← Автомобильные грузоперевозки

Дефицит водителей грузовиков – что делать?

© Pixel_shot / Фотобанк Лори. Фото в тексте: рейс.рф

Министерство просвещения РФ утвердило новые правила обучения водителей транспортных средств, которые вступают в силу 1 марта 2026 года. Помогут ли новые правила?

Проблема нехватки водителей грузового транспорта сегодня стоит особенно остро. Логистическая отрасль развивается стремительно, объемы перевозок растут, а кадровый рынок не успевает удовлетворять запросы работодателей. Ситуацию усугубляет высокий средний возраст работающих водителей и сравнительно низкий приток молодежи в профессию.

Новые правила обучения водителей транспортных средств, утвержденные Министерством просвещения РФ, вступают в силу 1 марта 2026 года.

Позитивный сигнал

Марина Дудник, директор по персоналу сервиса «Грузовичкоф»:

– В сервисе «Грузовичкоф» внимательно следят за изменениями и оценивают их как значимый шаг вперед.

Что меняется?

- Количество курсов обучения сокращено с 62 до 47. Это делает систему подготовки более компактной и удобной.

- Дистанционная теория. Будущие водители смогут проходить теоретическую часть в режиме онлайн при соблюдении стандартов качества.

- Упрощенная переквалификация. При открытии новой категории не нужно будет повторно изучать базовую теорию ПДД.

- Практика на площадках автотранспортных предприятий. Это создает условия для прямого взаимодействия работодателей и автошкол. Можно формировать целевые группы, готовые работать под конкретные задачи.

Плюсы для логистики

  • Снижение барьера входа в профессию. Стать водителем будет проще и быстрее.
  • Подготовка под нужды рынка. Работодатели смогут формировать группы для конкретных типов перевозок.
  • Финансовая эффективность. Сервис готов рассматривать варианты частичного финансирования обучения с условием трудоустройства, что позволит снизить текучесть и выстраивать долгосрочные отношения.

Как усилить эффект?

При всей значимости реформы, чтобы профессия стала по-настоящему привлекательной, нужны дополнительные меры:

  • Повышение престижа и социального статуса водителей.
  • Развитие программ наставничества.
  • Обновление автопарка и внедрение современных технологий для облегчения труда.
  • Кампании по популяризации профессии среди молодёжи.

Мы оцениваем новые правила как позитивный сигнал для рынка. Возможность дистанционного обучения, упрощенной переквалификации и проведение практики на предприятиях действительно упрощают процесс подготовки кадров. При грамотной реализации и тесном взаимодействии государства и образовательных организаций эти изменения могут существенно сократить дефицит водителей.

Теория и практика

Евгения Александрова, директор департамента транспорта брендов SDAC и Asiastar:

– Прежде всего, стоит отметить, что дистанционное обучение и сокращение количества учебных курсов, безусловно, создают возможности для улучшения доступности профессии водителя. Такой подход позволит значительно снизить барьер для входа в профессию и упростит процесс получения необходимых знаний. Важно установить контроль за дистанционными курсами, чтобы они сохраняли высокий уровень качества, а теоретическая часть обучения была обязательно подкреплена практическими навыками.

Однако обучение – это только часть решения проблемы. Важно постепенно улучшать условия труда водителей и создать стимулы для их удержания. Так сложилось, что сама по себе профессия довольно сложная, поэтому повышение зарплат, улучшение социальных гарантий, создание безопасных условий работы в командировках и на стоянках – все это необходимо для того, чтобы работа водителя стала более привлекательной для молодых людей и специалистов, рассматривающих смену деятельности. Дополнительным стимулом должна стать возможность работать на современных, качественных и комфортных автомобилях. Ведь сегодня кондиционер, системы активной безопасности и даже продуманная эргономика салона – это базовый минимум.

Вместе с тем, создание системы государственной поддержки компаний, активно занимающихся обучением водителей, может сыграть важную роль в улучшении ситуации. Налоговые льготы, субсидии на обучение и сертификацию водителей, а также программы поддержки малого и среднего бизнеса в транспортной отрасли помогут не только компенсировать дефицит кадров, но и создать более устойчивую и эффективную систему подготовки работников. Если хотя бы часть этих мер будет комплексно реализована, можно ожидать значительное улучшение ситуации на рынке в ближайшие годы, при условии общей экономической стабильности.