← Таможня и ВЭД

Федерализация таможни

Федерализация таможни
Российская таможня имеет сравнительно небольшую современную историю. За 70 лет советской власти в ее функции в основном входило пресечение общеуголовной контрабанды, перемещения предметов искусства, изредка наркотиков и предотвращение ввоза на территорию Советского Союза продукции, не отвечающим высоким требованиям морального кодекса строителя коммунизма. Времена изменились, и с начала 1990-х годов в стране стала бурно развиваться частная торговля. Естественно она начала выходить и на международный рынок. Таможенное регулирование внешней торговли первое время осуществлялось исключительно наобум. Раз за разом совершенствовались методы таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности и в результате это регулирование полностью соответствует сложившейся по факту модели государственного капитализма.
Ранее все обложение экспорта энергоносителей было изъято из ведения региональных таможенных управлений и сконцентрировано в Центральной энергетической таможни, напрямую подчиняющейся руководству ФТС России. Нет разницы, где добывается нефть: на Северном Кавказе, в Татарстане, в Западной или Восточной Сибири - все финансовые потоки оказались замкнуты на Москву, а уж оттуда распределялись на регионы, в том числе, и на нефтедобывающие. Такой же шаг, централизации, был предпринят и в отношении импорта подакцизных товаров. С формированием единого таможенного пространства России, Белоруссии и Казахстана, у предприимчивых людей стали возникать лазейки по уходу от такого обложения пошлинами.
Российско-белорусская и российско-казахстанская границы сейчас практически никак не контролируются, и возникает реальная возможность вывоза и ввоза товаров через сопредельные территории, куда не распространяется недреманное око российской таможни.
Российские власти решили сделать следующий шаг. Он кажется достаточно кардинальным. На прошедших в марте 2012 года консультациях рассматривалось решение полностью избавиться от экспортных пошлин на энергоносители и перенести всю тяжесть фискального бремени непосредственно на этап добычи энергоресурсов. Поскольку налог на добычу природных ископаемых (НДПИ) все равно существует и налоговая служба России показала неплохие результаты в его администрировании, то почему бы и не объединить НДПИ и экспортные пошлины в том самом налоге на полезные ископаемые?
Львиная доля дохода Федеральной таможенной службы как раз заключается в сборе экспортных пошлин на энергоносители. В случае их отмены на долю российской таможни останется в основном обложение импорта товаров. Тогда ФТС по своим функциям максимально приблизиться к таможенным администрациям западных стран. Вероятно, придется пересматривать и весь процесс организации работы.
Обложение сырьевого экспорта сейчас представляет собой четко отлаженную систему. Энергетической таможне приходится иметь дело с довольно ограниченным числом экспортеров, большинство из которых к тому же являются очень крупными и зачастую государственными компаниями. Импорт же товаров не так жестко монополизирован и им занимается значительное число компаний. Каждой таможне придется бороться за каждого участника ВЭД. Дело будет осложняться еще и прямой конкуренцией со стороны казахстанской и белорусской таможенных служб. Уже сейчас российские таможенники высказывают серьезную озабоченность растущей конкуренцией со стороны коллег по Таможенному союзу. А ведь на носу и создание единого экономического пространства, которое сметет последние границы между нашими странами и сделает возможным свободное перемещение товаров, капитала и рабочей силы.
В связи с этим остро встает вопрос полномочий региональных таможенных управлений России и таможен субъектов федерации. Уже сейчас зарплата таможенников частично зависит от сбора таможенных платежей и в связи с заявлениями руководства страны об оплате труда чиновников "по рынку" конкуренция между таможнями будет только усиливаться. Конечно, нет никакой речи о введении "тверского", "сахалинского" или "красноярского" вариантов таможенного законодательства. Речь идет именно о практике применения уже действующих законов.
Конечно, большинство жителей России проживает именно в ее европейской части. В Сибирском федеральном округе, занимающем 30% от территории нашей станы живет чуть более 12% россиян, а в Дальневосточном округе, площадь которого составляет более 36% от российской живет всего лишь 6,2 миллиона человек, 4,3% от российского населения. Но, тем не менее, снабжение этих регионов в основном контролируется компаниями, расположенными в столице. Вот и получается, что, например
электроника, производимая в странах Юго-Восточной Азии, сначала привозится крупнейшими российскими ритейлерами в центральную часть страны, там проходит таможенное оформление, а уж потом транспортируется в Омск, Новосибирск или Хабаровск.
