Мясоеды и веганы не дождутся еды — продукты питания застряли на сети РЖД, пропуская другие грузы.
Продукты питания, в том числе мясо с рыбой, а также фрукты и овощи застряли по пути на Дальний Восток. Специализированные вагоны для перевозки съестных деликатесов — рефконтейнеры — буквально «примёрзли», к счастью, в переносном смысле, к рельсам, отказываясь двигаться дальше. Участникам рынка ЖД-перевозок скоропорта и не только пришлось обратиться за помощью в самые высокие кабинеты.
Рефрижераторные контейнеры не могут быть отправлены порожними на Дальний Восток после выгрузки рыбы. Следовательно, они должны прибыть туда с грузом. В сезон путины отгрузка с Дальнего Востока превышает средний спрос региона поставок на ДВ продуктов питания, объяснил vgudok.com директор по развитию компании «Полярная звезда», член совета АСОРПС Антон Востриков.
«Дальний Восток регулярно потребляет определённое количество продуктов питания, которые производятся и закупаются в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске. Сезонных всплесков особенно нет, и в результате в направлении Дальнего Востока регулярно идёт одинаковое количество парка рефконтейнеров и вагонов, которого не хватит для перевозки рыбопродукции в ЦФО. Таким образом, мы сможем отправлять ровно столько рыбы, сколько контейнеров привезём на Дальний Восток с мясом или овощами», — говорит эксперт.
Мы можем отправлять больше на Дальний Восток, но РЖД не согласовывает наряд-заказы в полном объёме, имеются проблемы и с согласованием СКПП по одиночным отправкам, что приводит к оттоку клиентов на автотранспорт, добавляет наш собеседник. В результате уже сейчас, например, наша компания практически не имеет запасов рефрижераторных контейнеров под рыбу на Дальнем Востоке. Хотя раньше у нас всегда было 600–800 единиц оборудования.
«Мы видим текущую ситуацию и осознаём, что если такая тенденция с отправками на ДВ сохранится, и все объёмы не будут согласовываться и своевременно отправляться, то к началу активного периода отгрузок на Дальнем Востоке не будет достаточного количества рефрижераторных контейнеров и вагонов, как это обычно бывает в начале августа. Таким образом, мы рискуем не обеспечить вывоз рыбы в сезон лососёвой путины», — рассказал господин Востриков.
Продукты питания, по факту, попросту застревают на путях, пропуская другие грузы и простаивая со своим не самым долго сохраняемым грузом в бесконечных очередях.
Ситуация настолько осложнилась, что Ассоциация организаций продуктового сектора (АСОРПС, объединяет железнодорожных перевозчиков скоропортящейся продукции) пожаловалась и.о. первого вице-премьера на тот момент, Андрею Белоусову. По мнению объединения, именно продукты питания, такие как мясо с рыбой, овощи, фрукты, молочка, должны получать приоритет на сети РЖД при согласовании отправки содержимого контейнеров.
По данным АСОРПС, 95% застрявших грузов — это базовые продукты питания, за ценами на которые тщательно следят власти.
А значит, мясо с рыбой должны быть в приоритете на железной дороге. В очереди на отправки они должны быть в самом начале. При этом, как уточняется в письме на имя и. о. первого вице-премьера, РЖД вроде как согласовывают все заявки на перевозку продуктов питания. Фактически же отправить рефконтейнеры невозможно.
При перевозке рефконтейнеров контейнерными поездами требуется наряд-заказ, который не описывает содержимое, и скоропортящиеся продукты попадают в один ряд с генеральными грузами, не получая приоритета. Вот и вся картинка. Существенные сложности имеются и при отправке повагонно, о чём также упомянули в письме господину Белоусову.
Согласованные к перевозке рефконтейнеры зачастую неделями не принимаются. Грузоотправитель вынужден тратиться на поддержание температурного режима в подвижном составе.
Ассоциация просит нормализовать ситуацию с выдачей наряд-заказов и повагонными отправками. Директор по развитию компании «Полярная звезда», член совета АСОРПС Антон Востриков более подробно рассказал vgudok.com о содержании послания исполняющему обязанности первого вице-премьера.
«Мы обсуждаем проблему неэффективной отправки как контейнерных поездов, состоящих только из рефконтейнеров, так и повагонных отправок. Выделяемых наряд-заказов не хватает на удовлетворение спроса по отправлению СПГ в направлении Восточного полигона, а повагонные отправки часто не согласовываются.
