← Автомобильные грузоперевозки

«Проезжаю четыре страны в день»: краснодарец о работе международным дальнобойщиком в Европе

фото здесь и далее: Иван Бельков

Краснодарец Иван Бельков к своим 38 годам смог несколько раз кардинальным образом изменить свою жизнь. Бывший сотрудник правоохранительных органов и профессиональный фотограф теперь занимается международными перевозками, работая дальнобойщиком в Европе.

Водитель рассказал журналистам не только о своей новой профессии, но и о том, как европейцы относятся к русским, что необычного с ним произошло и как не бояться полностью менять свою жизнь ради мечты.

— Я ощутил необходимость путешествовать в 2021 году, когда появилась пандемия. Я ощутил некий вакуум, который меня «съедает», как и многих других. И тогда нашел в себе уверенность и силы для того, чтобы перестроить свою жизнь снова. В момент пандемии появилась возможность заниматься работой в такси, которая позволяла не сидеть дома, а передвигаться между городами, что вводило меня в новую профессию – водителя. Но, когда пандемия кончилась, я понял, что работа в такси психологически мне не подходит. И на просторах YouTube я увидел ролик про международные перевозки. Тогда я не ассоциировал себя с грузовыми машинами, так как они всегда мне казались грязными, экологически вредными и жизнь такая мне виделась очень угрюмой. Но, разобравшись, я понял, что и машины уже другие, и за границей дороги иные, и предприятия работают совсем по-другому, — рассказывает Иван.

 — И я пошел учиться. Категория С у меня была, нужно было доучиться на категорию Е. Обучение проходило с сентября по январь – теория, практика, сдача экзаменов и в итоге все получилось. Для закрепления навыков перед поездкой в Европу, я хотел сначала устроиться в одну из торговых сетей Краснодара. Но не прошел тест по вождению и меня не взяли. Позже, узнав подробнее об условиях работы для водителей в этой фирме, я понял, что это даже к лучшему. А в январе 2022 года я узнал, что в Польше набирают водителей. Я прилетел в Варшаву из Краснодара и стал обучаться, чтобы мне дали разрешение на перевозки по всей Европе. Так все и началось.

Расскажи о первом месяце работы? С какими сложностями и неожиданностями столкнулся?

— В Польше я поселился в хостеле и учился основам профессии на новом автомобиле MAN – ездить, заправлять, раскрывать тент, отцеплять и прочее. Мне нужно было пройти недельный курс обучения для получения лицензии водителя в Европе. Я сдал теорию, вождение сдавал три дня. Стресс был колоссальный – большие габариты у авто, опыта еще не было, водить нужно было аккуратно, чтобы не повредить саму машину или покрышки о бордюры, так как весь ущерб взыскивается с водителя. А главная опасность – это пешеходы и параллельно идущие машины, за которыми нужно было пристально следить. Здесь всегда необходима концентрация, - рассказывает краснодарец. - Но сама езда меня завораживала. Потом я две недели стажировался с другим водителем, в итоге – получил персональный автомобиль и начал ездить по Польше – развозил продукты. Я ждал, пока будет готов документ под названием «красная бумага», который позволяет осуществлять перевозки по всей Европе. Но появились сложности. Фирма, куда я устроился, заплатила мне за работу лишь четверть обещанного. Поэтому я ушел в другую компанию. У меня было недостаточно опыта, согласно их требованиям, но после обучения и стажировки через несколько недель меня все-таки взяли на работу.

Как проходит твой рабочий день? Расскажи о нюансах и трудностях?

— С первых дней работы я был под впечатлением. Мое сознание будоражили открывающиеся возможности – пересекать по четыре страны в день, останавливаться в разных городах. Но, прежде всего, конечно, работа. Она не является легкой, так как нужно работать по 13-15 часов в день, 9-10 часов за рулем. Нужно закреплять тяжелые грузы, раскрывать тент в любую погоду, крены, торможения – очень много факторов, которые нужно учитывать. Для дальнобойщика со стажем это все происходит на автомате, а я обучался с ноля, поэтому мозг работал на 100%.

Рабочий график зависит от того, во сколько ты открываешь смену. Если в три часа ночи, то работаешь до 5-7 вечера. Если открываешь в 8, то заканчиваешь в полночь и так далее.

Затем тебе нужно отдохнуть 8-9 часов, в зависимости от того, какая ситуация по тахографу. Это устройство, которое полностью контролирует, сколько тебе нужно работать, сколько осталось. Нарушения режима труда и отдыха очень сильно здесь караются. Штрафы могут быть от 30 до 7000 евро, - объясняет мужчина. - После пяти вечера часто бывает сложно найти свободный паркинг, машин очень много. Водители останавливаются, где попало – и на дорогах, и в закутках. А, учитывая, что у тебя заканчивается рабочее время по тахографу, тебе нужно успеть стать на стоянку, иначе это будет штраф. Из главных трудностей еще можно назвать габариты автомобиля. Возникают и психологические сложности, когда ты долго находишься в рейсе. Испытываешь одиночество. Замкнутое пространство, в котором ты постоянно находишься, напрягает, ты не можешь сбросить это давление. Конечно, на выходных я всегда стараюсь остановиться в большом городе, чтобы погулять, увидеть, поснимать фото и видео, но проблема все-таки существует.


