В России остро не хватает дальнобойщиков — дефицит составляет примерно полмиллиона водителей. Чем чреват дефицит кадров в сфере перевозок и как решить проблему с привлечением на работу шоферов?
Эксперты филиала Ассоциации международных автомобильных перевозчиков (АСМАП) по УрФО сообщили о кадровом кризисе в сфере грузовых перевозок. По их данным, дефицит дальнобойщиков составляет 23% — это примерно полмиллиона человек.
Представители компании предложили Минтрансу и Торгово-промышленной палате (ТПП) варианты решения проблемы, уточнили «Известия». Например, обучение вождению по категории C в колледжах. Подросткам в старших классах стоит рассказывать о важности профессии и демонстрировать устройства автомобилей, уверены представители АСМАП.
В небольших городах, население которых достигает 300 тысяч человек, представители ассоциации рекомендовали устанавливать больше учебных автодромов под грузовики. Учебные учреждения при этом должны освобождаться от налогов за аренду земли.
Причина дефицита дальнобойщиков
Профессия дальнобойщика все меньше привлекает молодежь, посетовал вице-президент Торгово-промышленной палаты РФ Владимир Падалко. По его словам, средний возраст водителей большегрузов достиг 50–55 лет. Из-за нехватки водителей уже простаивает до 5% автопарков отдельных отечественных компаний. И ситуация, считает Падалко, будет ухудшаться.
Дефицит в сфере перевозок грузов могло вызвать развитие сервисов такси, предположил в разговоре с «Ямал-Медиа» кадровый эксперт Илья Варакин. Люди выбирают возить людей, потому что это проще, а платят при этом больше, пояснил он.
«Самое главное, что по деньгам на данный момент таксисты стали получать больше, чем дальнобойщики, так как с введением системы «Платон» (Российская государственная система взимания платы с грузовиков, имеющих разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн — прим. ред.) для дальнобойщиков их заработки сильно стали падать»
— Илья Варакин, кадровый эксперт.
Несмотря на то, что заработная плата дальнобойщика может достигать 300 тысяч, человек сейчас сначала смотрит на условия, а только потом на деньги. Как заметил Варакин, если сопоставить доходы водителей большегрузов и расходы сил с работой таксистом, то выигрывает второй вариант.
«Мы же взвешиваем деньги, разделенные на количество вложенных усилий. В такси усилий надо вкладывать намного меньше: меньше рисков, меньше сложностей с дальними переездами, меньше сложностей с состоянием здоровья, есть возможность графика, легче в обслуживании авто. То есть такси на несколько порядков проще и удобнее как работа, как заработок, чем дальнобой», — добавил он.
Работа дальнобойщиков усложнилась после ввода санкций в 2022 году, рассказал президент общероссийской общественной организации «Водители России» Олег Торош. Один средний рейс удлинился по времени, и проблема начала нарастать — ощущается и нехватка водителей, и нехватка транспортных средств. А осенью, когда началась мобилизация, в сфере перевозок людей стало еще меньше.
К чему может привести нехватка водителей грузовых машин
Варакин считает, что дефицит на рынке грузоперевозок может привести к росту стоимости услуг дальнобойщиков, что неизбежно приведет к подорожанию товаров. Более того, если проблема не решится, начнется миграция работников в сферу грузовых перевозок из каких-то других профессий, уверен он.
Как решить проблему
Латать дыру на рынке грузоперевозок специалисты хотят молодежью. Например, «Водители России» проводят конкурсы водительского мастерства для повышения престижа профессии. А в Липецкой области Гостехнадзор запустил пилотный проект на базе образовательной школы по созданию автокласса.
Ориентироваться в работе, полагают эксперты, необходимо на молодых людей из сельской местности. Там сейчас наблюдаются проблемы с занятостью и молодежь охотнее устраивается водителями большегрузов.
Илья Варакин уверен, что привлечь водителей в профессию поможет повышение заработной платы. Он подчеркнул, что из-за введения системы «Платон» сотрудники потеряли возможность получать прежний высокий заработок.