Санкции ударили по КАМАЗу: запрет на поставку комплектующих не только сделал невозможным продолжение полноценного производства грузовиков поколений К4 и К5, но также поставил много вопросов и по семейству К3, на которое автозавод решил сделать ставку в кризисный период.
Альтернативные поставщики для К3 найдены
На грузовики КАМАЗ К3 массово устанавливались двигатели Cummins, коробки передач ZF, топливные системы Bosch и еще целый список компонентов забугорного происхождения, которые подпадали под санкционный запрет, что уже в ближайшей перспективе могло привести по крайней мере к существенному сокращению модельного ряда и объемов выпуска. Однако, "камазовцам", похоже, удалось достаточно быстро решить эти проблемы.
Пресс-служба ПАО "КАМАЗ" в конце апреля разместила в своем телеграм-канале ответы на самые актуальные вопросы, волнующие заводчан. Среди них был и такой: как будет решаться проблема с комплектующими для К3? Ответ вы видите выше: альтернативные поставщики всех недостающих комплектующих для поколения К3 найдены и готовы к запросам автогиганта.
Стоит также добавить, что из-за резкого сокращения объемов выпуска автомобилей линеек К4 и К5 в производстве грузовиков семейства К3 произошло несколько важных качественных изменений.
Так, например, появилась возможность устанавливать на "классические" КАМАЗы топливные баки нового образца, которые лучше прежних как по герметичности, так и по антикоррозийной защите. Рамы и лонжероны для "классики" теперь изготавливаются на новом производстве прессово-рамного завода. Современное оборудование выдает металлические конструкции более высокого качества, они уже не требуют доработки при стыковке с усилителями, как это было ранее.
Выпуск К4 и К5 продолжается
КАМАЗ также продолжает выпуск магистральных тягачей, которые по-прежнему играют главную роль в доставке грузов.
На сегодня самым популярным магистральным тягачом в линейке Камского автозавода остается КАМАЗ-5490. По сведениям Торгово-финансовой компании "КАМАЗ", его продажи в 2021 году составили 6010 единиц, с начала 2022 года – 950 единиц (по состоянию на 14 апреля). Второй по популярности – КАМАЗ-54901, новый флагман поколения К5. Продажи этой модели в 2021 году и за 3,5 месяца текущего года составили 1657 и 605 единиц, соответственно.
В целом, в 2021 году КАМАЗ реализовал 7994 магистральных тягача поколений К4 и К5. За первые месяцы 2022 года их суммарные продажи составили 1621 единицу.
Во втором квартале текущего года компания планирует выпустить 346 магистральных тягачей поколения К4 и 77 тягачей поколения К5.
Что касается производства автомобилей КАМАЗ-54901 в новых условиях, на данный момент идет процесс локализации импортных комплектующих, в компании определен конкретный план действий. По сведениям департамента продуктового менеджмента ПАО "КАМАЗ", уже к 2023 году появится обновленный локализованный тягач. На сегодня этот автомобиль является полноценной заменой популярному магистральному тягачу КАМАЗ-5490.
С двигателями для К5 подсобит "Ростех"
"Ростех" поможет КАМАЗу локализовать производство новейшего двигателя для грузовиков семейства К5 – это пообещал глава могущественной госкорпорации Сергей Чемезов, выступая в Совете Федерации России.
Потенциал "Ростеха", скажем так, весьма внушительный: Государственная корпорация по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции "Ростехнологии" (это ее полное название) сконцентрировала в своей структуре многие уникальные производства и технологии, а также значительную часть научного потенциала России. Добавим, что, помимо самого Камского автозавода, в ГК "Ростех" входит более 800 предприятий, из которых сформировано 14 холдинговых компаний (11 из них – в оборонно-промышленном комплексе, 3 – в гражданских отраслях промышленности).
Кстати, Сергей Чемезов отметил, что "Ростех" уже ведет работы по локализации нового двигателя. При этом предполагается, что он будет востребован не только на КАМАЗе, но и у других российских производителей транспортных средств.
