Опасные грузы: трудный путь к цивилизованному рынку
О ситуации и существующих проблемах на рынке перевозок опасных грузов редакция "АвтоТрансИнфо" попросила рассказать руководителей четырех компаний, специализирующихся в этой области деятельности: генерального директора ООО "МКС Транс" Малахову Юлию Сергеевну, генерального директора ООО "Спецпарк" Козодерова Сергея Викторовича, генерального директора ООО "Обус-Восход" Волкова Вячеслава Игоревича и руководителя направления опасных грузов ФГУП Главный центр специальной связи Абакумова Андрея Николаевича. Также в обсуждении принял участие заместитель Генерального директора Международной Ассоциации по опасным грузам и контейнерам (НП "АСПОГ") Цихисели Владимир Геронтьевич.
Законодательная база в области перевозки опасных грузов, мягко говоря, далека от совершенства. В. Г. Цихисели перечислил основные проблемы: "Российская Федерация не выполняет п. 1.8.3 "Консультант по вопросам безопасности" Европейского соглашения о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ), Европейского соглашения о международной перевозке опасных грузов по внутренним водным путям (ВОПОГ) и Приложения № 2 к Соглашению о международном железнодорожном грузовом сообщении (СМГС), хотя все указанные документы ратифицированы Правительством России. В Российской Федерации отсутствуют как Закон об опасных грузах, так и технические регламенты по вопросам безопасности перевозок опасных грузов на различных видах транспорта. Существенно устарели и не соответствуют мировому опыту ГОСТ 19433-88 "Грузы опасные. Классификация и маркировка" и ГОСТ 26319-84 "Грузы опасные. Упаковка". Устарели Правила перевозки опасных грузов автомобильным транспортом, утвержденные приказом Минтранса России от 08.08.1995 г. № 73 (в ред. Приказов Минтранса РФ от 11.06.1999 N 37, от 14.10.1999 N 77). Отсутствуют нормативные документы, определяющие единый перечень опасных грузов для всех видов транспорта. Отсутствует четкое разграничение полномочий и ответственности участников перевозки опасных грузов. Существенное отставание наблюдается в вопросах организации контейнерных перевозок опасных грузов, в том числе с использованием контейнеров-цистерн".
Иногда даже знание того, как трактовать положения различных нормативных документов в области опасных грузоперевозок, нарабатывается транспортной компанией годами практики. "В нашей деятельности встречались случаи, когда заказчик хотел перевезти сразу несколько видов опасных грузов, а как должна производиться такая перевозка в соответствии с законодательством, никто не знал, - рассказал В. И. Волков. - Прямого ответа нигде не было. Приходилось буквально перерывать горы юридической документации, чтобы разобраться в одном таком конкретном случае". Однако, заметим, именно в опыте решения таких нестандартных ситуаций и куется интеллектуальный капитал специалистов транспортной компании, зарабатывается авторитет у постоянных и потенциальных заказчиков. Хотя и происходит это, как заметил В. Г. Цихисели, "не от хорошей жизни".
Больше всего проблем в сфере перевозки особо опасных грузов. Хотя, по словам В. Г. Цихисели, в национальных Правилах перевозки опасных грузов, несмотря на их недостатки, по этому поводу кое-что говорится, на практике приходится преодолевать массу препятствий, чтобы перевезти особо опасный груз через территорию нескольких областей. "Чем дальше приходится везти особо опасные грузы, тем больше проблем", - говорит В. И. Волков.
Очевидно, что недоработки в законодательстве требуют скорейшего пересмотра со стороны соответствующих государственных структур, но эти самые структуры не слишком торопятся заниматься своим делом. В отличие от правил ДОПОГ, которые изменяются и дополняются каждые два года (новая редакция правил ДОПОГ-2011 вступила в силу 1 января 2011 года), российские Правила не менялись более полутора десятка лет.
"В 2010 году ситуация к лучшему не изменилась, - резюмировал ситуацию А. Н. Абакумов. - Не были устранены противоречия в законодательстве. Органы Минтранса РФ недостаточно эффективно реализуют свои функции в части нормативного регулирования перевозок некоторых категорий опасных грузов. Не осуществлен в полной мере переход к ДОПОГ. На сегодняшний день по-прежнему отсутствуют ясные указания относительно порядка и условий перевозки ряда особо опасных грузов".
