← Автомобильные грузоперевозки

Жизнь на обочине: многие дальнобойщики встречают Новый год в очереди на границе

© Jan Jack Russo Media / Фотобанк Лори

Сотни водителей фур будут вынуждены встречать Новый год, а кто-то – и Рождество, не дома в семейном кругу, а в тесной кабине фуры, припаркованной на обочине дороги у литовской границы.

Это белорусы, россияне, литовцы, граждане Македонии, Молдовы, Венгрии, Турции, Сербии и других стран. Причиной стали рекордные очереди на въезде в Литву накануне праздников – перед пунктом пропуска "Бенякони" это до тысячи машин ежедневно и почти две недели ожидания.

Журналистка Sputnik Инна Гришук накануне новогодних праздников вырвалась из Гродно в белорусско-литовское приграничье и узнала, как дальнобойщики собираются встречать Новый год.

Жизнь на обочине

Очередь из фур на подъезде к одному из ключевых пунктов пропуска в Гродненской области "Бенякони-Шальчининкай" начинается примерно за три километра до литовской границы. Большегрузы припаркованы вдоль обочины, иногда даже по обе стороны дороги, занимают места на каждом съезде и все свободные стоянки. До отказа заполнена и территория стоянки зоны ожидания электронной очереди.

В кабине одной из машин привлекла внимание женщина на водительском сидении фуры, стоящей в веренице большегрузов.

"Я не водитель, я мужа приехала проведать, увидеть перед праздниками, соскучилась. Мы сами из Витебска. Он тут больше недели стоит, домой приехать не может",

– рассказала Лиля.

Ее супруг Александр работает на литовскую фирму, в этом рейсе провел в очереди 200 часов – больше восьми дней. Машина зарегистрирована в электронной очереди без права на приоритетный проезд.

"Это значит, что перед нами будут пускать фуры, которые имеют приоритет или заплатили за бронь. Наша очередь за сутки может продвинуться на 20-30 машин, когда всего на границу отправят 150", – поясняет мужчина.

На вопрос, как планирует встречать Новый год, оптимистично отвечает, что надеется к вечеру 31 декабря попасть в Литву. Но судя по скорости продвижения очереди, шанс низок.

"Если муж не успеет пересечь границу, я останусь здесь, будем отмечать в кабине фуры вдвоем", – добавляет супруга водителя. Говорит, что постарается приготовить мужу что-то праздничное. Продукты можно купить в магазине на заправке или в деревне, которая в двух километрах от места парковки фуры.

На вопрос, почему большегруз стоит на обочине, а не на благоустроенной стоянке, Александр ответил: "Во-первых, там не хватает на всех мест. Стоянка на 250 или 300 машин, а в очереди – почти 900. Во-вторых, там платная парковка. Мой работодатель эти расходы не компенсирует".

Мужчина добавил, что старается соблюдать на территории чистоту и порядок. Не бросает окурки, за время ожидания вынес шесть пакетов мусора. А вот водители соседних машин бросили бутылки под деревьями.

Срок ожидания – две недели

Другой водитель по имени Сергей, который две недели ждет въезда в Литву, отмечает, что в такую очередь попал впервые.

"Приехал на границу 16 декабря, очень надеюсь, что завтра утром проеду. Может, даже успею домой на праздники приехать. Впереди еще 87 машин", – говорит он.

По его словам, некоторые водители, понимая, что нужно так долго ждать, едут домой и следят за продвижением очереди дистанционно через сайт. Кроме того, каждый заказывает при регистрации в системе звонок. Когда машину вызывают в пункт пропуска, оператор звонит и сообщает об этом.

Например, так поступили двое водителей из Молодечно. Мужчины прибыли на границу только чтобы принять груз и зарегистрироваться в системе. А Новый год будут отмечать дома.

"Я белорус, но так сделать не мог. Везу в Германию шоколад, нужно было контролировать температурный режим", – пояснил Сергей.

По его словам, в общей сложности на один рейс у него уйдет почти месяц. Это если сложить время в пути и время, проведенное на границе. За шоколадом из Литвы он отправился в начале декабря. На литовской территории на въезде в Беларусь провел в очереди четверо суток.

С картошкой – на границу без очереди

Состав машин в очереди перед границей – интернациональный. На перецепку и перегрузку привозят фуры на белорусских и российских номерах, а въезда в Литву ждут машины на сербских, турецких, молдавских, македонских, литовских, венгерских номерах. Водители признаются, что простой в очередях – самая сложная часть работы. Но стараются не унывать и смотрят на все по-философски спокойно.

"Встречу Новый год в дороге. Везу в Молдову белорусскую картошку. Теперь это приоритетный груз, как скоропортящийся. Меня пропустят в течение 30 часов на границу. К Новому году домой не попаду, ехать еще 2300 километров. Но для меня главное на Рождество приехать, это более весомый праздник для православных", – рассказал водитель из Молдовы Николай.

Он похвастался, что, возможно, именно его предложение сделать картошку приоритетным товаром услышали где-то наверху. Во время прошлого рейса он говорил об этом в интервью белорусским журналистам.