На уровне лучших мировых аналогов
Новый рядный 6-цилиндровый турбодизель КАМАЗ-910 создавался специально под перспективное семейство К5. Разработка прорывного мотора велась совместно с группой компаний Liebherr. Проект, получивший рабочее название "Тибет", стартовал в 2014 году.
На выходе КАМАЗ получил целое семейство дизельных двигателей экологического стандарта Евро-5, отличающихся высокими экономичностью, мощностью (до 550 л.с.), ресурсом (1,5 млн км) и соответствующих "лучшим мировым аналогам в своем классе" (оценка самих "камазовцев").
Первые образцы нового дизеля КАМАЗ-910 были собраны в декабре 2017 года. Параллельно на заводе двигателей КАМАЗа шло создание современного моторного производства мощностью 12 тыс. двигателей в год.
В 2020 году был запущен новый конвейер, серийное производство рядных "шестерок" стартовало. А специалисты КАМАЗа уже приступили к реализации второго этапа проекта "Тибет", который предусматривал увеличение объемов производства новых двигателей до 30 тыс. единиц в год с расширением модельного ряда. Планировалось в ближайшие два-три года освоить производство четырех новых модификаций двигателя Р6 – газовой, газодизельной, с повышенной энергоэффективностью, а также двигателя объемом 13 литров. Велись работы по доведению двигателей семейства КАМАЗ-910 до требований экологического стандарта Евро-6.
Теперь на первый план для "камазовцев" выходит задача в кратчайшие сроки локализовать в России производство всех комплектующих для новых моторов, полностью отказавшись от импортных поставок.
Помогут и белорусы
Производство комплектующих для Камского автозавода наладят и в Беларуси, в том числе на предприятиях ОАО "МАЗ" – Управляющая компания холдинга "БЕЛАВТОМАЗ".
В апреле, после визита в Беларусь российской делегации во главе с заместителем министра промышленности и торговли РФ Александром Морозовым, в СМИ вновь появились заголовки об объединении МАЗа и КАМАЗа. Однако речь не идет о прямом слиянии двух компаний, что ранее уже пытались проделать, правда, безуспешно. Речь об объединении потенциалов и развитии промышленной кооперации – такое партнерство вчерашних конкурентов может оказаться взаимовыгодным.
По итогам прошедших встреч и переговоров в Минске между министерствами промышленности Беларуси и России, как информирует БЕЛТА были достигнуты договоренности об "углублении кооперационного взаимодействия по разным направлениям, в частности, в сфере производства различных автокомпонентов, узлов, агрегатов и микроэлектроники, используемой при изготовлении грузового и пассажирского транспорта".
В среду, 20 апреля, российская делегация в сопровождении генерального директора Минского автозавода Валерия Иванковича посетила Индустриальный парк "Великий камень", где ознакомилась с производством двигателей и коробок передач на заводах "Вейчай-Бел" (так теперь именуется "МАЗ-Вейчай") и "Фаст-МАЗ".
Затем на Минском автозаводе прошло масштабное российско-белорусское совещание с участием представителей предприятий министерства промышленности Беларуси по вопросам международной кооперации.
Принимавший участие в этом совещании генеральный директор ПАО "КАМАЗ" Сергей Когогин в интервью телеканалу ОНТ сделал вот такое интересное заявление: "Мы пришли в Беларусь и говорим о том, что: вот – российский рынок, вот – российские производители, вот – российские объемы. Давайте посмотрим, как освоим их вместе. [Если] эта задача будет решена, тут я могу сказать прямо: даже предварительные вопросы, которые мы сегодня задавали и слышали от руководителей предприятий Беларуси — это везде минимум удвоение объемов. В этом случае компонентная отрасль просто шагнет вперед и получит второе дыхание. При таких объемах и вопрос реинвестирования уже более простой становится. И конечно, мы сближаем экономики двух стран".