АТЭС: механизм или тусовка?
О приближающемся Азиатско-Тихоокеанском форуме экономического сотрудничества (АТЭС) на острове Русский сегодня много пишут и говорят. В основном в радостно-оптимистическом тоне. Cмысл и суть проекта АТЭС в его привязке к российской специфике уходят на второй план. Возникает вопрос: а нужен ли, собственно, данный форум России? Дадут ли отдачу немалые деньги (600 млрд рублей), потраченные на его подготовку? И какова вообще реальная роль проекта АТЭС в глобальной и региональной экономике сегодня и на ближайшее будущее?
Японский экономист Киёси Кодзима в 1965 году первым предложил создать Тихоокеанскую зону свободной торговли с участием промышленно развитыхи набирающих силу стран региона.
В августе 1967 года была образована Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН) в составе Индонезии, Таиланда, Малайзии и Филиппин (в настоящее время в нее входят 10 государств).
АСЕАН была первой интеграционной группировкой, предвосхитившей АТЭС. В те годы АСЕАН выполняла в основном политические задачи - изоляцию либерально настроенной части стран Юго-Восточной Азии от экстремизма Китая периода "культурной революции".
Идеи Кодзимы были воплощены в жизнь в 1989 году, когда по инициативе австралийского премьер-министра Б. Хоука в Канберре (Австралия) был организован первый саммит АТЭС (APEC), представленный Австралией, Брунеем, Канадой, Малайзией, Новой Зеландией, США, Сингапуром, Таиландом, Индонезией, Филиппинами, Южной Кореей и Японией.
Проект отражал реалии биполярного мира и идеологию антикоммунистического противостояния. Экономически он объединил азиатские государства, которые либо совершили технологический прорыв (Япония, Сингапур), либо находились на стадии быстрого индустриального подъема (Южная Корея, Индонезия, Малайзия, Филиппины, Таиланд).
В основе была идеологическая "привязка" к США. Первоначальная идея региональной интеграции реально не рассматривалась. Дело ограничилось программой развития взаимной торговли. Большинство участников были членами Всемирной торговой организации (ВТО), ее требования и стандарты были им понятны и близки.
На Сеульском саммите (1991) торговая кооперация получила уже официальное оформление, страны-участницы обязались не создавать препятствий для "передвижения товаров, услуг и капиталов".
В 1990-е годы, после включения в проект набирающей силу КНР, стала меняться и расстановка сил внутри АТЭС. Сложились два неформальных полюса - китайский и американо-японский.
Все документы рассматривались через призму этого противостояния. Это привело к тому, что большинство из запланированных решений, включая и интеграционные, не были приняты, так как обязательно встречали возражения со стороны представителей того или иного "полюса".
В 1994 году была рассмотрена программа формирования зоны свободной торговли и инвестиций к 2010 - 2020 гг. В связи с разразившимся азиатским финансовым кризисом 1997-1998 гг., а также особой позицией Японии, США и ряда других членов, опасающихся доминирования Китая, программа так и осталась на бумаге.
Параллельно АТЭС в регионе развивались старые (АСЕАН) и появились новые интеграционные проекты. К последним следует отнести АСЕАН+1 (КНР), АСЕАН + 3 (Китай, Япония, Южная Корея), треугольник "Япония - Китай - Южная Корея", Восточноазиатский саммит (ВАС) в составе десяти стран АСЕАН, а также США, Японии, Австралии, Индии, Китая, Новой Зеландии, Южной Кореи и России.
АТЭС в силу своей громоздкости и внутренней противоречивости явно отставал от своих более мобильных конкурентов.
Не грозит ли АТЭС судьба "Колосса о глиняных ногах"?
Сегодня противоречивость и искусственность в объединении значительно усилились. За 23 года вырос численный состав до 21 государства и территории. Цифры впечатляют: доля участников АТЭС в мировом ВВП - 56%, в мировой торговле - 53%, прямых зарубежных инвестиций - 43% и пр.
Эти цифры формальны, они не отражают главной слабости проекта - растущих противоречий между отдельными странами и фактического провала проекта как регионального объединения.
Зона свободной торговли для развитых государств АТЭС не была создана - США и Япония не склонны проводить либерализацию на принципах организации (добровольность и невзаимность). Возражения у Вашингтона и Токио вызывает принцип невзаимности - более развитые государства предоставляют другим особые тарифные уступки в одностороннем порядке, не требуя взаимности.
