← ЭДО, ИТ в логистике

Рынок транспортной телематики: «Король умер — да здравствует король!»

http://gielda-ladunkow.com/

Через месяц после введения санкций можно сделать первые выводы об их влиянии на рынок транспортной телематики. Компания Omnicomm подготовила обзор ситуации с точки зрения производителей оборудования, разработчиков ПО и интеграторов телематических решений.

Как ни удивительно, и производители оборудования, и разработчики, и интеграторы, смотрят в будущее с осторожным оптимизмом, считая, что создавшаяся ситуация даст толчок дальнейшему развитию отрасли. Причем, не только из-за закрытия границ для импортного оборудования.

Борис Паньков, основатель и CEO Omnicomm:

Телематика будет развиваться, в этом нет сомнений, но станет дороже, а следовательно, рынок станет меньше. Это связано с падением объема продаж новых транспортных средств, ростом цен, шоком и стремлением сберечь, а не инвестировать.

Интеграторам придется работать больше за меньшие деньги, с меньшей прибылью, в условиях очень жесткой конкуренции. Думаю, рынок покинут небольшие интеграторы и этот рынок укрупнится.

Что касается производителей оборудования и разработчиков ПО, то все вышесказанное скажется и на нас. В более выигрышной ситуации находятся те, кто продает комплексные решения – оборудование + ПО, но и нам сейчас придется перестраиваться, адаптировать партнерскую политику под новые условия. С другой стороны, кризис вызовет еще более ожесточенную борьбу за каждого клиента на рынке, а значит подстегнет развитие.

В итоге, по моим оценкам, рынок новых подключений в этом году снизится на 70% относительно 2021.

Но я уверен – уже в следующем году начнется восстановительный рост, как это бывает после каждого кризиса. За последние 10–15 лет владельцы автопарка привыкли к телематике, и большинство уже знает, что мониторинг транспорта выгоден. Это и реальная экономия топлива, и эргономичная логистика, отказываться от которых будет очень непросто. Отток будет, но небольшой. Кроме того, грузовладельцы наращивают давление на перевозчиков, желая контролировать перевозки. В условиях падения грузооборота многие будут бороться за грузовладельцев, соглашаясь с их требованиями и наличие мониторинга станет конкурентным преимуществом. Поэтому в среднесрочной перспективе будущее транспортной телематики видится мне вполне позитивным.

Юрий Томашко, директор ТехноКом:

Рынок телематических услуг формируется потребностями компаний из транспортных, строительных, добывающих и многих других отраслей. От того, как на них повлияет экономическая ситуация и будет зависеть формируемый ими спрос на телематические услуги.

Как будут работать, например, транспортные компании в ближайшей и дальней перспективе? Сейчас, по понятным причинам, идет перераспределение транспортных потоков с запада на восток, и объемы грузоперевозок в какой-то момент стабилизируются на определенном, скорее всего, увы, меньшем, чем сейчас, уровне. Это соответственно, повлияет и на рынок СМТ (систем мониторинга транспорта) отрицательным образом. Что касается добывающих отраслей, строительства – здесь снижения объемов потребности в телематике я не ожидаю. Тем не менее, в целом, снижение объемов должно произойти в том числе и из-за существенного сокращения обновления парка ТС. Насколько – в настоящий момент трудно оценить, увидим все вместе позже, но уменьшение рынка СМТ услуг неизбежно.

Станислав Емельянов, управляющий партнер Montrans:

В сегодняшней ситуации цены на комплектующие систем мониторинга и сервисные услуги начали расти. Это реалии, которые мы не можем изменить. Возможно, некоторые потенциальные клиенты возьмут паузу до момента, когда экономическая ситуация в стране, а, значит, и цены стабилизируются. Но руководители автопарков, уже установившие на свою технику телематику, однозначно понимают, что это выгодно – телематика помогает сокращать издержки и увеличивать прибыль предприятий. А значит, вряд ли будут массово от телематики отказываться, несмотря на цены.

Поэтому в ближайшем будущем мы предполагаем даже более активное развитие отрасли, несмотря на закрытые границы и задержку в поставках комплектующих.

