← Безопасность и страхование

Штрафы за среднюю скорость могут вернуть: мнения за и против

фото: yandex.ru

Минтранс предлагает снова ввести в Правила дорожного движения определение «средняя скорость движения» и штрафовать тех, кто ее не придерживается. Что говорят эксперты на этот счет?

Штрафы за превышение средней скорости в России уже вводились, но их прекратили выписывать, поскольку в 2022 году Верховный суд указал, что в данном случае невозможно установить точное место правонарушения, как требует закон. К тому же такого понятия, как средняя скорость, нет в ПДД.

Минтранс учел эти аспекты и занялся исправлением. Средней скоростью, говоря простым языком, предлагается считать, как в учебнике физики, длину участка дороги между камерами, разделенную на время, за которое это расстояние проедет машина. Если средняя скорость будет выше установленной, водителя ждет штраф. Местом совершения правонарушения будет являться зона контроля последней камеры из цепочки фиксирующих скорость. И штраф будет выписывать тот регион, где находится последняя камера, фиксирующая нарушение.

Штрафы за превышение средней скорости необходимы, например, в тоннелях, отмечают эксперты.

Кроме того, большинство штрафов приходят водителям за невольные ошибки — незначительные превышения на 2-3 километра. Контроль средней скорости позволяет эти водительские ошибки нивелировать.

Но также от новой нормы могут пострадать и те, кто ездит совсем медленно, поскольку движение на автомагистрали со скоростью ниже 40 километров в час запрещено. О слабых местах идеи по замеру средней скорости рассказывает автоюрист, эксперт общественного движения автомобилистов «Свобода выбора» Сергей Радько:

— Если установлено, что машина проехала с некой средней скоростью данный участок, это не означает, что она двигалась именно с этой скоростью. Она могла ехать на этом участке в два раза быстрее, потом резко снизить ее. Возможно, здесь должно быть более строгое наказание за превышение на величину не 20 километров в час, а, например, 40 километров в час. Но при вычислении средней скорости определяется лишь предположительное нарушение, а это недопустимо.

Обозначено возможное наказание за слишком низкую скорость — менее 40 километров в час, но ведь водитель может остановиться на участке между камерами. Как это проверить?

— В том-то и дело, что никак. Если водитель заехал на заправку, поменял колесо и так далее, средняя скорость будет гораздо ниже, чем предписанная на этом участке.

Штрафы за превышение средней скорости — это не российское ноу-хау. Они существуют и за рубежом, там измеряется скорость на участках протяженностью в 100 километров. Да и российские приборы, по сути, замеряют скорость таким же методом, рассказал член совета директоров группы содействия «Дельта» Глеб Виленский:

«Дело в том, что в них нет радара, который измеряет мгновенную скорость, а есть просто камера, которая снимает кадр за кадром, и дальше скорость автомобиля вычисляется по перемещению между двумя кадрами. Это и есть на самом деле средняя скорость. Разумеется, есть серьезный вопрос о проверке корректности работы этих камер. У автолюбителей нет никакого способа определить достоверность данных, которые собирает та или иная камера. У организаций, владеющих камерами, есть прямой экономический мотив эти самые ГОСТы и нормы размещения камер нарушать».

Большинство дорожных камер действительно находятся в частных руках, это доходный бизнес, и предприниматели получают львиную долю с каждого уплаченного штрафа.

Однако нельзя отрицать очевидного: камеры повлияли на безопасность дорожного движения и приучили водителей соблюдать правила.

За 15 лет, прошедшие с 2008 года, когда на дорогах массово появились устройства фотовидеофиксации, смертность в ДТП снизилась вполовину: с 30 тысяч до 14 тысяч человек. В пересчете на 100 тысяч населения в авариях гибнет людей меньше, чем в Индии, Китае и США.

Однако на сегодняшний день все еще нерешенной остается проблема так называемых шашечников. Помогут ли штрафы за превышение средней скорости в борьбе ними? Мнение участника рабочей группы по разработке ГОСТа на комплексы автофиксации, эксперта по системам фиксации нарушений Григория Шухмана:

«С «шашечниками», которые в плотных рядах обгоняют поток, это не поможет, потому что, когда поток плотный, то, как правило, идет заметно ниже ограничений. Соответственно, «шашечник», как бы он ни перестраивался, не достигнет порога средней скорости. Там, где поток разрежен, как правило, скорость и без того уже достаточно высокая. Для «шашечников» это не инструмент контроля. Что касается фиксации «шашечников» камерами, само по себе перестроение не является нарушением, если это не через разметку».

По данным МВД на 1 января 2023 года, на дорогах России работали более 27 тысяч камер фотовидеофиксации. В 2022 году с их помощью было вынесено более 150 млн постановлений за превышение скорости. Только за полгода сумма всех выписанных штрафов составила 62 млрд рублей.

Светлана Чередникова