"Черные" перевозчики
На практике немалое количество опасных грузов (по вполне понятным причинам, статистики тут нет и быть не может), попадающих под категорию опасных, перевозятся как обычные грузы. Чем это чревато, способен понять даже школьник. Но, похоже, желание сэкономить во что бы то ни стало перевешивает здравый смысл. Перевозка опасного груза под видом обычного обходится для грузовладельца на 10-20% дешевле (чем дальше расстояние и регулярней отгрузки груза, тем меньше эта разница). При этом нередки случаи, когда грузовладелец договаривается с транспортно-экспедиторской компанией, нанимающей водителя, который и понятия не имеет, что везет опасный груз. Однако отсутствие знаний и навыков обращения с опасными грузами у перевозчика может дорого стоить как незадачливому "экономисту", так и перевозчику.
Прежде всего, в случае обнаружения нарушения на водителя и собственника транспортного средства может быть наложено административное наказание, а груз уедет на штрафстоянку. Если же хитроумный грузоотправитель понадеется на так называемые "двойные документы", ему - в случае обнаружения этого факта - придется объясняться с сотрудниками ОБЭП МВД РФ. В зависимости от степени тяжести правонарушения за подделку документов ему может грозить как административное, так и уголовное наказание. В случае же ДТП, повлекшего за собой экологическую катастрофу, уголовного наказания избежать в принципе не удастся.
Но даже если случится ДТП, которое не повлечет за собой тяжких последствий, нелишне отметить, что в случае нарушения правил перевозки опасного груза грузовладелец может лишиться возможности получить возмещение стоимости груза по страховке (при любом виде страхования, в том числе, с "ответственностью от всех рисков") и от возмещения в гражданско-процессуальном порядке. Однако факт остается фактом:
на рынке "толкается локтями" немало транспортных компаний, готовых браться за любую работу, указывая в перечне своих услуг перевозку опасных грузов и предлагая заниженные ставки.
Даже если грузовладелец хочет быть в ладах с законом, заказывая перевозку в такой компании, он рискует оказаться "крайним", если своевременно не убедится, что у компании в полном порядке все необходимые документы, а именно: свидетельства на перевозку опасных грузов (выдается на каждую единицу транспортного средства), свидетельства ДОПОГ на водителя, свидетельства ДОПОГ на сотрудников ИТР.
Только в случае наличия данных документов грузовладелец может быть уверен, что все вышеперечисленные неприятности ему не грозят.
Но эти документы - еще не все. Важно разобраться и в компетентности работников компании, в их умении вникать даже в мелочи. К примеру, при транспортировке особо опасных грузов на каждую перевозку необходимо согласование маршрута перевозки. По словам В. И. Волкова, несмотря на то, что готовить часть таких документов должны заказчики, на практике делать это обычно приходится работникам транспортной компании, поскольку согласно законодательству при перевозке опасного груза в таком документе должны быть указаны все улицы, телефоны всех отделений МВД, ГИБДД, МЧС по пути следования. По свидетельству Ю. С. Малаховой, часто удивление заказчиков не знает границ, когда они узнают, насколько большой пакет документов требуется для перевозки опасного груза. Между тем, опытные специалисты транспортной компании способны быстро и качественно подготовить всю необходимую документацию, освободив заказчика от непривычной для него работы.
Не стоит забывать также, что конструкция транспортного средства, осуществляющего перевозку опасных грузов, должна отвечать правилам перевозки именно этих грузов и оснащаться средствами для ликвидации последствий происшествий, также при перевозке опасных грузов необходимы аварийная карточка и элементы системы информации об опасности. Раз в три года водители, осуществляющие перевозку опасных грузов, проходят обучение в специализированных учебных центрах. Да и к диспетчерам, грузчикам и другим сотрудникам, работающим в компаниях по перевозке опасных грузов, существуют особые требования.
Таким образом, выигрыш грузовладельца в случае обращения в "белую" компанию очевиден: в случае перевозки в соответствии со всеми требованиями законодательства ответственность его ограничивается лишь достоверностью информации, предоставленной о грузе, о чем грузоотправитель выдает сертификат. Вся остальная ответственность ложится на плечи перевозчика и страховой компании.
Основные риски при перевозке опасных грузов "вчерную": 1. Риск ареста груза. 2. Риск утраты груза и отсутствие возмещения его стоимости страховой компанией. 3. Риск "черных" затрат на выкуп груза со штрафстоянки. 4. Риск административного и уголовного преследования в зависимости от вида правонарушения и его степени тяжести.
