← Логистика, грузы

Виктор Олерский: "Речной отрасли не хватает инфраструктуры и хороших специалистов"

Виктор Олерский: "Речной отрасли не хватает инфраструктуры и хороших специалистов"
Транспорт сейчас не ругает только ленивый. Немало проблем накопилось и в речной отрасли. Одна из них - дефицит квалифицированных кадров. Не случайно свой визит в Нижний Новгород заместитель министра транспорта РФ Виктор Александрович Олерский начал с Волжской государственной академии водного транспорта.
Из водной академии - на: РЖД
Замминистра поздравил 64 выпускника факультета экономики и управления и вместе с управляющим директором ОАО "Судоходная компания "Волжское пароходство" Александром Алексеевичем Шишкиным вручил им дипломы. Похвалил преподавателей и декана факультета Алексея Васильевича Новикова за отличные результаты обучения студентов (11 красных дипломов!)
- Выпускники ВГАВТа востребованы в отрасли, академия дает хорошие знания, - обратился к вчерашним студентам Виктор Александрович, выпускник "макаровки". - Я с 1982 года работаю на водном транспорте и могу сказать, что действительно хороших специалистов в отрасли немного. Не стремитесь сразу занять руководящую должность, лучше постепенно расти, накапливать опыт. Но стать руководителем - такую задачу перед собой ставить надо.
Замминистра посоветовал выпускникам быть настойчивее и привел пример из своей жизни. Всех студентов "макаровки" посылали на групповую практику, которая проходила обычно на старых судах. Виктор Александрович с двумя друзьями гулял по Ленинградскому порту. Там они увидели новенький красивый грузовой теплоход. Нимало не смущаясь, они поднялись по трапу на борт, нашли старпома, убедили его в том, что их сухогрузу никак не обойтись именно без них, студентов мореходки. И что же? Всех троих взяли в рейс. "Так что определяйтесь с выбором и будьте настойчивыми", - порекомендовал выпускникам В. А. Олерский.
Правда, дальнейший разговор с молодыми специалистами градус оптимизма понизил. На вопрос замминистра, кто из выпускников идет работать на речной транспорт, в зале робко поднялись вверх: две руки. Как ни пытался он выяснить, в какой сфере нашли себе применение остальные, новоиспеченные экономисты и управленцы молчали, как партизаны. В Волжское пароходство? "ВодоходЪ"? "Борремфлот"? Нет, не туда направила свои взоры молодежь.
К нескольким выпускникам Виктор Александрович обратился с вопросом лично. Одна девушка будет трудиться на железной дороге, несколько человек идут в аспирантуру, двое находятся пока в свободном поиске - рассылают резюме. Причем, как выяснилось, у молодых специалистов нет завышенных требований. Хорошая, по мнению одной выпускницы, - это работа с окладом 16 тысяч рублей.
И все-таки, почему молодые специалисты не идут на предприятия речной отрасли? Может, дело в том, что работать в компании, имеющей две ржавые баржи, или в порту с рассыпающейся стенкой непрестижно?
Плюс 30 процентов
С вопроса неразвитости транспортной инфраструктуры замминистра начал разговор в ФБУ "Волжское ГБУ":
- Инфраструктура - это арьергард экономики. Вот, например, железная дорога из-за неразвитости инфраструктуры не смогла перевезти около 60 млн. тонн грузов. А как следствие - порты не загружены, новые шахты не строятся, новые месторождения не разведываются. Зачем предприятиям работать на полную мощность, если все равно их продукцию не перевезут?
Сейчас идет бюджетное проектирование на 2012-2014 годы. Замминистра заверил, что
Минтранс нашел общий язык с Правительством РФ в стремлении за три года увеличить финансирование речной отрасли на 30% - с 12,5 млрд. рублей до 16,5 млрд.
Это предложение (с небольшими поправками) одобрено Министерством экономического развития и Минфином РФ. И расходы на инфраструктуру не должны сильно корректироваться.
В. А. Олерский заметил, что вице-премьер Аркадий Владимирович Дворкович принципиально поддержал запрашиваемый уровень текущих расходов на содержание речной отрасли и пообещал: "Что бы там ни было, в транспортную инфраструктуру будем вкладывать деньги".
По словам замминистра,
в 2012 году начинается большой проект - строительство второй нитки Нижне-Свирского шлюза, которая в значительной степени поможет увеличить пропускную способность Волго-Балтийского канала.
