Ремонт грузовых шин
Известно, что современная шина для длительного сохранения своих свойств в процессе эксплуатации требует периодического обслуживания. В последние годы в России стало активно развиваться направление профессионального шинного сервиса, а по объему технологического оборудования этот вид сервисных работ можно отнести к числу наиболее механизированных.
Конструкции современных стендов для колес грузовых автомобилей по принципу действия аналогичны легковым моделям с роликами, если не считать особенностей установки самого объекта сборки-разборки. Дело в том, что колесо на грузовом стенде располагается вертикально и его подъем в рабочее положение механизирован. Вращение колеса производится от электродвигателя через кулачковое зажимное устройство, а непосредственно с покрышкой работает стойка, имеющая монтажный диск и механизированную лапу. Применение гидравлики в механизмах перемещения рабочих органов связано с необходимостью создания больших усилий для отрыва обода.
При сборке шины необходимо уделить особое внимание исправному состоянию покровного пояса борта шины, непосредственно соприкасающегося с ободом.
Обеспечить качественную сборку помогают специальные монтажные пасты, защищающие борт шины от повреждения краем обода. При накачивании шины она тут же садится на закраины обода, а выполненная затем балансировка не сможет измениться при первой же сотне километров пути. Монтажные пасты не воздействуют на резину и не растворяются в процессе эксплуатации, позволяя тем самым впоследствии с меньшими усилиями демонтировать шину с обода. Любопытно, что аналогичные препараты применяются и при монтаже новых пневмобаллонов в автомобильной подвеске.
Шину, заправленную на обод, надо накачать. Но чтобы давление, подводимое к вентилю шины, не уходило в атмосферу, борта бескамерной шины должны соприкасаться с ободом. На практике применяют разные способы вплоть до весьма небезопасных как для самой шины, так и для окружающего персонала. Быстро и безопасно решить задачу помогает специальное приспособление, называемое пневматической пушкой. Мобильное устройство представляет собой металлический ресивер примерно на 30 л воздуха, снабженный шаровым краном и специальной насадкой с большим внутренним проходным сечением. Накачав в ресивер сжатый воздух до требуемого давления, остается ввести узкую часть насадки в зазор между бортом шины и ободом, а затем открыть шаровой кран. Мгновенный выброс большого объема воздуха во внутреннюю полость шины прижимает борта к посадочным полкам обода, после этого возможна накачка шины обычным способом. Есть и еще один безопасный вариант - специальные уплотнительные кольца, временно уплотняющие зазор между бортом и ободом. Следует заметить, что
накачка шин до полного рабочего давления должна производиться только в специальных клетях - возможный взрыв шины чреват тяжелыми последствиями.
Таковы требования техники безопасности. Демонтаж и монтаж грузовой шины R22,5 на диск обойдется в среднем в 250 рублей. Примерно столько же будет стоить и снятие-установка собранного колеса на автомобиль.
После сборки колесо необходимо подвергнуть балансировке. По сути это процесс равномерного распределения массы колеса по окружности качения. В грузовых автомобилях обязательно балансируются колеса управляемой оси, а на автобусах - все колеса. Существует два вида дисбаланса: статический и динамический. Статический дисбаланс - это неравномерное распределение масс по оси вращения, которые создают свою центробежную силу. Именно эта сила и будет при вращении колеса создавать переменный по направлению вращения момент на оси, что ведет к разбиванию подвески.
При динамическом дисбалансе на колесо действует пара противоположно направленных сил, действующих на определенном плече относительно плоскости вращения колеса. Балансировка колес проводится на специальных стендах.
В основном приходится сталкиваться с комбинированным - статическим и динамическим дисбалансом. Для его устранения применяют специальные грузики, закрепленные на закраинах обода или приклеенные на легкосплавном ободе. Чем дальше от оси вращения находится балансировочный грузик, тем большую величину дисбаланса он может компенсировать. Поэтому для корректировки одной и той же величины дисбаланса требуется меньший вес грузиков с крепежной скобой по сравнению с самоклеющимися. Масса и место установки груза рассчитывается электроникой стенда. Для точной балансировки колесо устанавливают аналогично тому, как оно крепится к ступице с помощью специальных адаптеров. Например, для легких грузовиков и микроавтобусов чаще всего применяют системы из двух конусов, а для средних и крупнотоннажных авто - четырех- или пятилучевые звезды - адаптеры. Подъем колеса до места крепления осуществляется с помощью пневматического лифта. Раскрутка до частоты измерений (примерно 100 мин-1) может осуществляться либо электроприводом, либо вручную, а торможение - обязательно механизированно. Точность измерения станка для балансировки колес весом до 250 кг не превышает 1 градуса. Стоимость балансировки одного колеса размером R22,5 составляет 150 руб., не считая стоимости груза.
Прокол шины - неприятная неожиданность. Но на дорогах, особенно не отличающихся образцовым уходом, никто от этого не застрахован. Тем не менее, специалисты компании "Ти Ди Си" констатируют, что
большинство повреждений шин возникает вследствие неправильного внутреннего давления, которое всегда должно соответствовать нагрузке.
