Таможня больше взяток не берет
Считается, что уже много сделано, чтобы российскому предпринимателю жилось вольно. Вот только на деле, как признаются сами бизнесмены, все выходит наоборот. Административные барьеры отменяют, а взамен появляются новые. Предприниматель Владимир Невейкин - личность в своем роде легендарная. Он боролся с российской таможней, вел в Интернете дневник неравной схватки. Но система оказалась сильнее.
- Так что в этой плате такого для русских неподъемного?
- В ней очень много компонентов. Их делают в десяти странах - в США, Японии, на Тайване... Это нормально, такого, чтобы одна страна делала абсолютно все, больше нет. Теперь представим завод, который делает и платы, и компьютеры (сами по себе платы кому нужны). Скажем, под Шанхаем есть завод "Кванта", он производит половину лэптопов мира. Около 28 миллионов штук в год. С каждого компьютера завод зарабатывает всего 5 долларов, но компьютеров очень много, так что завод не внакладе.
Останавливаться нельзя. С утра заказ, вечером он готов. Чтобы достичь такого темпа, завод ежедневно получает целые контейнеры электронных деталей, так называемой рассыпухи. Эта рассыпуха - 50 тысяч наименований - приходит из многих стран мира. Объяснить таможеннику, а часто даже и специалисту по электронике, для чего вот именно эта крошечная деталь, - невозможно. Одна и та же деталька может быть и частью компьютера, и частью телефонной станции, смотря во что ее вмонтируешь и какую программу в нее зальешь.
Но штука в том, что китайскому таможеннику это и не надо объяснять. Таможня оформляет контейнер целиком, за 10 минут. В России не так.
Таможеннику вписали в обязанность выяснять, для чего предназначена каждая, буквально каждая деталь. И вот, когда мы работали во Фрязине, нам каждый раз про каждую из тысяч деталек задавали вопрос: для чего она?
- А может, дело не только в таможне? Просто в Китае все дешевле - и рабочая сила, и аренда, и кредиты.
- Мнение о тотальной дешевизне на Востоке - заблуждение. Я начинал бизнес на Тайване, там минимальная возможная зарплата - 620 долларов, все издержки (на аренду, электричество) - в 2 - 3 раза выше, чем в России. И тем не менее одна и та же радиостанция обходилась там в 116 долларов, а во Фрязине - в 190.
- Что за парадокс?
- В самом деле, пошлины в России невелики. Пошлину в 15% я готов заплатить прямо сейчас. Проблема в другом. В том, как быстро товары проходят через таможню. Если случается даже ничтожная задержка - производство останавливается, и это колоссальные потери, отсюда и столь серьезная разница в себестоимости.
Причем мы говорим не об отдельных недостатках отдельных сотрудников. Порок заложен в системе. В таможенных кодах товаров (в соответствии с этими кодами с товаров берется пошлина. - "КП") сплошь и рядом внутренние противоречия. Одна и та же деталька может быть одним таможенным работником оценена как компонент для компьютера, и это одна цена, и как компонент для, скажем, телефона, и это уже другая цена. А деталька та же самая! Так почему я должен платить по-разному, а главное - терять драгоценное время?
- Бизнесмены мечтают - найти бы таможенную крышу. У вас она была?
- Крышевание уходит в прошлое. Таможенники через доверенных лиц и родственников учреждают свои компании. За многими "успешными бизнес-проектами" стоят влиятельные таможенные чины. Манипулируя таможенными кодами, они могут принести успех своим компаниям и поражение чужим.
- Насколько дороже импортный товар из-за таможенников?
- Это легко подсчитать. Например, автомобиль "Субару Аутбэк" на стоянке в Финляндии стоит $27 тыс., а у нас в салоне его продают уже за $65 тыс. Причем дилер зарабатывает не более 5 - 7%.
- Как удается так много накручивать, ведь пошлина далеко не так велика?
- Смотря с какой цены считать пошлину. У таможни есть право "переоценивать" товар практически произвольно. То есть таможенники просто увеличивают базовую цену.
Бизнесмен для них враг и мошенник
- Вам случалось давать таможенникам взятки?
- Взятки в основном остались в 90-х. Современная российская таможня - это уже не одинокий гаишник на большой дороге, а солидная частно-государственная корпорация. Там нет места банальной взятке. Вам предложат юридически выверенный способ общения, где никто лично не будет подставляться, где и "волки будут целы, и овцы сыты, и пастуху - вечная память".
- Так может, отменить таможню?
- Зачем? Вопрос не в таможне, а в том, как она работает.
- Вы можете сейчас обратиться к главному таможеннику Андрею Бельянинову - скажите, что наболело.
- Уважаемый Андрей Юрьевич! Всякий раз, когда я приходил "на таможню", испытывал ощущение, будто во мне заранее видят врага и мошенника. На самом деле на таможню приходят люди, которые своим трудом и энергией создают товары и услуги, платят налоги, и только благодаря их труду существует наше государство. Постарайтесь внушить эту мысль своим сотрудникам, объяснить им, что нужно быть крайне вежливым и, не побоюсь этих слов, почтительным и учтивым.
Я уже не говорю о тех, кто работает на туристических потоках. По ним судят о стране. И очень часто хамство на границе приводит к печальным последствиям. Когда моего гостя, тайваньского бизнесмена, владеющего многими высокотехнологическими предприятиями и уникальными знаниями, сначала раздели на красноярской таможне, он усомнился в желании нашей страны привлекать инвестиции. Это случилось в 2008 году. В 2009 году он построил в Малайзии два предприятия. Объясните вашим сотрудникам, что это из-за них Россия лишилась этих двух заводов.
"Дольче? Габбана? Плати!"
Невейкин может часами рассказывать истории про таможню. Вот только две из них.
Везут в Россию крошечный микрофон ценой в несколько центов. Таможенный работник вдруг просит заплатить пошлину, на порядки превышающую стоимость изделия. Интересуемся почему. "Так вот же он, микрофон", - говорит таможенник и показывает скачанный из Интернета прайс на дорогой студийный микрофон. Доказать, что это два разных устройства, практически невозможно.
А вот завозят в Россию одежду от известной фирмы "Дольче и Габбана". Известная-то она известная, но у нее есть дорогая линия и дешевая, демократичная. И когда в Россию пытались завезти дешевую одежду, таможня останавливала и говорила: "Стойте, вы занизили цену, на самом деле эти джинсы втрое дороже". И показывали прайс-лист (к слову, тоже скачанный из Интернета) на самые дорогие модели.
Комментарий. "Бизнесмен так и не рассказал всего"
Александр Смеляков, начальник управления по связям с общественностью Федеральной таможенной службы:
- Жалко, что мы так и не услышали от г-на Невейкина ответа на вопрос, какую долю в его затратах занимали таможенные платежи. А какие - оплата труда, лицензии, разрешения, оплата воды, электричества. Я был в Китае, знаю, за какие копейки там народ работает. А что до кредитов, то китайский предприниматель до ста миллионов долларов получает в долг без процентов, а что свыше этой суммы - под 1%.
Я соглашусь с вами в том, что по совокупности всех условий работать комфортнее не в России, а в Китае или во Вьетнаме. Но я бы отвел обвинение именно от российской таможни. Россия в последние годы привела свое таможенное законодательство в соответствие с международными нормами, мы либерализовали таможенный режим. Мне очень жаль, что вы перенесли свое производство из России, высокотехнологичные рабочие места тому же Фрязину совсем не помешали бы.
Фото: China Pro