Юрий Висневский, основатель и коммерческий директор «СКАУТ-Корпоративные решения»:

Наша компания – разработчик платформы и провайдер услуг, мы работаем с любым оборудованием. Поэтому для нас нет проблем с поставкой электронных компонентов. Но есть другая проблема: многие договоры были заключены с ценами прошлого года и выполнять их в текущих условиях будет невозможно. Сейчас мы должны минимизировать риски по существующим контрактам. И, конечно, из-за отсутствия на рынке новых автомобилей и роста цен многие запланированные проекты переносятся на неопределенный срок.

Что касается среднесрочных перспектив – очевидно, что транспортная логистика – это отрасль, которая должна значительно измениться. Увеличение стоимости автомобилей пропорционально повышает интерес собственников к их эффективному использованию, а телематика всегда была отличным инструментом для этого. Другое дело, что в «сытые» годы далеко не все предприятия использовали даже малую часть возможностей систем мониторинга транспорта, поэтому многие интеграторы не обладают полной экспертизой. Значит, сейчас им тоже придется перестраиваться и учиться – а это непросто.

«Железо»

Несмотря на то, что 90% телематического оборудования (датчики уровня топлива, тахографы и GPS-трекеры (терминалы) производятся в России, существенная часть комплектующих для них – иностранные. А значит, производители напрямую зависят от зарубежных поставок.

Ситуация с комплектующими уже была непростой после кризиса 2020 года, отразившегося на всем рынке компонентов и создавшего дефицит в поставках полупроводников. Многим производителям пришлось поднять цены и увеличить сроки поставок еще в 2021 году. Февральские события этого года критично усугубили положение.

Уже 24 февраля большинство производителей остановило все отгрузки и продажи «до стабилизации ситуации». Даже те, у кого остатки на складе позволяли вести нормальную деятельность какое-то время.

Через неделю стало понятно, что неопределенность продолжается, курсовая разница неуклонно растет, а ММВБ не начинает торги. Стремительное падение рубля, запрет на поставки продукции в Россию, нарушение логистических цепочек поставило под вопрос дальнейшее производство и продажу оборудования.

Поэтому спустя пару недель производители «разделились» на три категории:

  • те, кто так и не возобновил процесс отгрузки;
  • те, кто спустя некоторое время начали продажи, выставив цены в условных единицах, с пересчетом по курсу ЦБ на день оплаты;
  • те, кто ежедневно меняет рублевый прайс-лист в соответствии с колебаниями курса.

Очевидно, что это временные, кризисные меры и производителям придется так или иначе перестраиваться – искать новых поставщиков комплектующих, заново выстраивать логистические цепочки. Сегодня ясно только одно – старые цены на оборудование уже не вернутся.

Борис Паньков, основатель и CEO Omnicomm:

Для конечного потребителя вырастет стоимость и оборудования, и услуг. Это связано с курсом доллара и сложностями с поставкой компонентов, т.к. часть поставщиков попала под санкционные ограничения. В этом нет ничего удивительного: компонентная база оборудования и серверы, на которых хранятся данные систем мониторинга, сделаны не из российских элементов. Кроме того, подорожали и сами автомобили.

Юрий Висневский, основатель и коммерческий директор «СКАУТ-Корпоративные решения»

Уход с рынка и остановка деятельности многих автопроизводителей и сложности в поставках запчастей к существующим в парке автомобилям многократно повышают стоимость страхования, бюджеты и сроки ремонтов. Поэтому еще одно важное изменение на рынке, которое я ожидаю – рост интереса владельцев автопарков к телематике как инструменту снижения рисков угона и ДТП. Я думаю, дополнительных абонентов получат те провайдеры телематики, которые предлагают круглосуточные диспетчерские центры и инструменты контроля водителей.

Программное обеспечение

Но есть и хорошие новости: с программным обеспечением – системами мониторинга транспорта ситуация иная. Вся разработка ПО находится в России, и здесь мы никак не зависим от западных поставок.

По данным исследования Omnicomm за 2020 год доли абонентской платы российского телематического рынка распределяются следующим образом.


Еще 20% приходятся на самописные СМТ крупных компаний, другой российский и иностранный софт (источник: Исследование российского рынка мониторинга транспорта за 2020 год, Omnicomm).

