Лихорадка, охватившая и не отпускающая транспортную отрасль, коснулась всех сегментов. Не избежали сложных времён и автоперевозчики, 30% которых заявили о рисках банкротства уже в следующем году.
Среди причин — рост издержек из-за ключевой ставки ЦБ, падение спроса и сокращение тарифов.
Президент Национальной ассоциации перевозчиков Андрей Белов, комментируя эти данные, в беседе в vgudok.com рассказал, что не стал бы называть ситуацию критической, но она точно непростая. Он не стал оценивать в количественном выражении точное число участников рынка, находящихся на грани банкротства, отметив, что «это значительный процент».
«Из-за чего это произошло? Первая и основная причина, которая была, есть и будет, — кадровый голод, особенно водительского состава. По данным сервиса по поиску работы hh.ru и телеканала РБК, в первую тройку индекса ожидаемого дефицита специальностей входят работники обрабатывающей промышленности, работники строительных специальностей и как раз водители грузового грузового коммерческого транспорта.
Мы уже довольно давно вынуждены привлекать повышенными заработными платами.
И сейчас зарплаты водителей настолько оторвались от средних зарплат по регионам, что дальнейшее повышение не имеет никакого смысла. Транспортным компаниям необходимо как минимум задуматься об оптимизации своего парка в сторону сокращения, а может и частичном уходе с этого рынка», — отметил г-н Белов.
По его словам, вторая очевидная причина, уже набившая оскомину, — высокая ключевая ставка, которая провоцирует повышение ставки лизинговых платежей, что в свою очередь влечёт за собой удорожание всех составляющих тарифа. Таким образом ключевая ставка играет уже своего рода запретительную роль: потребление начинает падать, количество перевозок снижается, что ведёт к понижению тарифа.
«С одной стороны мы имеем увеличение расходов на содержание автопарка. И с другой стороны — снижение доходности наших предприятий. Вот в такой непростой ситуации сейчас оказались наши перевозчики», —добавил Андрей Белов.
По словам представителей отрасли, в частности члена ассоциации «АвтоГрузЭкс», президента «Итеко» Евгения Бабаева, в сложившихся условиях могут работать лишь серые фирмы, экономящие на налоговых отчислениях и страховых взносах при выдаче зарплаты. Кроме того, недобросовестные компании нарушают и трудовое законодательство.
Андрей Белов подтвердил, что «серые» компании в сегменте безусловно присутствуют. Так, в России не стопроцентная собираемость в системе «Платон»: по разным оценкам, от 30 до 50% компаний этот сбор платят, а остальные уходят в теневую зону.
«А это как минимум 4% от общего тарифа. В Российской Федерации зарегистрировано примерно 300 тысяч компаний-перевозчиков, а ОКВЭД 49/4 («Деятельность автомобильного грузового транспорта и услуги по перевозкам») имеют примерно четверть компаний из этого числа, которые занимаются этим бизнесом совершенно легально. Плюс на компаниях крупного, среднего и малого бизнеса и официальная налоговая нагрузка выше, чем на ИП и самозанятых», — сказал г-н Белов.
Перевод в статус самозанятых часто нужен как раз для прикрытия нарушений в Трудовом кодексе, когда, например, осуществляется так называемый экспресс-рейд, где два водителя поочередно управляют машиной по 12 часов, а фура едет без остановки.
Добросовестный перевозчик в белой зоне себе такого позволить не может.
По словам Андрея Белова, отрасль старается донести свою точку зрения до регуляторов, органов исполнительной и законодательной власти самыми разными способами, и диалог налажен. Сами же компании прямо сейчас могут, как было сказано выше, начать с оптимизации имеющегося парка. Кроме того, может быть полезна и более глубокая интеграция и взаимодействие с коллегами. Следствием такого партнёрства должно стать повышение эффективности использования имеющихся транспортных средств, когда меньшим количеством транспорта будет вывозиться больший объём товаров.
Несмотря на не самую простую ситуацию, в Национальной ассоциации перевозчиков в следующий год смотрят всё-таки с оптимизмом.
«Мы очень надеемся, что вторая половина следующего года приведёт к стабилизации ключевой ставки, возможно, даже к её снижению. Какой-то инерционный период адаптации нам необходимо всем пройти. Думаю, что со следующего октября-ноября ситуация более-менее выправится. Просто надо сейчас включить все ресурсы, резервы и аккуратно пройти этот период», — резюмировал г-н Белов.
Нет сомнений, что сегмент автоперевозок переживёт и этот кризис, как и многие другие, однако каких потерь это будет стоить — покажет только время.
Есть, впрочем, подозрения, что в следующем году мы увидим гонку зарплат и погоню за рабочими ресурсами со стороны практически всех отраслей экономики. Интересно, кто выиграет в этом поединке?