Даже международные посылки, доставляемые из Китая в Сибирь, проходят таможенное оформление в Москве, Петербурге или Самаре.
Проводимая Федеральной таможенной службой реформа, основной идеей которой является перенос таможенного оформления к границам России, на наш взгляд не совсем отвечает сложившимся и даже желаемым транспортно-логистическим потокам. Дело в том, что именно в приграничных территориях России, как правило, не хватает достаточно квалифицированного персонала. Если на европейских границах еще можно организовать работу или вахтовым способом или привлекая местное население, то на китайской границе такой подход представляется не очень рациональным.
Возможно, что более перспективным было бы развивать логистические площадки и соответствующую им таможенную инфраструктуру в российских провинциальных городах-миллионниках.
Они имеют значительный потенциал развития, который в настоящее время не может развиваться из-за концентрации всех транспортных и финансовых потоков в столице страны.
Ключом к такому развитию могут стать усилия региональных властей, которые совместно с местными таможенными органами могли бы предложить крупным игрокам на рынке более выгодные условия в области логистики и таможенного оформления.
Примером такого развития может стать строительство под Новосибирском промышленно-логистического парка. Расположенный вблизи международного аэропорта Толмачево, Транссиба, Турксиба и федеральных автотрасс, связывающих европейскую часть России с Сибирью, Дальним Востоком и Средней Азией он может взять на себя значительную часть европейских транспортных потоков. Пока из крупных проектов в этом парке запланировано строительство сортировочного центра российской почты. Уже этот шаг позволит значительно сократить транспортное плечо при доставке и оформлении посылок из азиатских стран, прибывающих в западносибирские регионы.
Еще одним образцом такого взаимодействия между региональными, федеральными властями и инвесторами является строительство "Русского Детройта" на территории Калужской области. В том случае калужские чиновники смогли предложить более выгодный вариант для иностранных автопроизводителей. В результате строительство производственных площадок развернулось не в Подмосковье (хотя первоначально планировалось именно там), а в провинциальной Калуге.
Такой положительный пример вполне может быть использован и при организации взаимодействия с крупными торговыми сетями. Но для такого маневра региональные власти должны иметь соответствующее желание, а региональные таможни должны иметь возможность предложить качественные и быстрые услуги по таможенному оформлению.
Если уж переносить таможенное оформление из столицы, то делать это вероятно следует не посредством строительства таможенно-логистических центров в чистом поле возле пограничной полосы, а изменением транспортных потоков крупных торгово-распределительных сетей. Наверное, и "Эльдорадо" и "М-Видео" и другие крупные игроки на рынке продаж импортной бытовой электроники заинтересовались бы предложением по созданию логистических центров в крупных городах России. А вслед за основными игроками, как за якорными арендаторами потянулись бы компании среднего эшелона, планирующие осваивать региональные рынки.
Для облегчения таможенного оформления можно было бы предложить облегченное придание таким крупным игрокам статуса уполномоченных экономических операторов в обмен на обязательство строительства и развития логистической инфраструктуры. Возможно и распространение экспериментов на придание особого таможенного статуса производственным площадкам, создание которого планируется в регионах России.
Отметим, что кроме решения центрального руководства для более широкого применения перспективных таможенных технологий на местах должна иметься и ярко выраженная воля руководства региональных таможен, которые должны совместно с бизнесом предлагать центру перспективные варианты логистики и таможенного оформления.
Развитие регионов, постепенное возвращение им полномочий может стать ключом к развитию всей страны. Может уже пора отходить от жесткой централизованной модели? На данный момент ее потенциал уже практически себя исчерпал.
Первым звонком к такой смене вектора развития стала начинающаяся политическая реформа. Возвращение губернаторских выборов (пусть и несколько скорректированное по сравнению с предыдущей версией) является ярким знаком того, что центр намерен отдавать часть полномочий регионам. Одним из элементов такой децентрализации может стать и расширение полномочий региональных таможенных управлений и таможен в субъектах страны.
Фото: Teko-terminal.ru
Cargo.ru