие жизнь водителей. В частности, новыми законами установлены нормы отдыха между рейсами и во время поездок.

К примеру, после шести дней работы транспортная компания должна обеспечить водителю отдых от 24 до 45 часов и выделить для этого помещение.

Одним из важнейших вызовов для индустрии может стать вовлечение в профессию женщин. Для решения этой проблемы в США действуют программы, финансирующие бесплатную сертификацию для женщин-водителей.

Гендерным вопросом занимаются и европейские организации, которые популяризируют профессию среди женщин. Глядишь, белорусские компании тоже подхватят такую идею – особенно на фоне кадрового дефицита.