← Безопасность и страхование

Дальнобойщик судился с работодателем за пару десятков тысяч и остался должен больше миллиона

Фото: Роман Данилкин / 63.RU

Юрист рассказала, чем могут обернуться истории, когда работаешь без трудового договора.

Работать без трудового договора, по идее, нельзя, но если очень хочется — можно. Правда, при расторжении такого «договора Шрёдингера» работодатель будет упираться всеми частями тела, пытаясь доказать, что если он ничего не подписывал, то ничего и не должен.

Как разрешаются такие истории? И реально ли получить деньги с работодателя, с которым не заключали трудовой договор? Отвечает юрист Юлия Федотова.

Жил-был в Хабаровском крае простой рабочий парень Лёха. Устроился он на работу к ипэшнику дальнобоем. Дорожная романтика, все дела. Только вот трудовой договор подписать не дали — две недели кормили «завтраками». При этом машину с грузом и путевые листы выдали, осмотры его самого и машины проводили, зарплату в 50 тысяч, как было оговорено, выплатили.

Поехал дальнобойщик из Хабаровска в Якутск с грузом и попал в ДТП. Ну с кем не бывает, главное — цел, хоть и не весь (получил незначительные повреждения).

«Тормоза у выданной работодателем машины, как выяснилось, были неисправны. Алексей за свой счет стянул груз и купил билеты до дома»

Приехал Алексей к своему работодателю, попросил возместить расходы на стяжку груза и проезд — и был послан. Мол, не работник ты мне, плохой человек, договор с тобой никакой не заключали, ничего я тебе не должен, ты вообще мне машину угробил, иди откуда пришел.

Алексей возмутился и пошел в Индустриальный районный суд Хабаровска с иском о признании отношений между собой и своим нанимателем трудовыми и возмещении причиненного ущерба — морального и материального.

Суд первой инстанции кивнул и сказал, что трудовые отношения — они не только те, что по бумажке писаны, но и те, что фактически выполнены. А, как мы помним, Алексей работал систематически, каждый рабочий день приходил на базу, путевые листы получал и расписывался в них, в страховку грузовика был вписан, за груз ответственность нес, зарплату получал, осмотры проходил, с бумажками всякими важными у ИП знакомился (под подпись). Так что никакие это не гражданские, а вполне себе трудовые отношения. Поэтому суд Хабаровска постановил взыскать с работодателя 11 тысяч компенсации в пользу Алексея — за моральный и материальный вред.

«За свои моральные страдания Алексей просил вообще 10 тысяч рублей»

Работодатель решил, что отступать будет не по-пацански, и пошел в суд апелляционной инстанции, где случился неожиданный поворот. Хабаровский краевой суд поломал об колено решение первой инстанции и счел, что таки никаких отношений между Алексеем и его работодателем не было, кроме гражданско-правовых. И раз Алексей со своей частью обязанностей не справился, груз не довез — ипэшник ничего ему не должен. И вообще, по мнению краевого суда, без подписанного (и с печатью!) трудового договора отношения трудовыми не считаются.

Тут уже возмутился Алексей и пошел в кассационный суд. Кассация оставила решение, по которому не было у дальнобойщика никакой работы, в силе.

Но Алексей не отступил. И дошел до Верховного суда РФ. Главные судьи страны решили, что отношения, сложившиеся между Алексеем и его работодателем, таки являются трудовыми, рабочими.

«Закон (Трудовой кодекс РФ то есть) не связывает возникновение трудовых отношений с подписанием бумажек»

А человек считается работником с момента начала фактического исполнения трудовых обязанностей. При этом важно, что он получает оплату за оговоренные действия, по распоряжению работодателя или его представителя, соблюдает определенные нормативные предписания организации, исполняет систематически определенные работодателем действия под его контролем, имеет режим труда и отдыха.

Доказывается это всеми доступными способами, не противоречащими закону. Например, то, что Алексей работал, подтвердили его коллеги-дальнобои. Они четко сказали в суде: да, каждый будний день приходил на базу к девяти утра, получал путевые листы, ездил, возвращался, расписывался, осмотры с нами проходил, за грузом бдел.

Поэтому Верховный суд сказал: отменяем все решения, кроме самого первого, которое было в пользу Алексея. В итоге дальнобойщик получит 11 тысяч рублей и факт признания трудовых отношений.

Больше миллиона за разбитый грузовик

И еще одна интересная деталь. «Работодатель», после того как апелляционный и кассационный суды встали на его сторону, решил сам взыскать с Алексея деньги. Грузовик принадлежал жене индивидуального предпринимателя — она подала к дальнобойщику Алексею иск и компенсации ущерба после ДТП. И выиграла — больше миллиона рублей. Алексей обжаловал это решение в апелляции — безуспешно. А потом и в кассации. Решение суда кассационной инстанции состоялось спустя несколько дней после вынесения вердикта Верховным судом. И кассационный суд уже встал на сторону Алексея — хотя формально два этих дела не связаны между собой.

Как того требует закон, из кассации дело о разбитом грузовике направилось на новое рассмотрение в суд первой инстанции (тот же самый — Индустриальный районный суд Хабаровска) но уже в другом составе. Вот такую силу имеют определения Верховного суда России — их влияние распространяется даже на дела, не состоящие в прямой зависимости друг от друга.

Правда, Индустриальный районный суд Хабаровска, несмотря на решение ВС РФ, всё же удовлетворил требования владелицы трака о взыскании с Алексея крупной суммы денег.

Будут ли дальнейшие обжалования — неизвестно, но, судя по всему, Алексею упорства не занимать.

Юлия Федотова