С большим опозданием принимаются к перевозке даже грузы, на которые предусмотрена субсидия Минсельхоза.
В результате из-за того, что не согласовывается СКПП, клиенты вынуждены платить за хранение контейнеров до двух недель, что составляет до 30–40% от стоимости субсидированного тарифа»,
— напоминает эксперт.
Перед тем как обратиться к Андрею Белоусову, АСОРПС уже писали главе РЖД Олегу Белозёрову и его заместителю Алексею Шило. В своих обращениях ассоциация предлагала включить все рефрижераторные грузы в категорию приоритета 6.2 (перевозки социально значимых грузов по согласованному правительством перечню) без разбивки на коды, а также дать приоритет поездам из рефконтейнеров относительно обычных контейнерных поездов.
«Понятно, что в сложившихся условиях стоимость самой транспортировки, имеются в виду услуги операторов подвижного состава, которые перевозят скоропорт, конечно, может увеличиться за счёт появления дополнительных издержек. Но уровень транспортной составляющей в цене той же рыбы на прилавке не превышает 5–7% в зависимости от наименования продукции.
Если сегодня операторы подвижного состава в соответствии с конъюнктурой увеличат стоимость своих услуг, то глобально на стоимость продукции на прилавках магазинов это не окажет никакого влияния. Была транспортная составляющая 5% — станет 5,5% максимум. Это не те деньги и не та проблема, как некоторые любят раздувать. Это совершенно другой уровень затрат», — рассказал Vgudok на условиях анонимности представитель рынка ЖД-перевозок.
Есть некоторые сложности, которые сегодня создают препятствия для отгрузок скоропорта по направлению на Дальний Восток и обратно. Частично они упираются в динамическую модель загрузки инфраструктуры (ДМЗИ), частично — в действующие правила перевозок. Исходя из этого, АСОРПС и обратилась к Белоусову с целью побудить «Российские железные дороги» вести диалог в этом направлении, рассказал vgudok.com ещё один источник в ЖД-отрасли.
«Например, если идёт сборная отправка скоропорта, в контейнере едет не одно наименование, а несколько, то в соответствии с действующими правилами такой «ящик» сразу теряет очерёдность. Он с четвёртой позиции уходит на восьмую. Это происходит банально потому, что прописана такая отправка, как сборная. А она сразу теряет приоритет.
В соответствии с этим грузоотправитель должен либо обманывать перевозчика, писать в заявке только одно наименование, чтобы сохранить место в очереди, либо, если он действует в соответствии с законом, он теряет очередь.
Все прекрасно понимают, что при сегодняшних объёмах, которые планируются к перевозке через Восточный полигон, эта очередь может и не дойти.
Кроме того, есть вопросы организации работы по заказ-нарядам. Есть вопросы, связанные с транспортировкой дизель-генераторных контейнеров, которые обеспечивают холодом сцепы.
И, соответственно, в сегодняшних условиях есть ряд нюансов, на которые АСОРПС в своём письме указала, что Минтрансу необходимо поработать с РЖД, в том числе, по некоторой части нормативных документов. Надеемся, что ведомство с холдингом в ближайшее время найдут выход из создавшейся ситуации», — говорит наш собеседник.
За четыре месяца 2024 года по сети РЖД перевезено 36,5 тыс. TEU рефконтейнеров, на 4% больше, чем годом ранее. Перевозки с дорог запада на Восточный полигон год к году увеличились на 10%, до 12,8 тыс. TEU рефконтейнеров.
Хотя АСОРПС активно взаимодействует с ОАО «РЖД» и проводит значительную работу по улучшению ситуации, необходимо выделить два ключевых момента, которые могут благоприятно повлиять на текущее положение дел, резюмирует член совета АСОРПС Антон Востриков:
«Во-первых, необходимо ввести понятие «рефрижераторного поезда» и придать ему соответствующий приоритет при распределении наряд-заказов. Во-вторых, мы стремимся к тому, чтобы повагонные отправки осуществлялись в соответствии с утверждённым графиком, согласованным в ГУ-12, и чтобы этот график согласовывался на основании наших заявок, а не как сейчас, когда ДМЗИ хаотично разбрасывает перевозки в течение месяца, так, что сформировать сцеп по правилам просто не получается».