Есть проект строительства низконапорной плотины в районе станицы Багаевской в Ростовской области, которая позволит повысить уровень воды и увеличит пропускную способность.
- В советское время реки работали, даже северные. В свои лучшие годы речной флот перевозил 600 млн. тонн грузов в год, - подчеркнул замминистра, - в кризис эта цифра снизилась до 100 млн. тонн, сейчас выросла до 126 млн. Но это не предел. Железная дорога, автомобильный транспорт порой задыхаются от объемов песка, щебня и других материалов, которые выгоднее доставлять водным путем. Конечно, к 600 млн. мы не вернемся, но
речной транспорт вполне может перевозить 150 млн. тонн.
К этому надо стремиться.
Государство поможет. Оно же и строго спросит
Одно из направлений деятельности правительства - поддержка судостроения, отечественных судостроительных заводов. Стабильно строит флот Волжское пароходство, "В. Ф. Танкер". С сухогрузами и танкерами, в отличие от пассажирских теплоходов, нет проблем. Пока в России только единичные случаи ввода в строй новых небольших пассажирских судов, больше реконструируют старые. Построить же крупный туристический лайнер на 200 и более пассажиров стоит 30-40 млн. евро, и окупится он при навигации в три-четыре месяца через 30 лет - т. е. как раз тогда, когда его уже пора списывать. Причем все другие возможности поддержки судостроения уже использованы: льготное кредитование, лизинговая схема, долговое финансирование. Но замминистра обнадежил:
- Правительство уже пришло к пониманию того, что без государственной поддержки в нашей стране не будет пассажирского судостроения. А без новых судов лет через 10-15 не будет и пассажирского флота. Так что государству придется процентов на 30-40 субсидировать из федерального бюджета судовладельцев, строящих пассажирский флот.
Перевозки необходимых для народного хозяйства грузов, получение прибыли - все это важно, но на транспорте во главе угла должна быть безопасность. После "Булгарии" стало очевидно, что и речной транспорт - объект повышенной опасности. В скором времени ожидается принятие нескольких законодательных актов, призванных повысить безопасность речного транспорта. Основная мера - это введение портового контроля, который должен осуществляться не только в портах, но и на всей акватории бассейна. Создание администраций речных бассейнов (АРБ), внедрение портового контроля невозможно без использования современных информационных систем, таких как, например, комплексная интегрированная система обеспечения мониторинга и государственного управления на море и внутреннем водном транспорте "МоРе". Дополнительным инструментом станет и увеличение штрафов за нарушения.
- Почему технический контроль за флотом решили возложить на АРБ, а не на Ространснадзор? - В. А. Олерский отвечает на наиболее часто задаваемый вопрос. - Из-за организационного момента. Сотрудники Ространснадзора - госслужащие с невысокой зарплатой, следовательно, есть лазейки для коррупции. А инспекторы портового контроля не являются госчиновниками. Ужесточение правил, контроля и надзора на внутренних водных путях добросовестных судовладельцев в общем-то не коснется, они и так все предписания и требования выполняют. Наша задача - сократить до минимума количество транспортных происшествий.
За глобальными проблемами В. А. Олерский не забыл и еще одну, не менее важную - зарплата речников. Он расспросил руководителя ФБУ "Волжское ГБУ" Дмитрия Эдуардовича Бессмертного и управляющего директора ОАО "Судоходная компания "Волжское пароходство" Александра Алексеевича Шишкина о средней зарплате в ГБУ и пароходстве.
- Рост есть, но небольшой, - резюмировал Виктор Александрович. - Зарплату путейцам можно повышать за счет внебюджета. К сожалению, на государство в этом вопросе рассчитывать не приходится. Многие годы в водные пути не вкладывались средства. Сейчас то тут надо залатать, то там. И на решение всех проблем денег не хватает. Но задачу - платить достойную зарплату людям - с повестки дня правительство не снимает.
В преддверии Дня работников морского и речного транспорта В. А. Олерский поздравил с праздником коллектив ФБУ "Волжское ГБУ" и вручил награды лучшим путейцам. Первый заместитель начальника информационно-технического центра А. Ю. Нуждин награжден почетной грамотой Министерства транспорта РФ, главный специалист службы дипломирования, аттестации и паспортно-визового режима Г. Н. Тренина - благодарностью министра транспорта РФ. Медали МЧС России "За содружество во имя спасения" вручены капитану теплохода "Прибой" А. П. Иванову и сменному капитану Д. А. Разводову.
Фото: Окская судоверфь
PortNews