Какие страны ты уже объездил?

— Приехал, как уже говорил, в Польшу. Оттуда стал ездить по всей Европе. Очень часто работаю в Германии, Франции, Бельгии, Нидерландах. Реже бываю в Австрии, Италии, Чехии.

Насколько хорошо ты знаешь английский? Возникают языковые сложности в общении с европейцами?

— Знания английского языка у меня на уровне школьной программы, но мне их достаточно, чтобы решать повседневные рабочие вопросы, общаться. Для моей деятельности вполне хватает. Но, конечно, есть желание дополнить их. Появляются новые слова, и чтобы общаться профессионально, надо обучаться, и скорее всего, в каких-то группах с носителями языка.

Редко, но возникают ситуации, когда, например, ты приезжаешь в Германию, и тебе говорят, что «мы здесь разговариваем только на немецком языке». Хотя я знаю, что они понимают английский, все равно демонстративно разговаривают на немецком.

Но это исключительные случаи, скорее всего, дело настроения конкретного человека. Что касается тенденции, то во всех странах приветливо разговаривают на английском языке. А, узнавая, что я из России, с еще большим вниманием идут на контакт, - отмечает Иван.


Как ты проводишь свободное время?

— В свободное время или во время работы, когда мои мысли ничем не заняты, и я просто веду автомобиль, то общаюсь со своей семьей и друзьями по телефону или видеосвязи. Также сочиняю стихи, включаю документальные фильмы или слушаю аудиокниги. А во время отдыха я, как говорил, люблю останавливаться в каком-либо городе, где можно погулять, потому что без этого не будет необходимой разрядки. Посещаю достопримечательности, веду фото- и видеосъемку, у меня есть свой блог на YouTube. А еще я приобрел себе электрический самокат и на нем передвигаюсь по городу, успевая снимать видеообзоры. Он позволяет мне посещать даже самые отдаленные места, так как бывает, что стоянка для грузовика находится далеко от черты города, метро тоже далеко, и обычно водители сидят в машинах, а у меня есть возможность проехаться и все посмотреть, - говорит краснодарец.


Были ли какие-то ситуации, которые удивили тебя в европейской жизни?

— Особого удивления нет. Отрицательные и положительные стороны есть в любой стране, все зависит не от национальности, а конкретно от каждого человека. Мне понравилось, что мои представления о европейской жизни оправдались. Спустя год пребывания здесь, я получаю позитив. Конечно, я вижу в настоящее время определенный кризис в энергетической системе, и цены здесь растут. Я разговаривал со многими людьми, которые тут давно живут, говорят, что цены на коммунальные услуги выросли вдвое.

Я избежал мыслей, будто в Европе все лучше, чем в России. Но могу сказать, что здесь люди живут более размеренной жизнью, у них все распланировано.

Здесь жизнь более степенная, что отражается и на психике людей – они более спокойные, думают не только о хлебе насущном, но и о культуре. Также мне нравится в Европе особая щепетильность к строениям, архитектуре, творчеству. То есть делается не только, чтобы было крепко, но и красиво, со вкусом, с национальными особенностями – и здания, и обустройство жилищ, улиц. Меня удивило в Нидерландах, что они ходят дома в уличной обуви, объясняя это тем, что на улицах очень чисто. И действительно, грязи на полу я не заметил. Хотя раньше я такое видел только в фильмах, - улыбается Иван Бельков.

Расскажи, как тебя принимали в своих дома европейцы? О чем вы говорили? Чем их быт и стиль общения отличается от нашего?

— У меня иногда случаются очень интересные ситуации и встречи. Недавно я остановился на паркинге в Нидерландах, мне предстояло три выходных, так как было католическое Рождество. Ко мне на велосипеде подъехал мужчина, спросил, что я здесь делаю. После того, как я ответил, он пригласил меня провести праздники вместе с его семьей. И все выходные, которых из-за отсутствия работы получилось 10, я провел с ними. Мы гуляли, отдыхали, посещали их родственников, отметили Новый год, в том числе с их соседями, когда собрались три семьи. А жена моего нидерландского друга сказала, чтобы я привез все свои вещи, которые она сама постирала, высушила, погладила. Они покупали мне фрукты с собой, при этом, какие-либо деньги у меня не брали. Каждый вечер угощали ужином. Что касается еды, то супы, например, здесь готовят, как у нас в России, то есть с запасом на день-два, но вторые блюда готовятся только на один день.

Быт зависит от конкретной страны, города, деревни. Убранства в сельской местности и в городской среде сильно отличаются. В городе все лаконично, не аляписто, материалы, из которых изготавливается мебель, натуральные. Это не всегда дорого, но со вкусом, и в совокупности смотрится очень красиво. Мы с моими новыми друзьями обсуждали самые разные вопросы. И я видел искреннее желание узнать больше о нас, - отмечает мужчина.


