← Автосервис, запчасти, шины

Свечи для "голубого топлива"

Свечи для "голубого топлива"
Сжиженный газ (LPG) уверенно наращивает объемы продаж на рынке автомобильного топлива. В ряде стран автомобили со штатно установленным газобаллонным оборудованием составляют до 30% всего автомобильного парка, а в сегменте такси и городских грузоперевозок - до 80%. Лидерами по потреблению газа как автомобильного топлива сегодня являются Корея, Турция, Польша - страны с относительно мягким климатом и очень высокими ценами на топливо. Россия тоже входит в десятку лидеров по этому показателю, а следовательно, многих продавцов автомобильных компонентов интересует, каковы перспективы на российском рынке у такого относительно нового продукта, как свечи зажигания для моторов, работающих на сжиженном газе.
Особенности спроса
У российского рынка есть своя специфика потребления газового топлива, которая и отличает его от всех прочих стран мира. Если в Корее, Японии и Италии не составит труда найти на рынке довольно дорогой автомобиль с газобаллонным оборудованием, то в России - это большая редкость. Большинство потребителей газового топлива - владельцы отечественных автомобилей  либо подержанных иномарок с большим расходом топлива. Стремление русского человека иметь больше автомобиля за меньшие деньги порой приводит к тому, что владелец подержанного Land Cruiser Prado с трудом выкраивает средства на топливо для своего "внедорожника" и приобретает ГБО, чтобы оптимизировать свои расходы. Но такие примеры - все же редкость, а массовый потребитель газа -  это, как правило, владелец небольшой бюджетной машины. И именно этот факт существенным образом влияет на рынок свечей зажигания для данных двигателей.
"Свечи зажигания LPG обходятся дороже "бензиновых" (их розничная стоимость составляет порядка 800 рублей), - говорит Илья Мигушин, технический специалист представительства компании NGK SparkPlug в России. - Это сильно влияет на популярность данных свечей на российском рынке. В последнее время наметилась тенденция хоть и к небольшому, но постепенному росту продаж в этом сегменте, так как растет число автомобилей, переборудованных для работы на газе. Однако, они не настолько популярны, как в Европе".
Аналогичные причины называет и бренд-менеджер Bosch компании "СибОил" Андрей Смирнов:
"В России на автомобили ставится далеко не самое современное газобаллонное оборудование, которое, в принципе, работает и со штатными свечами зажигания. Работает хуже, но владельцы этих автомобилей, видимо, готовы мириться с тем, что машина после перехода на газ начинает потреблять больше топлива, а ресурс свечей зажигания заметно сокращается. Поэтому продажи свечей, работающих на LPG, у нас пока растут довольно медленными темпами".
В чем разница?
Чем же отличаются свечи LPG от обычных, и какие преимущества дает их установка на двигатель, работающий от газа? Смесь газа с воздухом имеет большее электрическое сопротивление. Соответственно, для того, чтобы получить качественный искровой разряд, межэлектродный зазор должен быть чуть меньше, чем у обычной свечи. Проблему также можно решить путем применения более тонких электродов в свечах, поскольку для образования искры между ними требуется гораздо меньше напряжения. В компании NGK полагают, что для работы в такой среде лучше всего подходят свечи с электродами из благородных металлов.
"В отличие от бензина, газо-воздушную смесь гораздо сложнее воспламенить, а при сгорании газа возникают более высокие температуры, - рассказывает Илья Мигушин, - В такой среде материалы, из которых традиционно изготавливаются электроды и корпус свечи зажигания, коррозируют гораздо быстрее, поэтому для работы в таких условиях в свечах LPG используются благородные металлы.Например, в центральном электроде свечей NGK LPG Laser Line применяется иридий, а боковой электрод имеет платиновую напайку. Медный стержень бокового электрода улучшает отвод тепла, а конструктивные особенности свечи и специальное покрытие корпуса дополнительно защищают свечи от образования нагара. Автомобилю с такой свечой зажигания не страшен "холодный запуск", к тому же она обеспечивает полное сгорание топлива во всех диапазонах работы двигателя. При использовании свечей LPG Laser Line существенно возрастают экономичность и динамичность автомобиля, снижается вероятность его перегрева и резко  повышается экологичность двигателя".
