Моторное масло для дизеля
Чтобы более точно сформулировать требования к маслу для дизелей, полезно посмотреть на некоторые особенности их рабочего процесса, который заметно отличается от рабочего процесса бензиновых моторов. Дизельные двигатели более теплонапряженны, работают на более бедных горючих смесях, а смесеобразование и сгорание у них происходит в сотни раз быстрее. В результате у дизелей труднее обеспечить полное сгорание топлива, и в продуктах сгорания всегда содержится большое количество частиц сажи. Из-за большого давления в камере сгорания прорыв газов в картер и, соответственно, окисление масла в дизеле существенно выше. Значит, ускоряется процесс, называемый старением масла.
В то же время современная технология производства ГСМ и новые научные разработки в этой области позволили создать масла с действительно универсальными свойствами как по диапазону вязкости, так и по применяемости для различных типов двигателей.
Обратимся к принятому в мире обозначению масел для автомобильных двигателей различных типов. При этом мы. естественно, вынуждены повторить то, о чем не раз писали, и что большинству наших читателей, наверное, хорошо известно. Но, во-первых, "повторенье - мать ученья". А, во-вторых, к автомобильному делу каждый день и каждый час прирастают новички. И для них все это - чистое откровение. Первым в обозначении указан индекс вязкости по SAE (Society of Automotive Ingeneers - Американское общество автомобильных инженеров). Например, 10W-40. Далее следует указание качества масел по АР) (American Petroleum Institute - американский институт нефти) - например SF/CC.
Рассмотрим эти параметры более подробно и начнем со спецификации. Первая буква S (Service) говорит о применимости масла в бензиновых двигателях, а С (Commercial) - в дизельных. Форма записи через дробь означает универсальность масла - оно допущено к применению как в бензиновых, так и в дизельных моторах. Вторая буква в обозначении означает уровень эксплуатационных свойств (класс качества). Чем дальше буква от начала латинского алфавита, тем выше уровень удовлетворяемых требований. Для дизелей это выглядит так:
СС - дизели атмосферные или с умеренным наддувом, работающие в тяжелых условиях;
CD-с высоким наддувом, работающие в тяжелых условиях на высокосернистом топливе:
СЕ - с высоким наддувом выпуска после 1983 г.;
CF-4 - четырехтактные выпуска после 1990 г.;
CG-4-выпуска после 1994 г. Улучшены характеристики CF-4 и ужесточены требования к токсичности.
Масла классов СА и СВ в продаже не встречаются, a CD-11 и CF-2 - означают допуск к применению в двухтактных дизелях.
Помимо спецификации по API, в обязательном порядке указывается класс масла по АСЕА (Ассоциация европейских производителей автомобилей). Применительно к дизельным двигателям это выглядит так:
В1 -96 - для легковых автомобилей без турбонаддува;
B2-96 - для легковых автомобилей с турбонаддувом или без него (стандартный класс):
B3-96 - для легковых автомобилей с турбонаддувом или без него (экстракласс);
Е1-96 - для грузовых автомобилей с высоким наддувом, работающих в тяжелых условиях (стандартный класс);
Е2-96 - то же, но с лучшими, чем у Е1 -96, свойствами;
ЕЗ-96 - для грузовых автомобилей с высоким наддувом, работающих в тяжелых условиях (экстракласс).
Другим важнейшим параметром, определяющим выбор масла для дизеля, является индекс вязкости,Как известно, масла в зависимости от этого параметра делятся на летние, зимние и всесезонные. Наиболее вязкие летние масла имеют обозначение вязкости в виде числа (например, SAE 30). Зимние обозначаются аналогично, но с буквой W. Всесезонные масла под влиянием загущающих присадок приобретают свойства летних и зимних масел одновременно и обозначаются двумя числами. Но не всякое всесезонное масло хорошо для дизеля. Например, масло с индексом вязкости SAE 10W-30 хотя и обеспечивает удовлетворительные условия холодного пуска, но в современных легковых дизелях, как правило, применяться не может из-за недостаточного класса качества, Необходимый класс качества и индекс вязкости масла всегда указываются в инструкциях по эксплуатации автомобиля, Этим рекомендациям надо следовать неукоснительно.
Минеральное или синтетическое?
