Одной из самых пострадавших в условиях западных санкций стала отрасль грузоперевозок, причем перевозчики из Петербурга и Ленобласти понесли особенно тяжелые потери.
Себестоимость рейсов растет, а поднять цены не получается — из‑за рыночной ситуации ставки, напротив, заметно снижаются, особенно после введения пятого пакета санкций ЕС. Некоторые компании в этих условиях даже оказались на грани банкротства. Но вот парадокс: рядовые потребители от этого в чем‑то могут и выиграть.
С ростом себестоимости все понятно: существенно подорожали запчасти и сами грузовики. И если без новых машин в условиях снижения спроса можно обойтись, то экономить на техобслуживании, мягко говоря, небезопасно. И если у обычного автолюбителя ТО обычно съедает не так уж много средств, то для логистических компаний это существенная статья расходов.
Но самая главная проблема — резкое изменение баланса между спросом и предложением. Весь прошлый год у перевозчиков получился в этом смысле сказочным: спрос доминировал, поэтому ставки росли заметно быстрее инфляции (по разным оценкам, на 20 – 25 % за год). Теперь же все наоборот: средние цены на грузовые автоперевозки по России за месяц упали на 7,9 %.
И это вполне объяснимо в условиях сокращения экспортно-импортных потоков. Во-первых, грузов становится меньше. А во‑вторых, многие перевозчики вынуждены переориентироваться с внешних направлений на внутренние. Таким образом, спрос сокращается, а предложение растет — и цена устремляется вниз. И если первый месяц после начала спецоперации этот процесс был почти не заметен, то после введения пятого пакета ЕС он заметно ускорился.
И это вполне логично, поскольку пятый пакет запрещает движение по Евросоюзу всех российских и белорусских фур за исключением отдельных категорий грузов (в основном пищевых продуктов и медикаментов). Естественно, после этого работать на европейском направлении стало почти невозможно, причем у некоторых перевозчиков еще и застряли в Европе фуры (нужно было успеть выехать до 16 апреля).
Особенно сильно сказались ограничения на белорусских перевозчиках, что вполне понятно: в этой стране международные перевозки составляют значительно большую долю рынка, чем в России. Согласно проведенному биржей грузоперевозок ATI.SU опросу, около трети транспортных компаний уже оказались на грани банкротства, а остальные понесли существенные убытки. В России аналогичные цифры чуть скромнее: разорения боятся 22 % участников рынка, а 46 % опасаются снижения ставок на внутренних направлениях из‑за растущей конкуренции. Собственно, этот процесс мы уже наблюдаем сейчас.
Любопытно, что около трети российских перевозчиков уверены, что Россия должна ввести зеркальные санкции, запретив компаниям из ЕС перевозить грузы в нашу страну. Аналогичные меры ранее уже приняли белорусские власти. Однако правительство РФ пока что благоразумно воздерживается от этого кардинального решения. Перевозчиков оно, конечно, поддержало бы, зато пострадали бы многие другие отрасли, включая ретейл, и все это аукнулось бы дефицитом в магазинах. Фактически такой запрет означал бы, что каждую фуру пришлось бы перегружать на границе, а это огромные временные и финансовые потери.
В этой ситуации разумнее поддержать отрасль точечными мерами поддержки, что отчасти происходит, сокращая финансовую нагрузку на участников рынка. Несколько смягчен весовой контроль, заморожены тарифы в системе «Платон» (правда, перевозчики предпочли бы сокращение платежей), вводятся льготные кредиты. Достаточно ли этих мер для выживания отрасли — покажет время.
Вместе с тем отметим, что апрельское падение ставок в масштабах всей России еще нельзя назвать совсем критическим. Все‑таки в годовом выражении за счет прошлого года все равно наблюдается существенный рост (+16 %), так что говорить о работе в убыток не приходится. И пока еще небольшой запас по рентабельности у большинства компаний остается.
А вот в Петербурге падение оказалось гораздо более существенным. Так, по данным индекса АТИ, перевозки из Северной столицы в Москву подешевели за месяц на 19,5 %, в Мурманск на 18, в Нижний Новгород на 22 , а в Воронеж — на 23 %. По всем этим направлениям двузначными оказались и цифры снижения даже в годовом выражении. Цены на перевозки в наш город просели не так сильно, но тоже существенно — средняя ставка на маршруте из Москвы в Петербург, например, за месяц упала на 11 %. Если так пойдет и дальше, дальнобойщики начнут работать совсем бесплатно — все деньги будут уходить на бензин и запчасти.
Причина такого кризиса именно в Северной столице понятна — это прежде всего резкое сокращение морских грузов, которые затем уже по суше развозили по всей стране. Но и пятый пакет санкций, разумеется, повлиял — все же эстонская и латвийская границы от нас совсем недалеко, и многие петербургские компании работали на этих направлениях, а теперь перешли на внутренний рынок.
По идее, перевозчикам нужно теперь переориентироваться на другие регионы, однако многим компаниям и тем более частникам это сделать непросто — слишком многое нужно менять. В этих условиях именно в Петербурге мы рискуем получить массовые банкротства в этой сфере, если не будет дополнительных мер поддержки.
На первый взгляд, ничего особенно страшного в банкротствах нет. В конце концов это нормальный конкурентный рынок, и если перевозчиков оказалось слишком много, то часть из них с рынка должны уйти, восстанавливая баланс. Все по‑честному.
Проблема в том, что разорить перевозчиков можно легко и быстро, а вернуть их на рынок обычно оказывается совсем непросто и долго.
Если, допустим, спецоперация через некоторое время завершится, а санкции начнут отменять, то начнет восстанавливаться и спрос на перевозки. В этом случае мы снова получим дисбаланс, но уже в другую сторону. И тогда дефицит предложения на рынке может стать тормозом для развития, ведь автомобильные грузоперевозки — это кровеносная система всей экономики. Потому региональным властям стоит всерьез подумать о дополнительных мерах поддержки.
Ну а в данный момент, пока дальнобойщики льют горькие слезы, простые потребители неожиданно могут оказаться в выигрыше. Ведь логистическая составляющая тоже влияет на цены. И если перевозка товаров дешевеет, то и сами товары должны становиться чуть более доступными. Возможно, наряду с укреплением рубля это одна из причин замедления инфляции, которое мы наблюдаем в апреле. Впрочем, эта логика не относится к импорту из Евросоюза — он, напротив, из‑за санкций становится все дороже, поскольку доставка теперь превращается в огромную проблему.