Какие меры применяются для обеспечения безопасности дорожного движения в России?
Как известно, русские зимы не только сказочно красивы, но и суровы. Каждый день из разных уголков страны синоптики предупреждают о неблагоприятных погодных явлениях, при которых, в том числе, возможно ухудшение дорожной ситуации. На заснеженной или скользкой трассе возрастает количество ДТП, поэтому вопрос обеспечения безопасности - ключевой. Эта тема не раз поднималась на различных отраслевых конференциях и круглых столах, в частности, вопросы безопасности обсуждали на конференции «Безопасность дорожного движения: эффективные шаги к нулевой смертности», которая состоялась в рамках X Международной выставки-форума «Дорога 2022» осенью в Казани. Подробнее об этом - в материале «ДорИнфо».
Совместными усилиями к повышению уровня безопасности
Во второй половине декабря число ДТП увеличилось. В частности, об ухудшении дорожной обстановки сообщала Госавтоинспекция Тюменской области, где на прошлой неделе за час на трассах погибли пять человек. Еще одно трагическое ДТП случилось в Хабаровском крае: в аварии погибли семь человек, еще 23 пострадало. Серьезные ДТП с погибшими и пострадавшими произошли в Республике Дагестан, в Свердловской, Брянской областях и других регионах.
В ходе выступления на конференции заместитель руководителя Федерального дорожного агентства Андрей Самарьянов сообщил, что первопричиной всех ДТП является вина водителей, не соблюдающих правила дорожного движения, в том числе скоростного режима. Также зафиксированы случаи нарушения условий труда и отдыха водителей. Кроме того, 17 % автоаварий происходят с нетрезвыми водителями.
«В этой связи видится крайне необходимым формирование законопослушного поведения водителей. Для этого наряду с инженерными мероприятиями текущего и капитального характера необходимо использовать всевозможные средства пропаганды, профилактики, средства социальной рекламы и обучение. Благодаря своевременному и комплексному выполнению программ дорожных работ и совместной работе нам удастся изменить ситуацию на дорогах и дальше в лучшую сторону»
считает Андрей Самарьянов.
Начальник научного центра БДД МВД России Дмитрий Митрошин заявил, что современный подход к безопасности дорожного движения сформулирован одной фразой - безопасный системный подход, который был провозглашен организацией объединенных наций (ООН). Он взят на вооружение множеством стран, включая те, которые достигли очевидных успехов в области обеспечения безопасности движения. Такой подход используется и в нашей стране в четырех основных направлениях: безопасная дорога, безопасное транспортное средство, безопасный участник движения, а также современное и качественное реагирование на аварии.
Дмитрий Митрошин отметил, что особенность нашей страны, которая непосредственным образом сказывается на состоянии безопасности движения на трассах в негативном контексте, - большие расстояния и низкая плотность населения. В качестве примера он привел Германию, где на 100 квадратных метров приходится порядка 60 городов, в то время как в России на эту же площадь приходится меньше одного города.
«При этом автомобильный транспорт остается основным видом транспорта, при помощи которого перевозятся грузы и пассажиры. Существующие условия оптимизма сильно не дают, потому что мы понимаем, что железнодорожные тарифы растут, авиационные перевозки, особенно в условиях санкционных ограничений, тоже сейчас под большим вопросом. Наша статистика подтверждает то, что год от года объем перевозок грузов и пассажиров, осуществляемых пассажирским транспортом, только растет. В этой связи напрашивается простой вывод: дороги объективно необходимы государству и обществу»
отметил Дмитрий Митрошин.
Спикер сообщил, что по протяженности скоростных автодорог Россия занимает 11 место в мире, а по их доле в составе всех дорог - 57 позицию из 68 стран, имеющих скоростные трассы в составе дорожной сети. По его словам, создание каркаса скоростных дорог позволило бы в значительной степени не только ускорить развитие экономики, но и сделать жизнь более комфортной, а самое главное - более безопасной.
Начальник научного центра БДД МВД России Дмитрий Митрошин затронул проблему нанадлежащего содержания автодорог. По его словам, на местах более трети всех ДТП в стране, которые произошли в прошлом году, были выявлены недостатки содержания улично-дорожной сети. Это говорит о том, что не всегда у владельца дороги есть возможность оперативно устранить имеющиеся недостатки.