Выбор типа масла не столь принципиален, как выбор класса качества и индекса вязкости. Определяющим здесь является скорее известный критерий "качество/цена". В самом деле, эксплуатация двигателя на минеральном масле дешевле, но синтетическое или полусинтетическое имеет более стабильные характеристики в течение всего срока службы, обеспечивает снижение износа двигателя и увеличение его ресурса. Кроме того, "синтетика" предпочтительнее из-за лучших низкотемпературных свойств. В то же время лишено какого-либо основания часто высказываемое мнение о необходимости применения в современном турбодизеле только синтетического масла. И если минеральное масло соответствует рекомендуемому инструкцией по вязкости и классу качества, значит, его можно применять без ограничений, и оно обеспечит заданный межремонтный ресурс мотора,
Castrol, Shell... или Лукойл?
Вопрос о выборе производителя масла обычно встает не только перед владельцем дизельного автомобиля, но и перед механиком, его обслуживающим, и вызывает некоторые трудности. Совсем недавно советский автолюбитель делал выбор между двумя сортами масел - М63/10Г1 или М63/12Г1. Теперь же глаза разбегаются от изобилия вариантов. Сравнивать продукцию известных производителей масел - дело совершенно неблагодарное. И можно быть уверенным в том, что масло любого из них соответствует всем необходимым требованиям. если, конечно, это не подделка. Однако не следует часто переходить с одного сорта используемого масла на другой: несмотря на то, что все они в обязательном порядке проходят тест на совместимость, у разных фирм-производителей используются разные пакеты присадок. И при взаимодействии два разных масел могут образовываться плохорастворимые отложения, ведь в моторе всегда есть пусть и небольшой, но несливаемый остаток.
Что еще надо знать о масле для дизелей
Вопросов, касающихся моторных масел, так много, что в рамках одной публикации на все не ответить. Мы выбрали самые распространенные и постараемся на них ответить.
Должно ли вызывать опасение быстрое (через 500-1000 км) почернение масла?
Нет, не должно. Это нормальное явление, связанное с повышенным образованием сажи и работой упоминавшихся выше моющих и диспергирующих присадок.
Можно ли увеличивать пробег между сменой масла при применении высококачественной "синтетики"?
Нет, нельзя. Более того, с учетом повышенного содержания серы в отечественном дизтопливе сроки смены масла следует уменьшить вдвое по отношению к требованиям заводских инструкций независимо от того, что залито в двигатель,
Надо ли промывать двигатель промывочным маслом или "5-минутными" добавками перед очередной сменой масла?
При правильной эксплуатации двигателя и своевременной смене масла никакой промывки двигателя не требуется. Правда, промывка может понадобиться, если вы купили автомобиль с дизельным двигателем и есть подозрение, что он эксплуатировался с нарушениями сроков замены и сорта применяемого масла. Промывка будет необходима и в случае, если есть явные признаки некачественного масла (повышенная вязкость, сгустки, грязь под клапанной крышкой).
Нужно ли промывать двигатель перед сменой минерального масла на синтетическое?
При переходе с минерального масла на синтетическое (и наоборот) в случае нормальной эксплуатации двигателя никакой промывки не требуется. Вопреки распространенному мнению, никакого "свертывания" в подобном случае не произойдет, т.к. несливаемый остаток при полном сливе масла с горячего двигателя пренебрежимо мал и вреда принести не может. В то же время следует помнить о наличии на ряде турбодизельных моторов масляных радиаторов и принимать специальные меры, чтобы слить из них масло, Но прямо смешивать или доливать масла на разной основе (минеральной и синтетической)ни в коем случае нельзя, иначе это самое пресловутое "свертывание" вполне возможно.
Можно ли использовать различные присадки и добавки, улучшающие, как утверждают рекламные проспекты, отдельные свойства моторных масел?
Однозначный ответ дать трудно. Вообще говоря, улучшить современное масло практически невозможно - все, чем его можно было улучшить, в него уже добавили производители, Добавки могут в лучшем случае не испортить масло, но чаще всего они нарушают заданный баланс присадок.
Можно ли восстановить рабочие параметры изношенного двигателя, применяя так называемые средства безразборного восстановления типа Lubrifilm, "РиМЕТ" и др.?
Восстановить изношенные детали подобными препаратами, по нашему мнению, невозможно. Вся эта продукция - реметаллизаторы, кондиционеры металла и прочее - создана и продвигается на рынок по большей части "наперсточниками" от автохимии. Насколько нам известно, ни один из этих препаратов не прошел полномасштабных испытаний в соответствующих научно-исследовательских организациях.
Фото: Scania
Dizelist.ru