Но самое главное: 6 марта о своем уходе из России заявила белорусская компания Gurtam (с 2021 года ее штаб-квартира находится в Вильнюсе) – лидер рынка систем мониторинга транспорта (СМТ Wialon).


На сегодняшний день к системе Wialon подключено 48% всего российского рынка мониторинга транспорта – более 1 млн транспортных средств.

Уход Wialon вызвал на рынке неоднозначную реакцию: интеграторы, непосредственно устанавливающие СМТ конечным клиентам, отнеслись к этому крайне негативно – поиск новых решений и перевод пользователей на непривычный интерфейс, зачастую с другим функционалом ведет к серьезным издержкам и трудозатратам.

Многие пользователи, только сейчас узнав о том, что разработчик используемой ими СМТ не российская компания, начали самостоятельный поиск альтернативы, уделяя особое внимание присутствию СМТ в реестре российского ПО и отсутствию санкционных проблем у бенефициаров разработчика.

Часть интеграторов совершенно точно оценили такой шаг как призыв к диверсификации и распределению парка обслуживаемых ТС по разным системам мониторинга.

А вот российские производители ПО восприняли это как шанс увеличить свою долю на рынке и подключить достаточно большое количество ТС к собственной абонентской базе.

Что делать интеграторам

Борис Паньков, основатель и CEO Omnicomm:

Wialon занимал порядка 50% российского рынка подключений к СМТ, поэтому их уход многих удивил. Они оставили свой крупнейший рынок, крупнейшую сеть партнеров, которые обслуживали более 1 миллиона ТС.  Это очень тяжелый удар по российскому сегменту. Их уход оправдывает ограничение на использование иностранного софта в нашей стране. Риски сыграли самым неприятным образом.

Уход Wialon приведет к необходимости искать ему замену, переводить свой транспорт на новую платформу, обучаться самим и переучивать клиентов. Выросла стоимость оборудования, со временем вырастет и стоимость обслуживания платформ.

Я думаю, все российские производители СМТ сейчас «в плюсе» – приток будет у всех, вопрос, смогут ли удержать вновь прибывших. О «победе» можно будет говорить не раньше, чем к концу года. Выиграют те, кто сможет обеспечить качество данных и даст рынку что-то новое.

Юрий Томашко, директор ТехноКом:

На рынок телематики, как мы понимаем, сильно влияет уход Wialon. Этот уход существенно скомпенсирует для некоторых участников рынка снижение спроса. Для кого именно – для тех производителей, которые предлагают комплексные решения – оборудование и программное обеспечение и для интеграторов.

У интеграторов сейчас есть два пути: прорабатывать варианты сохранения абонентов посредством подключения к Wialon через иностранное юр. лицо и параллельно отрабатывать переход на другого производителя. Других вариантов нет. Формы же перехода на другого производителя могут быть различными – это зависит от взаимной гибкости участников рынка.

Кто из игроков рынка выиграет больше – сложно сказать, «слон-Wialon» настолько велик, что съесть его непросто даже при серьезных усилиях всех участников рынка. Поэтому тот, кто сможет решить быстрее других организационные и технические задачи, прежде всего, внутри себя, тот и окажется в максимальном выигрыше.

Станислав Емельянов, управляющий партнер Montrans:

Конечно, сразу после заявления Gurtam на рынке возникла небольшая паника. Но, по моему мнению, хостинг Wialon в России останется, хотя стоимость и удобство пользования системой Wialon, конечно, уже не будут прежними. Точно также продолжают работать крупнейшие официальные дистрибьюторы мировых брендов, несмотря на публичные заявления об уходе с российского рынка. Но серьезный бизнес не пойдет на риски и не будет вкладываться в ПО, которое не поддерживается в России. Завтра его могут, например, просто запретить на законодательном уровне и все наработки, статистика, время, инвестиции будут напрасны.

В России есть достойные альтернативы Gurtam, и эксперты рекомендуют переходить на отечественные сервисы. Поэтому уход Wialon с российского рынка телематики повысит интерес к российским IT-платформам мониторинга транспорта и даст ему дополнительный стимул к развитию.

Ожидания разработчиков

Юрий Томашко, директор ТехноКом (СМТ Автограф):

Для ТехноКом, это тоже, конечно, увеличение рынка, мы рассчитываем на прирост абонентской базы. Это уже происходит, и мы с этим плотно работаем, потому что количество запросов уже очень большое и от клиентов, которые работали на Wialon, и от интеграторов.

