Автоперевозчикам предлагают умерить аппетиты
Проблема с получением иностранных разрешений на перевозку грузов автотранспортом существует не первый год, но впервые она стала настолько острой. Количество дозволов в некоторые страны закончилось уже в I квартале текущего года. Решение же зависит не только от государственных структур, но и от поведения самих перевозчиков.
Проблема нехватки иностранных разрешений возникла на очередной волне развития международных автомобильных перевозок. Только сейчас объемы грузоперевозок достигли докризисных. Впрочем, по финскому направлению полного возрождения рынка так и не произошло. По информации Ассоциации международных автомобильных перевозчиков (АСМАП), с каждым годом растет не только количество запрашиваемых иностранных разрешений, но и число компаний, планирующих работать на международных направлениях. К примеру, в 2011 г. изначально было получено 1 млн 100 тыс. разрешений, в течение года добавили еще 140 тыс. При этом во время проведения заявочной кампании 2011 г. в дозволах были заинтересованы 1972 перевозчика, а в 2012 г. - уже 3316. Таким образом, если год назад суммарная заявленная потребность составляла более 1,6 млн штук, то на 2012 г. она превышает 2,1 млн.
В последние несколько лет российские перевозчики увеличили объемы работ на западном направлении. В некоторых странах их количество достигло 50%. Подобное положение не вызвало энтузиазма у иностранных государств. В результате число разрешений в некоторых странах сократилось, а в некоторых - они не выдавались в тех объемах, какие требовались. Позже была введена система квотирования на некоторые государства. Она коснулась Венгрии, Германии, Греции, Италии, Китая, Нидерландов, Польши, Словакии, Словении и Чехии. Хотя, по словам заместителя генерального директора АСМАП Петра Павлюка, в идеале необходимо было ограничить гораздо больше - распространить квоты как минимум на 22 страны. Введение данной меры также сыграло роль в катастрофической нехватке иностранных разрешений.
К сожалению, в возникновении данной проблемы виноваты сами перевозчики, а не представители ассоциации (они занимаются приемом заявок), Министерства транспорта РФ, правительств других стран, подчеркивают в АСМАП.
Наиболее распространенными ошибками являются попытки получить больше необходимого количества дозволов, а также запросы по тем направлениям, на которых компания не работает, но, может быть, в будущем соберется.
"Брянские перевозчики заявили весьма сомнительную потребность в китайских дозволах, в то время как перевозчики из Сибири и Дальнего Востока испытывают острый дефицит в этих разрешениях", - сообщил руководитель представительства АСМАП в ЦФО Сергей Баклицкий. Еще одной причиной недовольства впоследствии становится невнимательность перевозчиков, когда они попросту "просыпают" заявочную кампанию или при заявке разрешений в одну страну забывают получить транзитные.
Впрочем, проблему уже начали решать. Сейчас, в частности, ведется борьба со злостными "удержателями" разрешений. Ежеквартально у таких перевозчиков изымаются неиспользованные документы и перераспределяются между теми, кому они действительно необходимы. Зачастую свободных разрешений остается довольно много. К примеру,
50% компаний Центрального федерального округа в I квартале 2012 года не выбрали свою квоту, среди них 126 вообще не использовали ни одного полученного разрешения.
Между тем выход из сложившейся ситуации в АСМАП видят в изменении самой заявочной кампании. Главное - соотнести заявку с реальной работой транспортного предприятия - с подвижным составом, экологическими характеристиками и маршрутами. Тогда возможность ошибки будет сведена к минимуму, полагают в ассоциации. Особенно, если при этом заявка будет оформляться в электронном виде самим перевозчиком. Благодаря программе можно будет видеть дозволы порейсово с привязкой к маршрутам и грузовым автомобилям. К тому же можно пойти и другим путем, а именно активно работать в тех странах, где доля российских перевозчиков составляет менее 30%. По мнению С. Баклицкого, сейчас такие позиции в Украине, Хорватии, Турции, Сербии, Латвии и Эстонии.
В любом случае кардинальных изменений стоит ожидать не раньше, чем начнется заявочная кампания 2013 года.
Фото: Scania
РЖД-Партнер