Также у меня была ситуации, когда я уже дважды посещал семью во Франции, в небольшой деревушке. Глава семьи – Жан является смотрителем церкви. Он любит петь, там замечательная акустика. Я снова оказался у них на православное Рождество. Мы отлично посидели, я познакомил их со своей семьей по видеосвязи. Это была замечательная история. Смысл в том, что везде, где я бываю, я стараюсь находить знакомства, потому что ты находишься один в машине постоянно и ментально голодаешь, хочешь общения с другими людьми. А они видят в тебе эту расположенность, дружелюбность и отвечают взаимностью.

Я думаю, что все в настрое – какой настрой ты излучаешь, такой и получаешь. Здорово, что люди могут так общаться, без стереотипов.

В Европе говорят, что главное не то, какая вокруг ситуация, а важнее то, что представляет из себя человек.

Я знаю, что ты, кроме всего прочего, пишешь стихи. Что тебя вдохновляет больше всего?

— В основном вдохновением для стихов является искренняя сильная мысль, то есть стих пишется не от головы, не от ума, а от души. В нашей жизни много разных ситуаций и они повторяются для многих людей. Соответственно, мои переживания есть и у миллионов других людей в разный период времени. Мои стихи, слова – это энергия, которую я проношу через свое сердце, переживаю эту историю. Я начал сочинять еще до своего отъезда и даже заочно получил медаль Достоевского от Российского литературного общества, а еще мои стихи были напечатаны в сборнике Всероссийского конкурса «Дебют года 2021». Но в основном пишу для души, а не для регалий. Если людям помогут мои стихи, я буду очень рад. Пишу и юмористические, и любовную лирику, и гражданскую поэзию.

И в дальнобое очень хорошая среда для создания стихов, потому что одиночество нахождения в своем мире способствует созданию очень искренних строк. Сейчас я больше пишу о доме, о семье, о дружбе, взаимоотношениях людей.

Я понимаю, что, куда бы мы ни ездили, сколько бы стран мы не посмотрели, но все равно мы возвращаемся к себе домой. Наш дом – это наши дети, наши близкие, любимые, - говорит краснодарец.


Не жалеешь, что кардинально сменил род деятельности и стал дальнобойщиком?

— Я не жалею ни об одном поступке в своей жизни, ни об одном из изменений, так как все они согласуются с моими ощущениями в тот или иной период времени. Они были сделаны не под воздействием внешних факторов, а по внутренним ощущениям.

Что я точно научился делать – это не бояться менять свою жизнь. Она штука серьезная, но, в то же время, это игра, поэтому, когда есть необходимость, я отношусь к ней серьезно. Но в остальное время я с иронией, с удовольствием иду по жизни, наблюдаю, общаюсь, получаю удовольствие от всего, что я делаю.

И сегодня, находясь здесь, я беру максимально все, что я хочу, что планировал. Я просил у бога путешествий, и сегодня я получаю это каждый день, за это мне еще и платят деньги. Это то, что я хотел всю свою жизнь – изведать мир, - улыбается Иван.

Самый большой плюс и самый большой минус твоей работы?

— Самый большой плюс моей работы в том, что я путешествую каждый день. Каждый день я могу пересекать четыре страны, каждый день я живу с ощущением передвижения без границ, ощущением свободы – это то, что необходимо каждому человеку , а еще ощущением неравнодушия окружающих.

Но у этой медали две стороны. И главным огорчением, лишением в работе дальнобойщика является изоляция от семьи, от дома, друзей, привычного образа жизни. Но я думаю, что все в жизни временно, и этот период тоже имеет определенный срок. Я пока не знаю, сколько я посвящу времени дальнобою. Но в перспективе что-то интересное еще будет и не одно. Поэтому просто я открыт для всего нового, живу одним днем, но и задумываюсь о будущем, мечтаю об определенном и неопределенном будущем. Я всегда прошу бога, чтобы он дал мне то, что считает нужным. И моя задача двигаться по воле своего сердца, не бояться и все получится, - подытоживает Иван Бельков.


А чем ты вообще занимался перед тем, как стать дальнобойщиком?

— Вообще в свое время я получил юридическую специальность и до 30 лет занимался административной работой в силовых структурах. Но, в какой-то момент, эта работа себя исчерпала. Эмоционально я устал перекладывать бумаги, которым не было конца и края. И тогда направил фокус своего внимания на творческую деятельность. Занятие фотографией изначально было простым хобби. Но постепенно я купил технику, стал изучать основы фотографии, практиковаться и в итоге это стало новой профессией. Я вступил в Русское географическое общество и в качестве фотографа путешествовал по регионам Северного Кавказа, Краснодарского края, после чего мне стал открываться действительно очень интересный мир, горизонты стали шире. Я успел позаниматься и натуральной, и коммерческой фотосъемками, также стал делать видео. Но через нескольких лет работы в фотографии я понял, что событийные съемки больше меня не увлекают. Я захотел путешествовать. И в 2014 году впервые полетел в Италию, где завел друзей. С тех пор я мечтал о путешествиях.

Елена Бутова