Борис Паньков, основатель и CEO Omnicomm (СМТ Omnicomm Online):

Мы рассчитываем на приток абонентов к нам и готовы к нему – усиливаем команды техподдержки и эксплуатации, упростили процесс миграции данных с Wialon на Omnicomm Online, разработали программу обучения новых партнеров и конечных клиентов, чтобы помочь быстрее переучиться работать на новой программе. Делаем все, чтобы интеграторам было максимально комфортно перейти на новую платформу.

Станислав Емельянов, управляющий партнер Montrans (Montrans Analytics):

Количество обращений возросло. Это чувствуется. Клиенты переживают, что они потеряют инструменты управления подвижным составом. Но потребности в дополнительной подготовке мы не испытываем – компетенции в этой сфере у нас уже давно наработаны, а серверные мощности имеются с запасом.

Так уходит или нет?

Однако, уже через несколько дней после громкого заявления об уходе, среди партнеров Gurtam начала распространяться информация, о том, что компания уходит не до конца. Gurtam предлагает несколько вариантов продолжать работу с системой Wialon – организовать юридическое лицо за рубежом, переводить платежи через Казахстан, остаться на локальных серверах. Но все эти варианты не подтверждаются по официальным каналам, а ходят в среде интеграторов «из уст в уста».

Юрий Висневский, основатель и коммерческий директор «СКАУТ-Корпоративные решения»:

Безусловно, Wialon не уйдет с рынка в одночасье. Но нужно понимать, что несмотря на почти 50% всего российского рынка СМТ, Gurtam работает по всему миру, поэтому для них российский рынок – меньше трети всей их абонентской базы. А в деньгах, особенно учитывая последнее падение рубля, – менее 15-20% их общей выручки. Поэтому для меня очевидно, что компания не будет вкладываться в удержание лидерских позиций на российском рынке, инвестировать в соответствие меняющемуся российскому законодательству по хранению данных и пр. Поэтому я уверен, в течение ближайшей пары-тройки лет Wialon точно потеряет лидирующие позиции в России. Вопрос в том, кто их займет.

Тем не менее, приближается 9 апреля, когда Wialon по договору должен официально предупредить пользователей о прекращении сотрудничества.

Вариант открытия иностранного юридического лица комментирует Борис Паньков:

Wialon, несмотря на уход, готов продолжать обслуживать российских интеграторов, если они заведут иностранное юридическое лицо. Но в этом варианте я вижу определенные проблемы.

Во-первых, стоимость. Цены у Wialon будут в валюте, а значит, рост в рублях неминуем. Кроме того, открытие офиса за рубежом требует времени, усилий и тоже денег. Надо проходить комплайенс у местных банков и регистраторов, надо содержать офис и пару человек в новой стране – это требование «антиотмывочного» законодательства, которому соответствуют большинство стран, т.к. вводит эти правила США и ЕС, а все платежи проходят именно в одной из их валют.

Во-вторых, это риски. Переводы из/в Россию будут под микроскопом. Есть опасность, что Россию, по примеру Ирана отключат от международных платежей, и тогда придется снова искать, куда бежать за сервисом.

В-третьих, это поставит под удар часть абонентской базы, т.к. государственные и полугосударственные компании точно не будут работать с зарубежными компаниями.

Таким образом, вариант с иностранным юрлицом, недоступен большинству даже средних российских интеграторов, не говоря уже о небольших, с обслуживаемым автопарком менее 1000 ТС.

***

Конечно, сейчас нет никого, кто бы не испытывал чувства страха перед неопределенностью. Нет никого, кто бы выиграл. Но не будем забывать, кризис – это не только сложности, это – время возможностей. Рынок транспортной телематики уже сейчас начал перестраиваться и искать пути развития – оптимизировать внутренние процессы, выбирать новых поставщиков компонентов, развивать ПО под нужды заказчиков.

Есть и еще один обнадеживающий фактор – российский бизнес закален предыдущими кризисами и может адаптироваться к любой ситуации. Поэтому так или иначе, но, пережив острую фазу турбулентности, каждый найдет свою нишу.