← Логистика, грузы

Внутренний водный транспорт России: вектор развития

Внутренний водный транспорт России: вектор развития
Министерство транспорта готовит новый документ - Стратегию развития внутреннего водного транспорта (ВВТ) Российской Федерации на период до 2030 года. Необходимость создания такого документа поддержана Председателем Правительства России Владимиром Путиным. Сегодня о своем видении новой Стратегии  рассказывает проректор по научной работе Санкт-Петербургского государственного университета водных коммуникаций Татьяна Пантина.
Во-первых, повышение конкурентоспособности и динамичный рост речных перевозок не могут быть обеспечены без активизации процесса генерирования и реализации инноваций в области техники, технологии и организации транспортировки грузов и пассажиров водным транспортом, а также мультимодальных перевозок с его участием. Динамичное развитие внутреннего водного транспорта во второй половине прошлого века (объем перевозок грузов в 1980 году составил 568 млн тонн - в 7,7 раза больше, чем в 1940 году; грузооборот за период 1960-1980 годов возрос в 2,5 раза) во многом было обеспечено реализацией масштабных инновационных проектов: созданием новых типов судов, в том числе "река-море" плавания, на подводных крыльях, толкаемых составов и пр., новых видов перегрузочной техники, использованием прогрессивных форм организации труда работников, сокращением численности экипажей судов на основе автоматизации и совмещения профессий и др.
В условиях рыночной экономики формирование инновационной стратегии должно основываться на сегментировании рынка транспортных услуг по перевозке грузов, тяготеющих к внутреннему водному транспорту, идентификации ключевых сегментов, определяющих потенциальные возможности динамичного роста речных перевозок грузов (пассажиров) за счет формирования нового спроса и обеспечения привлекательных условий для бизнеса.
Например, в качестве одного из ключевых стратегических сегментов могут рассматриваться перевозки речным транспортом плодоовощной продукции глубокой заморозки из Южных регионов в Центральные и Северо-западные регионы России.
Во-вторых, следует учитывать многоаспектность системного подхода к разработке данной стратегии, которая определяется несколькими факторами. Ключевой из них - это необходимость принятия взаимоувязанных инвестиционных решений по развитию инфраструктуры внутренних водных путей, транспортного флота, речных и устьевых портов и терминалов. Строительство современных транспортных судов не принесет судовладельцам ожидаемый эффект, если не будут ликвидированы "узкие места" на ЕГС и не обеспечены необходимые габариты судового хода.
Формирование приоритетных направлений развития ВВТ, как составного элемента единой транспортной системы страны, должно осуществляться исходя из критерия минимизации транспортных издержек на перевозку грузов и пассажиров с учетом положительных социально-экологических последствий за счет переключения части грузопотоков с автомобильного и железнодорожного транспорта на речной транспорт в период навигации.
Нельзя не учитывать также региональные факторы и возможности роста перевозок внутренним водным транспортом исходя из приоритетов экономической политики развития отдельных регионов. При этом должна сохраняться сбалансированность интересов всех субъектов Российской Федерации.
В-третьих, необходимым условием реализации Стратегии является формирование эффективного механизма государственно-частного партнерства (ГЧП). Большинство инвестиционных проектов на внутреннем водном транспорте характеризуются высокой капиталоемкостью и относительно низкой доходностью, обусловленной во многом сезонностью перевозок, и, как следствие, низкой инвестиционной привлекательностью. Поэтому участие государства, на мой взгляд, является непременным условием для развития ВВТ. Более того, все первоочередные шаги в этом направлении должны быть сделаны именно государством, чтобы бизнесу была очевидна перспектива развития судостроения и судоходства.
Одним из таких шагов, несомненно, является принятие Федерального закона № 305 ФЗ от 07.11.11, предусматривающего реализацию комплекса мер государственной политики, направленной на ускоренное обновление транспортного флота в ближайшие 15 лет и повышение конкурентоспособности речных перевозок. Уверена, что этот закон положит начало новой фазе отраслевого жизненного цикла ВВТ страны - фазе устойчивого роста.
В Стратегии должны быть заложены такие инструменты, которые позволят обеспечить приоритетное развитие внутреннего водного транспорта, реализацию его стратегических и конкурентных преимуществ: экологичности, безопасности, низкой себестоимости перевозок массовых грузов, относительно небольших инфраструктурных издержках, безальтернативности в ряде регионов страны, высокого уровня энергосбережения.
Полагаю, что создатели стратегии также должны максимально полно изучить и использовать опыт зарубежных стран, особенно европейских государств, по поддержке судоходства на своих реках.
Автор: Проректор по научной работе Санкт-Петербургского государственного университета водных коммуникаций.
Фото: Онежский судостроительный завод
Российское судоходство