Профессионалы в деле перевозки опасных грузов
По свидетельству В. И. Волкова, подавляющая часть грузовладельцев, обращающаяся в его компанию, - это иностранные производители химического сырья для промышленных предприятий, в частности, автопрома. Эти заказчики привыкли к деятельности в правовом поле и понимают, что сегодняшние затраты рано или поздно (в случае ЧП) себя полностью (а то и с избытком) окупят. К сожалению, российских заказчиков пока значительно меньше. По итогам 2010 года наметилась тенденция к росту объемов перевозок опасных грузов автотранспортом. По словам А. Н. Абакумова, наметилась и тенденция к усилению конкуренции на рынке перевозок опасных грузов 1 класса. Впрочем, примерно 90% перевозимых опасных грузов на сегодняшний день - это грузы 3, 8 и 9 класса (классификацию опасных грузов см. в разделе "Справка" на стр. 62).
Надо отметить, что российских компаний, специализирующихся на перевозке опасных грузов не на словах, а на деле, в общей массе сравнительно немного. Участники рынка признают, что дефицит транспортных средств в этой области - злободневная реальность. Иногда, чтобы справиться с заказом, компании вынуждены привлекать транспортные средства конкурентов. Как правило, все транспортные компании, работающие в этой сфере, хорошо знают друг друга. Новой компании войти на этот рынок непросто, опыт и необходимая квалификация нарабатываются годами. Да и для того, чтобы разобраться в действующем законодательстве и нюансах документооборота, требуется время, немалые деньги и большое желание заслужить высокую профессиональную репутацию.
Цивилизованный рынок перевозки опасных грузов сегодня в России только складывается. Если в странах ЕС такие перевозки занимают около 50% всех перевозимых грузов, то в России их значительно меньше. "По официальным данным, в том числе и озвученным Министром транспорта РФ в Госдуме, в России эта цифра составляет 20%, в абсолютном годовом исчислении 800 млн. т", - сообщил В. Г. Цихисели. Однако тенденция очевидна: постепенно понимание необходимости играть по правилам цивилизованного рынка проявляет все большее количество российских грузовладельцев, решающих стратегические задачи и принимающих взвешенные решения, диктуемые не только сиюминутной выгодой.
Справка:
Компания "СпецПарк" работает на рынке автомобильных перевозок с 2002 года, перевозкой опасных грузов занимается с 2006 года. Все машины в автопарке компании компании оборудованы для перевозки опасных грузов всех классов, кроме 1 и 7, кроме цистерн, в соответствии с ГОСТом и Правилами перевозки опасных грузов.
ООО "Обус-Восход" образована в 2006 году, перевозкой опасных грузов занимается с 2007 года. Специализация - перевозка опасных грузов 2, 3, 4, 5, 6, 8, 9 классов с соблюдением температурного режима.
ООО "МКС Транс" создана в 2006 году, перевозкой опасных грузов занимается с 2010 года. Перевозит все виды опасных грузов кроме 7-ADR.
ФГУП Главный центр специальной связи, являющееся правоприемницей Службы специальной связи созданной в 1939 году, занимается перевозкой опасных грузов с 2000 года, специализируясь на опасных грузах 1 класса (взрывчатые материалы, которые по своим свойствам могут взрываться, вызывать пожар с взрывчатым действием, а также устройства, содержащие взрывчатые вещества и средства взрывания, предназначенные для производства пиротехнического эффекта). Автопарк специализированного транспорта для перевозки опасных грузов 1 класса - свыше 100 единиц. В Санкт-Петербурге есть филиал компании.
Некоммерческое Партнерство "Международная Ассоциация по опасным грузам и контейнерам" (НП "АСПОГ", английская аббревиатура IDGCA) было учреждено 16 августа 2001 года. Первым президентом IDGCA был выбран первый заместитель министра транспорта В.В. Рукша. IDGCA было основано рядом организаций заинтересованных в создании постоянно действующей структуры, обеспечивающей связь между Администрациями, международными организациями и бизнесом. Деятельность IDGCA в первую очередь направлена на повышение эффективности и безопасности транспортировки опасных грузов от двери до двери. При этом IDGCA строит свою политику на знании и всестороннем применении международных регламентов, стандартов, правил и рекомендаций, позволяющих бизнесу использовать мировой опыт и практику в сфере смешанных перевозок опасных грузов и контейнеров. IDGCA является единственной на постсоветском пространстве и в Восточной Европе общественной организацией, имеющей консультативный статус в Комитете экспертов ЕЭК ООН по перевозке опасных грузов и Согласованной на глобальном уровне системе классификации опасностей и маркировки химической продукции.
Фото: Scania
АвтоТрансИнфо