← Логистика, грузы

Операторы начали конкурировать

Операторы начали конкурировать
По мнению большинства специалистов, ситуацию на сети РЖД в целом можно назвать стабильной. Тем не менее возникают вопросы, насколько данная стабилизация отвечает интересам участников рынка и в каком направлении двигаться дальше. По мнению заместителя директора по организации перевозок ООО "Уралхим-Транс" Дмитрия Рябова, положение грузовладельцев улучшилось, но о системных изменениях пока речи не идет.
- Дмитрий Павлович, главной проблемой прошлого года была катастрофическая ситуация с обеспечением потребностей мелких и средних грузовладельцев. Насколько изменилась ситуация к июню года нынешнего?
- Во-первых, хочется отметить, что "Уралхим-Транс" является крупным грузоотправителем по железной дороге. Основной объем вывозится навалом в минераловозах и аммиачных цистернах, лишь в сегменте отгрузки полувагонами и крытыми вагонами наша компания может считаться, скорее, средним игроком. Поэтому не исключено, что для многих средних и тем более мелких грузоотправителей решить возникающие вопросы сложнее, чем это удавалось сделать нашей компании. Существенно отгрузка продукции предприятий по железной дороге меняется только из-за сезонных факторов. Например, массово грузятся полувагоны в период сезонной отгрузки селитры аммиачной и удобрений отечественным сельхозпроизводителям.
- Какова динамика тарифов на предоставление подвижного состава под загрузку?
- Тарифы операторских компаний в последнее время стабильны. В среднем это +20-30% к тарифу Прейскуранта № 10-01 для вагонов общего парка. При этом у разных компаний тарифы на одном и том же направлении могут отличаться на 10-15%, что может говорить об эффективности работы одних компаний по сравнению с другими. Вместе с тем на некоторых направлениях операторские компании предоставляют скидки от тарифа общего парка. Такие факты можно считать конкуренцией операторских компаний за грузоотправителя, но, к сожалению, пока на незначительной части рынка. Также следует отметить, что тарифы на введенный парк ВСП (вагон собственный привлеченный) стали ценовым индикатором для операторских компаний и дали возможность грузоотправителям торговаться о снижении стоимости перевозки. В конечном счете создание ВСП явилось одним из сдерживающих факторов роста ставок операторов.
- Ощущается ли нехватка подвижного состава?
- Введение указанного парка положительно отразилось на решении вопроса дефицита полувагонов. Совместные действия ЦФТО ОАО "РЖД" и Дирекции управления движением в период с января по апрель 2012 года обеспечили постоянное и достаточное наличие порожних полувагонов под погрузку. Однако остаются трудности с обеспечением крытыми вагонами. Тут есть как объективные факторы, по которым операторы (а наша компания работает со всеми крупными игроками на рынке) не всегда успевают подавать вагоны из-за задержек выгрузки у грузоотправителей, так и сложности с движением одиночных вагонов.
Учитывая положительное влияние парка ВСП на развитие конкуренции операторских компаний и сдерживание ставок операторов, считаем, что необходимо сохранить парк полувагонов ВСП на 2013 год, а также целесообразно рассмотреть вопрос создания аналогичного парка крытых вагонов.
- Насколько оперативно выполняются заявки, направляемые в адрес оператора на подачу подвижного состава?
- В современных условиях и мы как грузоотправители, и любая операторская компания понимает, что
гарантировать подачу необходимого количества вагонов по точному графику почти невозможно.
Поэтому работаем в оперативном режиме с каждой компанией и вносим необходимые изменения в графики погрузки.
- Насколько отличается стоимость привлечения вагонов ВСП от средней цены частных операторов, какова суммарная стоимость использования вагонов этого парка? Какова доля ВСП в общем объеме ваших отгрузок?
- Тарифы парка ВСП на 15-20% ниже средних тарифов операторских компаний. Именно поэтому в сезон отгрузок полувагонов отечественным сельхозпроизводителям доля вагонов ВСП в отгрузках была 40-50%, около 10-15% - вагоны других собственников и остальное - собственные/арендованные вагоны. Создание парка ВСП в значительной мере решило вопрос с дефицитом полувагонов под погрузку.
Фото: Уралхим
РЖД-Партнер