Впрочем, далеко не все производители свечей зажигания применяют благородные металлы при производстве свечей для LPG (сжиженный нефтяной газ) и CNG (сжатый природный газ). К примеру, Brisk остановился на более доступном металле - серебре. Свеча Brisk Silver LR15YS имеет 2-х мм-й центральный электрод из серебряного сплава и оптимальный зазор для воспламенения газо-воздушной смеси - от 5 до 9 мм. Внешний электрод также немного сужен для того, чтобы обеспечить более качественноевоспламенение газовоздушной смеси. При работе на сжиженном газе такая свеча имеет ресурс 30-35 тыс. километров. В силу того, что BRISK не использует в своих свечах редкоземельные металлы, стоимость свечи Silver в рознице примерно в 3 раза ниже, чем стоимость свечей NGK LPG LaserLine с иридиевыми центральными электродами и платиновыми напайками на боковом. Безусловно, сравнивать две этих свечи не имеет смысла. Это принципиально разные продукты. В то же время, свечи Brisk Silver, как более доступная по цене продукция, разработанная специально для двигателей, работающих на LPG и CNG, имеют довольно неплохие шансы на российском рынке, учитывая структуру автопарка, работающего на ГБО, о которой мы сказали выше.
В нижнем ценовом сегменте рынка позиционирует свою продукцию и компания Bosch. Разработчики свечей ЭЗ Standart рассудили, что наиболее выгодным сегментом для свечей LPG будет сегмент отечественных автомобилей, поэтому создали свечу специально для двигателей ИЖ, ВАЗ, ГАЗ, ЗАЗ и УАЗ. Редкоземельные металлы в электродах свечей ЭЗ Standart LPG отсутствуют. Для оптимального воспламенения газовоздушной смеси было скорректировано калильное число, а также уменьшен искровой зазор. Гарантия производителя на данную свечу при работе на LPG - 20 000 километров. Рекомендованная розничная цена свечей ЭЗ Standart LPG составляет около 120 рублей, что на 80% ниже, чем Brisk Silver.
Ещё один крупнейший производитель свечей зажигания - компания Denso -не выделяет в своей линейке отдельную серию свечей для работы на сжиженном газе. Тем не менее, у этого производителя есть решения для владельцев автомобилей с ГБО, причем как в дорогом, так и в среднем ценовом сегменте.
"Для работы в двигателях внутреннего сгорания, работающих на различных видах газового топлива, оптимально подходят свечи Denso Iridium Tough. Это свечи с самым тонким электродом, что способствует быстрому формированию ядра пламени и увеличению мощности двигателя, работающего на газе. - отмечает Игорь Плотников, глава новосибирского представительства Denso. - Свечи IridiumTough обладают непревзойденными характеристиками воспламенения топливной смеси и относятся к категории премиум-класса. В среднем ценовом сегменте для моторов, работающих на газе, мы рекомендуем использовать свечи зажигания DensoTT. Они имеют никелевый центральный электрод и боковой электрод диаметром менее 1.5 мм. По эффективности возгорания эта технология приближает свечи TT к свечам премиум- класса DENSO Iridium, но без использования драгоценных металлов, поэтому свечи этой серии стоят немногим дороже стандартных свечей зажигания".
А что если не менять?
Тенденция перехода на специальные свечи зажигания для газового топлива только начинает набирать обороты. На начальном этапе владельцы автомобилей с ГБО использовали обычные свечи. Некоторые из них продолжают использовать стандартные свечи и сегодня, аргументируя это тем, что в России подавляющее большинство автомобилей работает как на газе, так и на бензине. К примеру, зимой многие владельцы прогревают двигатель на бензине (который стабильнее воспламеняется в холодную погоду), а эксплуатируют - на газе. Нельзя сказать, что такая эксплуатация в принципе невозможна. Однако возникает ряд факторов риска.
"Например, стандартные свечи могут оплавиться от перегрева (что может вызвать калильное зажигание). Возникает возможность пропусковзажигания из-за повышенной нагрузки на катушку вплоть до ее выхода из строя, - объясняет Илья Мигушин. - Исследования компании NGK показали:
при эксплуатации на газе пробивное напряжение свечи зажигания возрастает дополнительно на 7000 Вольт - настоящий тест на прочность для катушек зажигания.
Благодаря крайне тонкому центральному электроду свечи (диаметром всего 0,6 мм) и выставленному межэлектродному зазору, отрегулированному до оптимальной величины, LPG Laser Line обходятся крайне низким напряжением зажигания и противодействуют перегрузке катушек, вызываемой более высоким пробивным напряжением  свечи зажигания".
Эксперты заверяют, что добиться максимальной эффективности и экономичности от двигателя, работающего на газе, можно только при использовании специальных свечей, адаптированных для данного вида топлива. Работа на стандартных свечах приводит к снижению мощности и увеличению расхода топлива. В то же время большинство свечей, адаптированных для работы на LPG и CNG, успешно воспламеняют бензиновую смесь, соответственно, эксплуатация автомобиля с "газовыми" свечами на бензине - более правильное решение, чем эксплуатация автомобиля со стандартными свечами на газовом топливе.
Фото: Brisk
Проавтобизнес.рф