В начале пути: логистический комплекс международного масштаба на Востоке России
Огромный логистический узел в районе Владивостока свяжет воедино не только автомобильные, но и железнодорожные, и морские пути Азиатско-Тихоокеанского региона. Такой вариант развития инфраструктуры предложили ученые на российско-корейском Дальневосточном форуме.
Представители Республики Корея убеждены, что сотрудничество их страны и России может быть разнообразным и взаимовыгодным. По мнению южнокорейского дипломата, бывшего посла Республики Корея в России Ли Юн Хо, товарооборот между двумя государствами может существенно вырасти за счет налаживания грамотных транспортных схем.
- Имеется ввиду коридор Транссиба, который сократит путь с Корейского полуострова в Европу до семи суток. К основным направлениям совместной работы относятся также реконструкция участка железной дороги Раджин (КНДР) - Хасан (РФ), развитие Северного морского пути, - перечисляет дипломат.
Существуют и более амбициозные проекты. Один из них - строительство высокоскоростной железнодорожной магистрали, которая возьмет свое начало в Сеуле, пройдет через Владивосток, Хабаровск, Москву и финиширует в Евросоюзе.
Разработчики проекта объясняют, что такой подход предполагает не просто прокладывание рельсов.
- На базе Владивостока необходимо создать мегаполис международного масштаба, включающий транспортный узел, способный связать сухопутные, воздушные и морские линии, - рассказывает заместитель генерального директора Дальневосточного научно-исследовательского, проектно-изыскательского и конструкторско-технологического института морского флота Евгений Новосельцев. - Это будет агломерация городов и поселений юга Приморья. Планируемая численность ее населения к 2030 году - от полутора до трех миллионов человек.
Ключевым в проекте является строительство Евроазиатской железной дороги.
В целом речь идет о трех составляющих: мегаполисе, транспортном узле и транспортных связях. Если указанные составляющие проекта реализовывать отдельно и бессвязно, результат не будет столь эффективным, - считает ученый.
Международному транзиту через территорию России мешает состояние транспортной инфраструктуры, особенно дальневосточной
Другой момент, вызывающий особый интерес бизнесменов Республики Корея, - развитие Северного морского пути.
- Он имеет свои преимущества и особенности. Севморпуть - более дешевая альтернатива Транссибу, - считает доцент Морского государственного университета Владимир Лазарев.
Приведенные ученым выкладки показывают, что при снижении сегодняшних высоких тарифов на проводку судов ледоколами перевозчики грузов, соответственно, грузоотправители и получатели, могут рассчитывать на существенную прибыль.
Однако
ни Россия, ни Канада, владеющие Северным морским путем, пока не сосредотачиваются на его открытии.
В Канаде, к примеру, принято решение не использовать арктическую дорогу в коммерческих целях до 2020 года.
Намерения России также четко не определены.
- Работа идет, создана администрация Севморпути: Но ни одна судоходная компания страны не заявила, что она готова начать транзитные перевозки и строительство специализированного флота, - говорит Евгений Новосельцев.
По его мнению, проблема заключается в несопоставимости расходов и потенциальной выгоды.
- Россия затратит серьезные средства на обеспечение безопасности Севморпути. А эффект получат перевозчики, в основном из стран Европы и Азии, так как российских грузов будет очень мало, - отмечает Новосельцев.
Именно поэтому, подчеркивает Владимир Лазарев, перед тем, как открыть Северный морской путь, необходимо справедливо распределить вклады и ответственность стран АТР в формировании комплексной системы обеспечения транспортной, экологической, гуманитарной безопасности.
- Должны быть созданы единые системы метеорологического, ледового, экологического наблюдения, поиска и спасения, - добавляет он.
Вопросы, которые обсуждались на российско-корейском форуме, вскоре станут предметом разговора глав государств на саммите АТЭС в сентябре.
Перенос части транзита товаров между Европой и Азией на территорию РФ не только предоставил бы России возможность лучше связать свой Дальний Восток и Сибирь с европейской частью страны, но и позволил бы национальным компаниям получать до 50 миллиардов долларов ежегодно. Пока же, предупреждают эксперты, этим грандиозным планам мешает ужасающее состояние российской транспортной инфраструктуры, особенно ее дальневосточного сегмента.
Ю Джан Хи, председатель комиссии коллективного роста крупного, среднего и малого бизнеса, министр правительства Республики Корея:
- Мы развивали отношения более 100 лет, но до сих пор делали маленькие шаги. Пора сделать большой, и у нас есть для этого шанс - проведение саммита АТЭС. На этой встрече будут обсуждать разные вопросы, среди них - способы экономического развития Дальнего Востока.
Фото: Владивостокский морской торговый порт
Российская газета