"Очень вкусная белорусская картошка. Теперь за месяц смогу не две машины привезти в Молдову, а три. Все будут довольны", – отмечает дальнобойщик.

Двое его коллег на вопрос о планах на новогодние праздники шутят: "А мы без белорусской картошки, будем праздновать здесь, на границе".

"Готовить? Ничего особенного. Заварим чай, купим в магазине оливье. Можно будет созвониться с родными по видеосвязи, их поздравить. Нам, водителям, не привыкать. Лично я в прошлые годы встречал Новый год в рейсах в Румынии, в Венгрии. У нас работа такая. Но хотелось бы, чтобы литовская граница работала побыстрее. В некоторые дни совсем машины не пропускают", – говорит другой водитель-молдаванин Валерий, который только приехал и находится в хвосте очереди.

Дальнобойщики рассказали, что со стороны Литвы тоже ждет много машин. Сами же они ждали въезда в Беларусь неделю.

Очереди бьют новые антирекорды

Опытные перевозчики признаются, что таких очередей в конце года не видели никогда. Предновогодний период – всегда увеличивается поток грузов через границу, но в прошлом году рекорд был – до десяти дней.

"Если бы литовцы быстрее работали, этих очередей бы не было. В прошлые годы приедешь на литовскую границу, там много сотрудников, стараются быстрее машины оформить. А теперь в час запускают по две или три фуры и держат их. Хотя возможность работать быстрее у них есть", – поясняет один из водителей.

Почему именно в маленьком пункте пропуска "Бенякони" в нынешнем году возникло такое большое скопление машин, дальнобойщики затруднились ответить. Обычно больше всего фур едет в пункт пропуска "Каменный лог".

"Возможно, такое стечение обстоятельств. Перед тем, как выбрать, где пересекать границу, водители смотрят, где быстрее движется очередь и где меньше придется ждать. Когда я выбирал, видел, что в "Беняконях" проеду быстрее, а таких, как я, оказалось очень много. Везу картошку в Калининград, это приоритетный груз, без очереди должен ехать. А жду уже двое суток. Это очень много",

– говорит российский дальнобойщик Геннадий.

Его коллеги также рассказали, что они не могут поменять пункт пропуска, если видят, что в другом очередь стала двигаться быстрее. По правилам, они должны проезжать в Литву в том пункте пропуска, через который въезжали в Беларусь.

"Если приехал в Беларусь через "Бенякони", через них нужно ехать обратно. При въезде на границе дают специальный пропуск, на фурах стоят датчики, которые отслеживают движение. Если поедешь на "Привалку", допустим, там не будет очереди, то это будет нарушением, штраф – до 200 базовых", – поясняет Александр.

Один водитель на трех машинах

У машины 70-летнего водителя из Литвы Ивана припаркован красный раскладной велосипед. Он одновременно работает на трех фурах, в его задачах – приехать из Литвы в Беларусь и обратно. Мужчина рассказал, что проводит много времени на этой стоянке и периодически ездит домой в пригород Шальчининкая на велосипеде. Например, так поступил на католической Рождество.

"Одну фуру недавно перегнал в Литву, на велосипеде вернулся в Беларусь, а две фуры здесь продолжают ждать. Главное неудобство для меня – пропуск на пересечение границы выдают только на три дня. И каждый раз нужно ездить в пункт пропуска за новым. Почти каждый день туда езжу. Для этой фуры четыре пропуска получал. Для двух других - тоже. Можно же в такие дни длинных очередей выдавать эти бумаги на более длительное время", – обратился с предложением Иван.

Мужчина признается, что для него хорошим подарком на Новый год станет провести его на въезде в пункт пропуска. Как раз к этой дате подходит прогнозируемый срок ожидания. Фура, которую на днях перегнал в Литву, проходила очередь 13 дней.

В сельских магазинах – скупают белорусское

Не остаются без работы в предпраздничные дни работники сельского магазина в приграничной деревне Бенякони. Именно она становится главным местом шопинга водителей фур, которые вынужденно поселились на границе. Самые ходовые товары здесь – белорусские продукты.

"Водителей у нас очень много, покупают овощи, консервы, картошку. Но хорошо закупаются у нас литовцы. Приезжают на велосипедах, на машинах. Берут по норме, но если бы ограничений на границе не было, то брали бы еще больше",

– рассказала продавец Гражина.

По ее словам, в списке популярных продуктов у литовцев – это белорусский шоколад, кукурузные палочки, печенье, разные сладости, сырки, хлеб. Даже колбасу покупают, стараются как-то тайком к себе провозить. Накануне праздников стали покупать красную икру, берут сразу по несколько банок, красное и игристые вина.

Что говорят пограничники?

"Ситуация с замедленным оформлением транспорта остается неизменной – литовские контрольные службы целенаправленно игнорируют нормы пропуска даже несмотря на праздничный период", – сообщил официальный представитель Лидского пограничного отряда Денис Петровский.

Например, за истекшие сутки (по информации на вечер 29 декабря) контрольные службы Литвы в пункте пропуска "Шальчининкай" оформили менее 20% грузового транспорта от установленной нормы – 41 грузовое транспортное средство.



Инна Гришук