Отрасль вошла в тройку сфер с наиболее высокой потребностью в персонале.
Количество вакансий в транспортно-логистической сфере только за первое полугодие 2024 года выросло на 52%, подсчитали рекрутинговые сервисы. По потребности в персонале отрасль уступает только промышленности и строительству. Чаще всего ищут водителей, упаковщиков, кладовщиков, логистов и курьеров. Нехватку только водителей участники рынка оценили в 25%. Дефицит персонала в логистике связан с ее бурным развитием после пандемии, а также с необходимостью конкурировать за сотрудников с другими отраслями, где условия труда могут быть привлекательнее, считают эксперты.
Кого не хватает в транспортно-логистической сфере
Серьезная нехватка кадров наблюдается в транспортно-логистической отрасли, как минимум за год проблема дефицита кадров не решилась, сообщили «Известиям» в крупных рекрутинговых сервисах. Так, по данным сервиса SuperJob, логистика входит в тройку сфер с наиболее высокой потребностью в персонале, уступая только промышленности и строительству.
Только за первое полугодие 2024 года, количество вакансий в сфере «Транспорт, логистика и перевозки» увеличилось на 52% по сравнению с аналогичным периодом 2023 года, следует из имеющихся у «Известий» данных российской платформы онлайн-рекрутинга hh.ru. Сейчас количество предложений от работодателей достигло 312,5 тыс. позиций. Чаще всего, по данным сервиса, ищут водителей, упаковщиков и комплектовщиков, а также кладовщиков.
В отрасли требуется множество специалистов: от квалифицированных логистов и менеджеров по закупкам до рабочих сортировщиков и упаковщиков, добавил директор категории «Такси, транспорт и логистика» «Авито Работы» Артем Егоренков.
— По данным «Авито Работы», в сравнении с прошлым годом летом 2024 года значительнее всего число вакансий выросло для приемщиков товаров и диспетчеров, почти втрое, — сказал он. — Растущий спрос работодателей также прослеживается на специалистов по закупке, сортировщиков, кладовщиков и логистов.
С начала года стабильно растет число вакансий для кладовщиков, водителей грузовых и специальных автомобилей, велокурьеров, водителей-экспедиторов и водителей-курьеров, сообщили «Известиям» во ВНИИ труда Минтруда России.
— По результатам нашего мониторинга можно сделать вывод, что первенство по числу предлагаемых вакансий находится у водителей и кладовщиков, — сказал и.о. генерального директора ВНИИ труда Владимир Смирнов. — Современные рыночные отношения диктуют необходимость ускоренного развития производственной инфраструктуры. Особенно это касается транспортировки и хранения.
Средний уровень предлагаемой заработной платы в транспортно-логистической сфере вырос за год на 55%, составив 106,2 тыс. рублей, подсчитали в hh.ru. При этом водители могли рассчитывать на зарплату в 119 тыс. рублей, упаковщики и комплектовщики 93,6 тыс. рублей, а кладовщики — 69,5 тыс. рублей.
По данным «Авито Работы», приемщикам предлагали зарплату в среднем 66,6 тыс. рублей в месяц при полной занятости, а диспетчерам — 45 тыс. рублей, логистам — 73 тыс. рублей.
Медиана предлагаемой заработной платы кладовщиков начинается от 60 тыс. рублей, водителей-экспедиторов — от 75 тыс. рублей, у велокурьеров и водителей-курьеров она превышает 87 тыс. рублей, а водителей специальных и грузовых автомобилей приглашают на работу с заработной платой от 120 тыс. рублей, подтвердили во ВНИИ труда.
Для водителей встречаются и зарплатные предложения от 200 тыс. рублей, добавили в SuperJob.
Последствия пандемии
Недостаток сотрудников подтвердили «Известиям» и основные игроки рынка. Так, по данным СДЭК, за семь месяцев этого года компания наиболее активно закрывала вакансии курьеров, кладовщиков, менеджеров по продажам и по клиентскому сервису.