Такое большое пространство, как Азиатско-Тихоокеанский регион, с набором несопоставимых экономик (США и Папуа Новая Гвинея), невозможно интегрировать в единую зону. Отсюда возникновение локальных трендов на интеграцию в рамках тех или иных субрегионов.
Сохраняют силу проект АСЕАН и его производные варианты - АСЕАН + 1 и АСЕАН + 3. На последнем саммите в Гонолулу (США, 2011) появилась новая версия - проект Транстихоокеанского партнерства (ТПП), способный взорвать АТЭС изнутри.
Американцы предложили подписать соглашение о свободной торговле между 9 экономиками (Австралия, Бруней, Малайзия, Новая Зеландия, Перу, Сингапур, Вьетнам и США). К соглашению готова присоединиться Япония. По первоначальным прикидкам, объём торговли в рамках ТПП составит порядка 650 млрд долларов. Реализация проекта будет означать раскол в Организации и выделение американо-японского сегмента.
ТПП планируется без Китая и против Китая.
Проект АТЭС сегодня напоминает "большую коммунальную квартиру", жители которой вряд ли смогут сделать "общую кухню", а часть жильцов вообще хотела бы отделиться.
Взгляд на проблемы АТЭС с "российского берега"
Россия официально является членом организации с 1998 года. На момент вступления в российских правительственных кругах не до конца понимали, зачем все это нужно. Российская доля в экономико-инвестиционном потенциале АТР была менее 1 %, и перспектив ее роста не предвиделось. Возобладали аргументы о наличии большого нереализованного (на азиатском направлении) ресурсно-сырьевого и военно-технического потенциала.
Сейчас вопрос, кто кому больше нужен, формально не стоит. Вступление РФ в ВТО ускорит правовую и тарифную совместимость с ведущими торговыми партнерами.
"Арабские революции" и обострение иранского вопроса усиливают востребованность в географически близких и безопасных в плане транспортировок российских углеводородах. Россия может рассчитывать на получение крупных инвестиций, технологий и новейшего промышленного оборудования.
Москва (точнее Владивосток), используя право хозяина саммита 2012 г., может делать свои акценты в повестке саммита. Кроме традиционного ТЭК, зарубежные инвестиции могут быть привлечены в строительство портовых терминалов на Дальнем Востоке (расширение экспорта зерна и других сельхозпродуктов), развитие инфраструктуры региона.
Транспортные проекты должны стать одним из российских приоритетов на приближающемся саммите.
Как отметил президент Дмитрий Медведев в статье, посвященной саммиту АТЭС, Россия готова предложить свои транспортные коридоры, кратчайшим путём связывающие Азию с Европой.
Россия в Организации. Кто за, а кто против?
Пробуксовка АТЭС на интеграционном трэке выгодна РФ, считает ряд экспертов. Теоретически в случае глубокой интеграции на пространстве АТР Москва должна либо отойти в сторону, либо (в случае участия) быть готовой к разорению и уничтожению остатков отечественной промышленности в условиях конкуренции с более развитыми азиатскими соседями. Торговая кооперация менее болезненна и необходима всем странам региона независимо от качества их экономик.
Лоббистом России в проекте остается Китай, торговля с которым оценивается уже в 80 млрд долларов и который явно заинтересован в сохранении большой "российской квоты" в рамках АТЭС в сфере углеводородов.
Потенциальным сторонником РФ может быть и Япония, остро нуждающаяся в увеличении импорта энергоносителей и готовая ради своих кровных энергетических интересов немного "изменить" Америке.
Австралия - явный противник России в АТЭС. Для нее Москва - конкурент в сфере торговли энергоносителями, особенно в области поставок сжиженного газа. В 2005 г. премьер-министр Австралии Д.Говард на саммите Восточноазиатского сообщества открыто выступил против участия России в этом проекте.
"Австралийский барьер" в ВАС преодолен, и РФ стала полноправным участником этого объединения. К списку "недоброжелателей" следует добавить и США, мотивация которых обусловлена больше геополитикой, чем экономикой.
Если смотреть на проект с "российского берега", корабль под названием АТЭС медленно дрейфует. Его вес значительно больше возможностей парусов, а пробоины и враждующие между собой капитаны (США и КНР) способны потопить это судно.
Опасность состоит в том, что китайское и американское (альтернативное) видение интеграции в Восточной Азии и АТР может со временем сделать проект еще более формальным, чем сегодня, окончательно превратив его в большую "политическую тусовку" лидеров и бизнесменов XXI века
Голос России