В ответ на это заместитель директора Департамента государственной политики в области дорожного хозяйства Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ Ренат Гайнетдинов сообщил, что вопрос содержания федеральной сети дорог налажен. С владельцами дорог проводятся ежегодные собрания, на которых определяются мероприятия по обустройству. Все эти работы проговариваются и согласовываются на уровне Федерального дорожного агентства.
«Считаю, что вот эту практику нужно принимать в регионах - это первый момент, а второе - вопрос к ведению контрактов. В контракте на содержание необходимо оставлять долю на объемные работы, которая позволила бы локально устранять некапиталоемкими мероприятиями различные дефекты. То есть необходимо составлять резерв в течение года и в случае возникновения каких-то непредвиденных мероприятий, которые не учтены в плане обустройства, закрывать их за счет этого резерва»
сказал Ренат Гайнетдинов.
Еще одна проблема, которую поднял Дмитрий Митрошин, - ограничение скоростного режима. В ПДД существуют нормы, которые позволяют владельцам автодорог повышать скорость сверхустановленного лимита. Что касается изменения скоростного лимита в сторону уменьшения - эти полномочия реализуются в рамках мероприятий по организации дорожного движения.
«Собственно, нормативно-правовая основа для этого есть, при этом каких-либо методических или нормативных документов, которые устанавливали бы регламент этого снижения не существует. В итоге это приводит к совершенно обоснованным претензиям со стороны участников дорожного движения, когда люди объективно не понимают, почему на одном и том же участке дороги была скорость 90 км/ч, и вдруг она снизилась до 40 км/ч, потом поднялась опять до 90 км/ч»
отметил начальник научного центра БДД МВД России.
Глава Росавтодора Роман Новиков поддержал создание нормативной документации для реализации деятельности на автодорогах.
На фото: Руководитель Росавтодора Роман Новиков
«Я полностью поддерживаю, что любая деятельность должна быть максимально нормирована для того, чтобы понять, что мы делаем то, что нам позволяет ожидать тот конечный результат, который нам поставлен, который мы себе очертили. <...> Надо определить стартовую точку и понять, чего в законодательстве не хватает. <...> И, если чего-то не хватает, значит надо вычленить этот пробел и работать с ним. Поэтому, это, наверное, первая задача и, возможно, на какой-то подобной площадке надо это обсудить»
сказал Роман Новиков.
Начальник ГУОБДД МВД России генерал-лейтенант полиции Михаил Черников заявил, что важно создать безопасные условия для всех участников движения. По его мнению, это возможно только при тесном взаимодействии подразделений Госавтоинспекции с региональными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в сфере транспорта.
Черников отметил, что должна быть создана инфраструктура, позволяющая предупредить ошибки водителя, а в случае их совершения - минимизировать негативные последствия. Он добавил, что крайне важно оценивать каждый вводимый дорожный объект комплексно, еще на этапе проектирования внимательным образом изучая то, как в итоге будет выглядеть автодорога со всеми ее структурными элементами, - от возможности разделения транспортных потоков до нанесения разметки, оформления пешеходной зоны, установки ограждений и прочего.
«На сегодняшний день проектируются новые дороги с четырьмя полосами для разделения транспортного потока. Когда открываем проект, мы не видим там ни про освещение, ни про пешеходные переходы, ни про обустройство пешеходных тротуаров, а читаем лишь о ровности дорог. Это неправильно! Сегодня мы все прекрасно понимаем, чем ровнее дорога, тем выше тяжесть последствий. Нам надо с вами объединить усилия и увидеть, четко вычленяя элементы ПДД. У нас более 14 тыс. погибших на дорогах: это страшная цифра»
сказал Михаил Черников.
На конференции также был поднят вопрос, касающийся возможного тотального внедрения фотовидеофиксации нарушений ПДД. Глава российской Госавтоинспекции отметил, что это неприемлемо: такая мера вызовет только негатив водителей. Камеры нужно ставить лишь там, где опасно, где есть риск возникновения ДТП. По словам Черникова, наказание не должно быть основной задачей и инструментом повышения безопасности дорожного движения. Упор должен быть сделан на профилактику нарушений и пропаганду безопасного поведения на дороге.
