Долгосрочное планирование как гарант успеха
Кажется, что на самый стабильный сегмент рынка железнодорожных грузоперевозок - транспортировку нефти и нефтепродуктов - не может повлиять практически ничего. О том, какие проблемы необходимо решить сегодня, чтобы в дальнейшем ничто не пошатнуло счастливое будущее российской нефти, рассказал председатель совета директоров ОАО "Совфрахт" Александр Иванов.
- Александр Александрович, какие, на Ваш взгляд, тенденции будут определять перевозочный процесс нефти и нефтепродуктов в 2012 году?
- Можно ли уже оценить, как введенный в прошлом году таможенный режим "60-66" повлиял на объемы и направления перевозок нефти и нефтепродуктов?
- Его введение пока проходит без заметного снижения объемов перевозки, так как менеджмент заводов был готов к изменениям. Некоторые направления транспортировки стали менее конкурентными, но предприятия постепенно переориентируются. Экономику трейдеров или заводов новый режим наверняка затронул, но объемы производства, а также экспорта углеводородов это не сократило.
- Можно ли в скором времени ожидать изменений в сфере перевозок нефти и нефтепродуктов?
- Они возможны после запуска второй очереди ВСТО и подключения к системе дальневосточных НПЗ. Мы ожидаем, что высвобожденные в результате этого цистерны переориентируются на транспортировку нефтепродуктов, что пойдет на пользу решению вопросов локальных дефицитов парка и рынок сбалансируется.
- А что касается подвижного состава сегодня, его достаточно? Планирует ли ваша компания пополнить свой парк?
- Стоимость новой цистерны на сегодняшний день можно назвать неоправданно высокой. С точки зрения компании-оператора рациональным решением является приобретение уже работающего подвижного состава. "Совфрахт" планомерно занимается пополнением парка цистерн через покупку работающего подвижного состава и взятие его в аренду. То есть на базе компании консолидируются парки различной собственности. Мы считаем, что пришло время консолидации парков, однако на рынке пока мало участников, которые способны на это. Учитывая неизбежность выбытия имеющегося на рынке подвижного состава, мы продолжим работу в данном направлении.
Достаточный объем парка подвижного состава, к сожалению, не является гарантией успешного обеспечения процесса перевозок. Сбои с поставками парка за последние несколько лет объясняются практикой краткосрочного планирования. Необходимо расширять горизонты работ и начать использование логики долгосрочного планирования отгрузок. Мы считаем, что именно такая модель является наиболее оправданной в условиях повышенной волатильности рынков. Что касается новых форм взаимодействия с грузовладельцами в данном направлении - мы рассматриваем разные возможности резервирования парка за нашими клиентами, вплоть до создания совместных компаний, владеющих и/или управляющих подвижным составом и железнодорожной инфраструктурой, включая инвестиции в строительство этой инфраструктуры.
- То есть никаких серьезных проблем сегодня нет и нефть ожидает счастливое будущее?
- Планомерной доставке на фоне роста объемов транспортировки как нефтеналивных, так и иных грузов мешает ухудшение состояния инфраструктуры железных дорог и портов, которые за последние годы не подверглись должной модернизации. В связи с этим счастливое будущее рынка нефти будет возможно только при условии должного развития инфраструктуры. Например, одной из серьезных проблем остаются узкие места, которые снижают пропускную способность железнодорожных подходов к портам и, как следствие, сокращают объемы перевалки. Особенное беспокойство вызывают порты Дальнего Востока и затрудненное движение в направлении портов Черного моря, что связано с проведением подготовительных работ к Олимпиаде.
Общая ситуация на рынке нефтеналива продолжает стимулировать операторов на оптимизацию технологии работы, направленную на повышение эффективности и снижение затрат грузоотправителей. Ввиду плачевного состояния подъездных путей НПЗ РФ, операторы, предлагающие партнерам свои возможности в развитии инфраструктуры, будут в ближайшее время особенно востребованы, так как через широкий спектр финансовых и технических возможностей появляется возможность осуществления комплексных проектов развития и грузоотправителя, и оператора.
Фото: Уралвагонзавод
РЖД-Партнер