И все же, какие шины возьмут в ремонт и отремонтируют, а за какие браться не станут? Существуют определенные правила. Проще всего с камерными шинами - ведь камеру можно ремонтировать неограниченное количество раз. Разве что место для заплаток кончится. Да и стоимость ремонтов не превысит стоимость новой камеры. А вот с шиной намного строже. Производители разрешают выполнять не более трех ремонтов, причем если условно разделить шину на три сектора по 120 градусов, то в каждом из них можно выполнить только один ремонт. Причем расстояние между повреждениями в соседних секторах должно быть не менее 60 градусов. Это связано в первую очередь с безопасностью, поскольку любой ремонт в первую очередь связан с ослаблением конструкции шины. Даже несмотря на то, что нагрузку в зоне повреждения воспринимает ремонтный элемент - пластырь. А ослаблять конструкцию шины до бесконечности нельзя - когда-то она просто взорвется, и последствия могут быть плачевными.
Ремонтный участок шинного сервиса, как правило, расположен отдельно и имеет свое технологическое оборудование. Для удобства работы с поврежденной покрышкой используются специальные стапели и борторасширители. Также можно заметить всевозможные вулканизаторы, дрели, шарошки и даже пылесос. Первоначально шину, снятую с диска, внимательно осматривают и определяют расположение предыдущих ремонтных воздействий - на внутренней поверхности шины пластыри и грибкипрекрасно видны невооруженным глазом. Технология ремонта будет зависеть и от места расположения нового повреждения. Этим местом может быть протекторная часть беговой дорожки, плечевая зона и боковина. Также необходимо учитывать угол повреждения по отношению к протектору и, конечно, размер прокола. Ремонт может зависеть и от особенностей применяемых материалов, которые постоянно совершенствуются. К слову, в этой сфере наиболее распространена продукция двух компаний: Rema Tip Top GmbH (Германия) и Tech International (США).
Вкратце коснувшись общих разновидностей шинного ремонта, заметим, что по температурному режиму он может быть холодным и горячим. В первом случае соединение пластырем-заплатой или грибком, имеющим клеевой слой, происходит при комнатной температуре, а во втором используется вулканизатор. Последний нагревает место ремонта до температуры, близкой к 150°С. Горячим способом, как правило, ремонтируют повреждения боковины и плечевой зоны. Интересна конструкция вулканизатора с нагревательным элементом, имеющим изменяемую геометрию рабочей поверхности. Они выпускаются и отечественными производителями автосервисного оборудования. Сжатый воздух, подаваемый непосредственно в "утюг" нагревательного элемента, позволяет более точно копировать форму покрышки и обеспечивает более точную передачу усилия вне зависимости от формы и профиля ремонтируемой зоны. Как одну из альтернатив можно назвать еще один способ ремонта бескамерной шины, не требующий разборки, - с помощью жгутов, но любой ремонт без демонтажа шины с обода можно считать только временным, и это следует учесть. Поэтому,
заправив шину герметизирующей жидкостью или вставив жгут, не стоит проезжать мимо шинного сервиса.
Несколько слов о ценах. Одноэтапный ремонт грузовой камерной шины начинается с 450 руб. Более сложный - двухэтапный, который подразумевает заполнение места повреждения специальной вставкой или сырой резиной, а затем наложение пластыря - естественно, более дорогой: его стоимость от 750 руб. Шину, подвергшуюся ремонту, на управляемую ось грузовика уже не ставят.
Следующая услуга, которая непременно входит в перечень работ полноценного шинного сервиса, - нарезка шин. Данная операция представляет собой реконструкцию рисунка протектора после износа с погружением в толщу на большую глубину, чем была оригинальная. Нарезка позволяет значительно улучшить сцепные свойства и, соответственно, продлить срок службы шин.
Среднее увеличение пробега составляет 20-30%. Работа выполняется специальным термоножом, оснащенным лезвием с электроподогревом. Любопытно, что несложная на первый взгляд операция таит в себе множество нюансов. Рассказывали, как в одной компании, взявшись самостоятельно проводить нарезку, забыли восстановить поперечные канавки для отвода жидкости, и резина благодаря усилению эффекта аквапланирования в мокрую погоду стала скользить, словно на льду. Лучше бы не резали. В сервисе быстро нашли причину и после восстановления правильного рисунка проблема была решена. Средняя стоимость фирменной нарезки протектора для шины R22,5 составляет 450 руб. Необходимо учесть, что работа проводится на разобранном колесе, поэтому к этой цифре надо добавить цену монтажа-демонтажа. На практике стараются избегать использования нарезанных шин на задней оси полуприцепа. Считается, что на этой позиции самая большая нагрузка.
Пользоваться услугами профессионального сервиса или организовать собственный шиномонтажный участок на предприятии, решается индивидуальной экономической целесообразностью. Но в любом случае необходимо учесть, что случайным людям доверять работу с шинным хозяйством не следует. Слишком велика может оказаться цена одного неправильного действия при обслуживании тяжелой машины.
Фото: АвтоТрансИнфо
Автопарк