Складская работа привлекает сотрудниц сменным графиком, комфортными условиями труда, растущими зарплатами и регулярными премиями. Водителей грузовиков, помимо уровня оплаты, мотивирует тяга к путешествиям по новым городам и странам.
В этом году доля женщин в складской и транспортной логистике продолжит расти, в том числе благодаря автоматизации. Об этом сообщается в обзоре ПЭК, подготовленном совместно с «Байкал-Сервис», Health&Nutrition, «Снежная королева», «Скиф-Карго», STS Logistics, ТК «ОРДА».
В 2023 году число женщин среди складских работников России увеличилось на 25% по сравнению с предыдущим, говорится в обзоре. Чаще всего они занимают должности контролеров, сборщиков, кладовщиков, операторов склада, координаторов смены и начальников участка. Кроме того, к началу этого года выросла доля женщин среди водителей погрузчиков и комплектовщиков.
«В России сложился стереотип: работа на складе всегда связана с тяжелым физическим трудом — это не так. Большая часть задач предполагает поиск, комплектацию и упаковку товаров», — подчеркнул Михаил Бендов, директор по эффективности цепи поставок Health&Nutrition.
Рост зарплат, сменный график и время для семьи
По данным обзора, складская работа привлекает сотрудниц сменным графиком, комфортными условиями труда (корпоративный транспорт, бесплатное питание, соцпакет), растущим уровнем зарплат и регулярными премиями. В исследовании HeadHunter и ПЭК, опубликованном ранее, говорилось: медианная зарплата в логистической отрасли в 2023 году увеличилась на 23% год к году, до 66,5 тыс. руб. Зарплаты линейного персонала росли еще более динамичными темпами — по итогам 2023 года показатель увеличился на 30%. Поэтому многие сотрудники работают на складских должностях не первый год.
Например, Ирина Афанасьева управляет складской техникой более 20 лет. Сразу после окончания школы начала работать за рулем погрузчика на заводе, а затем — перешла в компанию «Байкал-Сервис». В работе привлекает сменный график, благодаря которому получается уделять больше времени семье: Ирина, которая воспитывает пятерых детей, недавно стала бабушкой.
Старший смены «Скиф-Карго» Елена Асомудинова работает на складах более 12 лет. Помимо удобного сменного графика, благодаря которому можно решать личные дела в будние дни, ценит удобное месторасположение площадки, комфортную атмосферу в коллективе и достойный уровень зарплаты.
Александра Пидунова перешла работать на склад из привычного офиса, так как захотелось «провести эксперимент и кардинально изменить род деятельности». За два года она прошла путь от рядового сотрудника до начальника участка ПЭК в Бутове и планирует продолжить развиваться на этой площадке. Координатора склада STS Logistics во Внукове Юлию Захарову, помимо уровня оплаты и комфортных условий труда, радует дружный коллектив, в котором коллеги всегда готовы прийти на помощь, если возникают проблемы.
Диалог с клиентами и цифровая помощь
По словам руководителя отдела персонала «Скиф-Карго» Евы Климентенко, на собеседование по складским вакансиям женщины, как правило, задают более конкретные вопросы, чем мужчины. В основном соискательницы уточняют о профессиональных обязанностях, условиях труда и перспективах карьерного роста. Отказывают также по конкретным причинам: из-за неудобного графика, который помешает семейным обязанностям или несоответствия карьерных ожиданий предложенным условиям.
Благодаря дисциплинированности, ответственности и коммуникабельности, многие складские сотрудницы повышают свою производительность до высоких показателей уже через несколько месяцев работы, подчеркнул Михаил Беднов. Поэтому, например, ПЭК часто приглашает их на работу в зонах приема и выдачи отправлений, где нужно не только внимательно проверить документы, но и настроить коммуникацию с клиентами, избегая недопонимания даже при форс-мажоре, рассказала Виктория Цой, директор по персоналу ПЭК.
В ближайшие годы доля женщин на складах в России продолжит расти, в том числе благодаря автоматизации площадок, подчеркнул Алексей Ермаков, директор по логистике «Снежная королева».
