Темная история с Черным морем
Черноморский бассейн становится все более опасным для судоходства и ведения стивидорной деятельности с точки зрения рисков возникновения стихийных бедствий, аномальных климатических ситуаций и других природных катастроф. Экологи тоже бьют тревогу - Черное море становится все более непредсказуемым.
Два удара за полгода
В прибрежных районах Краснодарского края в 2012 году режим чрезвычайного положения объявлялся уже дважды - в феврале в связи с сильнейшим штормом и на днях, из-за наводнения.
Так, черноморское побережье Краснодарского края в ночь с 7 на 8 февраля подверглось удару сильнейшего шторма. В связи с неблагоприятными погодными условиями тогда были прекращены работы в морских портах Новороссийск и Геленджик. Эти города пострадали от урагана сильнее всего. Скорость ветра в Новороссийске достигала, по разным данным, от 45 до 60 м/с.
Кроме того, зимой произошла еще одна природная аномалия - Азовское море подверглось почти беспрецедентному замерзанию, что практически затруднило судоходство и создало препятствия для работы соответствующих портов.
Но самый тяжелый удар стихия нанесла несколько дней назад, когда из-за непрекращающихся ливней водные потоки спустились с гор на населенные пункты, результатом чего стали многочисленные жертвы среди населения, не говоря об экономическом ущербе.
Порт Новороссийск был вынужден временно прекратить работу.
Не обошлось без экологического ущерба - по данным Природоохранной прокуратуры 7 июля во время ливня в Новороссийске произошла утечка отходов нефтепродуктов из двух открытых резервуаров нефтебазы "Шесхарис". Нефтесодержащая жидкость по рельефу местности попала в акваторию Цемесской бухты. В результате разлива нефти площадь загрязнения в бухте достигла почти 300 кв. м. К 9 июля разлив нефтепродуктов был полностью ликвидирован, собрано 82 куб. м загрязненной морской воды. По данным оператора нефтетерминала "Черномортранснефть", сход с гор селевых потоков привел к размыву иловых карт нефтесодержащих стоков на очистных сооружениях перевалочного комплекса. В настоящее время комплекс, по данным оператора, работает в штатном режиме, как и другой нефтеналивной терминал - "Каспийского трубопроводного консорциума".
Наводнение вызвало перебои и в работе сухогрузных терминалов. Так, предприятия группы "Новороссийский морской торговый порт" были вынуждены временно приостановить работу. Возникли сложности с поступлением грузов по железной дороге. По данным НМТП, на 9 июля терминалы группы были способны обрабатывать железнодорожные грузы на 90%. Ранее ОАО "РЖД" сообщало, что этот показатель составляет 60%.
"Мы начали отпускать погрузку в этот регион, но в ограниченных количествах, для того, чтобы обеспечить пропуск скопившихся составов", - заявил накануне первый вице-президент компании Вадим Морозов.
Только на самой дороге в связи с происшествием скопилось более 100 грузовых составов.
Были объявлены конвенционные меры, ограничившие погрузку в адрес Новороссийского транспортного узла. Поезда также скопились на соседних железных дорогах.
"До происшествия на эту часть Северо-Кавказской железной дороги ежесуточно прибывало и отправлялось 25 грузовых поездов, а также 12 поездов с нефтью и нефтепродуктами на станцию Грушевая. По мере усиления инфраструктуры мы будем восстанавливать этот объем", - сказал Морозов.
Беспокойное будущее
Между тем, у ученых природная ситуация в регионе Черного моря вызывает все большее беспокойство. Максимальная высота волн здесь постоянно растет, количество штормов и их сила увеличивается. В акваторию моря, по данным экологических организаций, попадают удобрения с рисовых полей Краснодарского края и вредные вещества со свалок вместе с грунтовыми и речными водами. Рельеф прибрежных районов создает благоприятные условия для катастроф, подобных июльской.
Между тем, Азово-Черноморский бассейн для России имеет ключевое, стратегическое значение.
Здесь расположен крупнейший на настоящее время российский порт Новороссийск, а также будет строиться новый порт Тамань, который по грузообороту должен превзойти Новороссийск.
Впрочем, российский Юг является не единственным портовым регионом мира с высоким уровнемриска природных катаклизмов. К примеру, Дальний Восток России также может подвергнуться похожим катаклизмам. К примеру, МЧС России уже предупредило о возможностях возникновения чрезвычайных ситуаций в связи с ливнями во Владивостоке. Традиционно от наводнений страдал и Санкт-Петербург, однако с завершением строительства Комплекса защитных сооружений этот риск существенно снижен.
По оценке ООН, в числе наиболее уязвимых к катаклизмам портовых городов мира - японские Осака, Нагоя, Кобе и Токио, китайские Циндай, Гуанчжоу, Шанхай, Нинбо, Гонконг и Тяньцзинь, американские Нью-Йорк, Майами и Новый Орлеан, нидерландские Амстердам и Роттердам, Бангкок (Таиланд), египетская Александрия, индийские Мумбаи и Колката.
В этой связи начинает развиваться бизнес по предоставлению услуг комплексной защиты портовой инфраструктуры от природных катастроф.
Сильнее всего в этом продвинулись в Нидерландах. Очевидно, что строителям российских портов также необходимо перенимать данный опыт, хотя полностью уберечься от стихии, конечно же, невозможно.
Фото: НМТП
PortNews