Нехватка водителей фур, которая фиксировалась в прошлом году, в 2024-м обострилась — представители отрасли жалуются, что дефицит таких специалистов достиг 25%.
Подтвердили проблему и в крупнейших рекрутинговых компаниях: с начала года количество соответствующих вакансий увеличилось в полтора раза по сравнению с тем же периодом 2023 года. Нехватка персонала уже приводит к простою автопарков, утверждают эксперты. О том, как грузоперевозчики решают проблему и что стало причиной ее возникновения, — в материале «Известий».
Тяжкий груз
Дефицит водителей грузового транспорта категории СЕ (управление грузовиками с прицепами и полуприцепами максимально разрешенной массой более 750 кг) вырос за год на 4% и достиг отметки 25%, сообщили «Известиям» в Ассоциации автомобильных грузоперевозчиков и экспедиторов (объединяет 12 крупнейших транспортно-логистических компаний).
— По итогам года в России было вакантно от 90 тыс. до 160 тыс. рабочих мест, — рассказал руководитель организации Вадим Филатов. — Уже сейчас до 18% автопарка российских компаний простаивает из-за нехватки водителей.
Эксперт отметил, что для привлечения новых кадров в отрасль только за прошлый год зарплатные предложения выросли на 40% — до 150 тыс. рублей.
— Нехватка становится всё острее, а значит, в этом году перевозчики снова будут повышать зарплаты водителей, чтобы привлечь больше сотрудников,
— прогнозирует Вадим Филатов.
Дефицит водителей грузовиков подтвердили «Известиям» и в крупнейших рекрутинговых агентствах. Так, согласно данным сервиса по поиску работы HeadHunter, количество соответствующих вакансий с начала 2024 года выросло в полтора раза по сравнению с тем же периодом 2023-го.
Повышенный спрос отметили и эксперты сервиса «Работа.ру».
— В I квартале 2024 года было зафиксировано увеличение работодательской активности в поиске водителей: число вакансий для них на 7% превысило показатель аналогичного периода 2023 года, — рассказала «Известиям» директор по аналитике и исследованиям Data Science Елена Артемьева. — При этом средние зарплатные предложения по отношению к I кварталу 2023 года выросли на 30% и составили более 103 тыс. рублей.
По словам специалиста, значительно чаще стали искать водителей в Ленинградской области — спрос на них вырос в 2,5 раза, в Ямало-Ненецком автономном округе — в 2,3 раза, в Татарстане — на 61%, а также в Свердловской и Воронежской областях — на 56 и 53% соответственно.
Дефицит водителей грузовиков негативно сказывается на отрасли: задерживаются доставки грузов, увеличивается стоимость услуг, страдает логистика, перечислила управляющий директор Frank Auto Ирина Франк. Сегодня некоторые компании вынуждены привлекать водителей с недостаточным опытом, что увеличивает риск аварий и других негативных ситуаций на дороге.
Почему возник дефицит водителей
Молодые люди неохотно идут учиться на категорию прав СЕ из-за высокой стоимости обучения и длительных сроков, считает Вадим Филатов.
— Сейчас молодежь редко приходит в профессию, в том числе из-за высокой стоимости обучения, которая составляет 150 тыс. рублей, а также длительного срока подготовки — до полутора лет, — отметил эксперт.
В России также не хватает соответствующих автошкол. Обучением по категории CE занимается менее половины площадок по всей стране, заявил Вадим Филатов.
В апреле 2023 года «Известия» писали о том, что с 2021 по 2022 год в России сократилось количество таких образовательных учреждений на 15% — с 7 тыс. до 5,96 тыс.
Кроме того, большая часть действующих автошкол готовит учеников на устаревших тягачах с прицепами, не обучает навыкам управления современной техникой, заполнению документов, не дает знаний в области крепления грузов, считает глава Ассоциации автомобильных грузоперевозчиков и экспедиторов.
Критическая ситуация с водителями грузового транспорта, особенно на междугородних перевозках, в первую очередь связана с падением престижа профессии водителя,
считает Ирина Франк.
— У многих молодых людей дальнобойщик ассоциируется не с человеком в опрятной одежде, а с непрезентабельным мужичком в грязном и промасленном спортивном костюме, сланцах поверх носков, — напомнила она «Известиям». — Конечно, это грубая ассоциация, но она имеет место: таких водителей большегрузов вы точно видели на автозаправках.
Кроме того, низкая привлекательность профессии связана с длительными отъездами из дома, а также сложным и ненормированным графиком работы, добавила Ирина Франк.
Устаревший парк и нежелание пересаживаться на китайские и отечественные марки — одна из основных причин дефицита кадров, считает автомобильный эксперт майор ГИБДД в отставке Виктор Кондрашин.
— Несмотря на надежность «КамАЗа», большинство водителей большегрузов привыкли к комфорту марок Mercedes и Volvo,
— отметил в разговоре с «Известиями» эксперт. — Люди находятся неделями и месяцами в дороге, поэтому автомобиль становится вторым домом. К китайским маркам пока водители относятся с недоверием.
В Ассоциации автомобильных грузоперевозчиков и экспедиторов считают, что выходом из кадрового кризиса может стать изменение подхода к обучению водителей. В частности, организация разрабатывает предложения по сокращению времени обучения с полутора лет до трех месяцев.