— Последние годы мы видим высокую потребность в курьерах, кладовщиках и менеджерах по продажам, а начиная с 2020 года спрос на них стал особенно высоким, — пояснил коммерческий директор СДЭК Максим Толстобров.
Толчком к развитию электронной торговли, по его словам, стала пандемия коронавируса.
— Бизнес перешел в онлайн-формат, стало открываться больше сортировочных и распределительных центров, поэтому повысилась потребность в сотрудниках производства и продаж, — подчеркнул он.
В логистической отрасли сейчас остро не хватает складского персонала и водителей, отметили в пресс-службе ГК «Деловые Линии». Только за первые восемь месяцев этого года потребность в работниках склада выросла на 27,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Спрос на водителей категории Е увеличился на 53,9%, на водителей категории В, С — на 61%.
В транспортной компании «Скиф-Карго» оценили нехватку водителей в 7–10%, а складского персонала — в 20%. По данным ассоциации «АвтоГрузЭкс», дефицит водителей категории C, E по итогам прошлого года увеличился с 21 до 25%.
— Кроме того, обостряется нехватка линейного персонала — по данным ПЭК, общий дефицит этой категории сотрудников в складской логистике составляет до 2 млн человек, — указала директор по персоналу ПЭК Виктория Цой.
В «Яндекс. Доставке» назвали дефицит кадров и автотранспорта главными трендами рынка логистических услуг, которые приводят к постоянному росту их стоимости.
Спрос на рынке логистики растет быстрее, чем появляется количество исполнителей, способных его удовлетворить, полагают в компании.
Как привлекают персонал в логистику
Дефицит кадров связан не только с развитием отрасли, но и с жесткой конкуренцией на рынке, считают эксперты. Конкурировать за исполнителей приходится не только внутри, но и с другими сферами, полагают в «Яндекс. Доставке».
— Наиболее действенный вариант для стимулирования притока рабочей силы, чтобы поддерживать рост рынка — платить исполнителям больше, чем в других индустриях, — полагают там.
Сотрудники логистической отрасли, в том числе сотрудники склада, стали выбирать более оплачиваемые для себя варианты, в том числе работу в такси, подтвердил генеральный директор федеральной транспортной компании «Скиф-Карго» Сергей Чернов.
— Там водитель не привязан к графику, зарабатывает намного больше и параллельно может решать бытовые вопросы — заехать в магазин, отвезти ребенка в школу или секцию, — полагает он.
Для складского персонала играет роль также сезонный фактор, добавил эксперт.
— Сложнее всего летом в регионах, особенно — в южных. Здесь у людей в приоритете дачные участки и садоводства. За летний период они могут заработать на продаже выращенных овощей и фруктов, а уже осенью вернуться работать на склады, — посетовал Сергей Чернов.
Работодателям, по его словам, приходится изменять подход к найму и становиться более лояльным к потенциальным сотрудникам.
Самый низкий порог для входа в профессию у курьеров, рассказал «Известиям» один из участников рынка доставок.
— Требования к ним минимальные — иметь документы, регистрацию, ИНН, оформить самозанятость. В нашем случае быть готовым носить товары весом до 10 кг, разобраться в программе, где им ставят задачи, — пояснил собеседник издания.
Также потенциальных курьеров проверяют на наличие долгов. Кроме того, для них регулярно вводят стимулирующие выплаты помимо основного дохода, обустроили комнату отдыха. Однако даже при таких условиях компании удается закрывать ежедневную потребность в пеших и автокурьерах лишь на 70–80%, оценил он.
Работодатели в условиях дефицита кадров заинтересованы развивать систему обучения и повышения квалификации, добавил Владимир Смирнов.
— Например, проводя обучение для шоферов с недостаточным опытом вождения по категории Е или совершенствуя навыки управления современной большегрузной техникой, — пояснил он.
Также каналами для привлечения кадров становятся профильные учебные заведения, подчеркнул эксперт.