По словам первого заместителя генерального директора «Байкал-Сервис ТК» Александра Зарецкого, компании, развивающие цифровые решения, уже приглашают сотрудниц на новые должности, ранее доступные только для мужчин. В условиях дефицита персонала это помогает избежать нехватки сотрудников для обработки грузов.
К слову, конвейерные системы, которые ПЭК уже запустил на крупнейших площадках, помогают быстро и эффективно перемещать грузы из одной складской зоны в другую, сокращая объем физической нагрузки на сотрудников. А благодаря устройству подачи поддонов, которое устанавливает их на рохлю автоматически, сотрудницы Health&Nutrition уже подключились к доставке паллет между складскими зонами.
За рулем фуры: растущая зарплата, гордость и тяга к путешествиям
Число среди женщин-водителей грузовиков в России также продолжает расти, но менее высокими темпами, чем в сегменте складской логистики, сообщается в обзоре.
По словам генерального директора «Авто-ПЭК» Дмитрия Иевлева, работа за рулем фуры привлекает зарплатой, уровень которой существенно выше, чем в других рабочих специальностях логистики. Согласно данным аналитиков Авито.Работа, средняя зарплата водителей категории «СЕ» в России за 2023 год выросла на 23%, до 138 108 руб. Кроме того, на работу водителем магистрального тягача мотивирует тяга к путешествиям по новым городам и странам. Часто сотрудницы приходят в профессию и смежных отраслей, иногда — нестандартных.
Например, водитель Ольга Панова за рулем фуры уже более 12 лет, десять из которых профессионально занималась конным спортом. На соревнования перевозила верных напарников — лошадей. Она объездила всю Россию: от Дагестана до Дальнего Востока. После травмы из спорта пришлось уйти, а навыки управления большегрузами и главное — желание работать в пути — остались. Помимо уровня зарплаты, больше всего Ольгу привлекает равновесие и спокойствие, которое она получает в дороге, а также возможность открывать новые интересные места.
Водитель ТК «ОРДА» Светлана пришла на эту должность два года назад после пяти лет работы за рулем троллейбусов, автобусов и не представляет себя в другой профессии. Уровень оплаты для нее — приятный бонус, главное, что «работа по душе». Еще один водитель компании Александра, доставляет грузы на фуре по всей России вместе с супругом. В профессии привлекает возможность путешествовать на дальние расстояния. Водитель NatCar Ирина Гребенщикова работает за рулем грузовика более 7 лет. Помимо высокого уровня заработной платы, ее мотивирует возможность изучать новые города и интересные места по всей России.
Среди трудностей профессии: погодные условия зимой, доставка грузов в горной местности, замена комплектующих в пути, отсутствие комфортных условий в некоторых регионах России, но дальнобойщицы справляются, подчеркнула Евгения Шагинова, директор по персоналу NatCar. Например, водитель ТК «ОРДА» Светлана вспоминает, как поднималась за рулем 20-тонной фуры по Алданскому нагорью в Якутии. «Спустя 14 часов, когда все-таки удалось доехать до места назначения, испытала чувство гордости и эйфории», — рассказала она.
Самый поучительный случай в практике Ольги Пановой произошел при поездке на соревнования в Сибирь. «По дороге в Новосибирск резко вышла из строя помпа, двигатель перегрелся и 10-тонный грузовик с четырьмя лошадями внутри остановился посередине зимней трассы. Выхода не было — пришлось менять деталь самостоятельно. С тех пор всегда дополнительно проверяю состояние автомобиля перед рейсом после технического контроля в компании», — рассказала она.
По словам коммерческого директора ТК «ОРДА» Екатерины Кашанской, в ближайшее время число женщин-водителей грузовиков в России продолжит расти. Это положительно скажется на ситуации в отрасли, так как дефицит данной категории сотрудников обостряется уже долгие годы.
Напомним, по данным Ассоциации автомобильных грузоперевозчиков и экспедиторов, нехватка водителей категории «CE» увеличилась с 21 до 25% — по итогам 2023 года в России было вакантно от 90 до 160 тыс. рабочих мест.
материал предоставлен Ассоциацией автомобильных грузоперевозчиков и экспедиторов