«Чем хуже дорога, тем ниже смертность. Где ямы появились, водитель притормаживает, аккуратно едет, но так быть не должно. Люди должны комфортно и быстро передвигаться, страна огромнейшая - полтора миллиона километров дорог. Нам нельзя допускать снижение скоростного режима, мы против снижения скоростного режима категорически»
сказал глава российской ГИБДД.
ИТС для безопасности на дорогах
Один из важных этапов развития дорожно-транспортной отрасли в России - расширение границ применения интеллектуально-транспортных систем (ИТС). В декабре этого года Председатель Правительства РФ Михаил Мишустин подписал постановление о внесении изменений в государственную программу «Развитие транспортной системы». В документе отметили новые этапы внедрения ИТС в городах, реализующих эти проекты, а также их основные параметры.
В рамках конференции в Казани директор ГБУ «БДД» Рифкат Минниханов предложил внедрить решения, которые помогут реализовать стратегические программы по повышению безопасности дорожного движения в регионах с наибольшей эффективностью. Одним из них может стать создание и внедрение единой федеральной платформы управления транспортной системой.
«Акцент сделан на интеллектуальные транспортные системы. Почему? Вы и сами понимаете, это стоит во главе угла, в связи с тем, что это контрольная зона деятельности - фотовидеофиксация, но в перспективе это и то, что нас спасет лет через десять - это высокоавтоматизированные транспортные средства - беспилотники»
отметил Минниханов.
ИТС, в числе которых мониторинг и управление транспортными потоками, прогнозирование движения, контроль дорожных работ и связи с пользователями дорог, автоматизированные системы фиксации нарушений, весогабаритного контроля, должны обеспечить безопасность движения на автодорогах. Специалисты считают, что к данному вопросу необходимо подходить комплексно. Одно из предложений - интегрировать информационные платформы «Безопасный город» и «Умный город» в проекты интеллектуальных транспортных систем.
Рифкат Минниханов обратил внимание на такую проблему, связанную с обеспечением безопасности на автодорогах, как распознавание государственных номерных знаков. На сегодняшний день независимо от погоды система распознает до 95 % номеров. По словам спикера, точность идентификации транспортных средств необходимо увеличить.
«Ранее предлагалась идентификация транспортных средств - внедрение RFID меток. Над этим вопросом работают с 2016 года, но пока не понятно, будет ли иметь жизнь это предложение или нет. <...> В 2022 году были проведены испытания системы «Мера», совмещающей аппаратуру для считывания RFID-меток с государственного регистрационного знака и комплекс фотовидеофиксации Кордон.ПРО. Результат: 100 % идентификация при невозможности оптического распознавания государственного регистрационного знака»
рассказал Рифкат Минниханов.
Также спикер поднял вопрос работы весогабаритного контроля. Здесь есть проблемы интеграции с единой системой выдачи разрешений, взаимодействия с региональными операторами и недобросовестными перевозчиками.
Также директор ГБУ «БДД» обратил свое внимание на единый центр мониторинга и диспетчеризации, связанный с системой ГЛОНАСС. По его словам, сегодня мониторинг и диспетчеризация транспортных средств осуществляются разрозненно: во-первых, используется коммерческое программное обеспечение, во-вторых, обработка данных происходит на серверах, которые могут быть расположены за пределами РФ, в-третьих, данные неконтролируемо используются сторонними лицами. Для решения указанных проблем предлагается создать единый центр мониторинга и диспетчеризации отдельных ТС.
Глава Росавтодора Роман Новиков сообщил, что между заинтересованными ведомствами идет тесное взаимодействие по всем вопросам, связанным с обеспечением безопасности движения на дорогах. Он подчеркнул, что все действия должны быть совместными, в том числе в работе над законодательством.
«Мы вместе администрируем действия, направленные на достижение показателей, заявленных в рамках национального проекта. Это дает свои плоды, смертность на дорогах снижается. Именно поэтому так важна работа сообща»
отметил Роман Новиков.