Внутрироссийские грузоперевозки в первом полугодии 2012
Российский рынок грузоперевозок продолжает развиваться, хотя и не так динамично, как это было сразу после кризиса. В основном, тенденции сохраняются: наиболее значителен рост в сегменте автоперевозок, стабильный прирост в перевозках грузов железнодорожным транспортом, низкие показатели морского и речного транспорта.
По предварительным данным Росстат в первом полугодии 2012 года грузооборот составил 2486 тоннокилометров, что на + 1,7% больше, чем в соответствующий период 2011 года. Динамика грузоперевозок п.п 2012 года положительная, +5% (3916,9 млн. тонн)по отношению к п.п. 2011 года.
По данным Минэкономразвития объём перевозок грузов организациями всех видов экономической деятельности кроме трубопроводного и железнодорожного транспорта необщего пользования составил в рассматриваемый период 3348,9 млн. тонн, что на 7% больше, чем в п.п. 2011 года. Грузооборот увеличился на 4,8% и составил 1267,2 млрд. т/км.
Согласно данным мониторинга МЭР увеличились объёмов грузоперевозок на железнодорожном на 3,5%, на автомобильном и авиатранспортеподрос на 3,6%. Водные пути РФ не радуют, морские грузоперевозки снизились 15,7%, внутренние водные - на 0,9%.
Структура коммерческого грузооборота осталась прежней, в нём преобладает железнодорожный транспорт, который увеличил свою долю на 0,6%, автомобильный транспорт также увеличил долю в грузообороте - на 0,4%. Морской транспорт участие в грузообороте снизил на 0,8%, доля транспорта внутренних водных путей снизилась на 0,1%.
Доля автомобильного транспорта в грузоперевозках увеличилась на 0,2%,
железнодорожный транспорт увеличил свою долю в грузоперевозках на 0,1%. Участие морского транспорта в грузоперевозках снизилось на 0,3%, доля внутреннего водного транспорта снизиласьна 0,1 %.
В июне показатели грузооборота пошли на спад по сравнению с показателями июня 2011 года (- 1,5%) и с показателями майскими 2012 года (- 5,5%).
Авиаперевозки
Грузоперевозки авиатранспортом РФ в первом полугодии 2012 года увеличились на 4,4% и оставили 468 тыс. 220,26 тонн.Грузооборот авиаперевозок также увеличился, на 5,8% и достиг 2 млрд. 429 млн. 547,13 тыс. т/км. В июне авиаперевозка грузооборот сократился на 2,3% (0,4 млрд. т/км) к июню 2011 года, к показателям мая 2012 года грузооборот снизился на 12,8% (Росстат).
Состав ключевых игроков рынка остался тем же,
около 75% авиагрузоперевозок приходится на пять крупнейших российских авиакомпаний: "ЭйрБриджКарго", "Аэрофлот - российские авиалинии", "Волга-Днепр", "Трансаэро", "Сибирь".
До конца года "Волга-Днепр" прогнозирует рост объема грузоперевозок - для своей компании. Снижение показателей грузооборота - общемировая тенденция, авиаперевозки грузов снижаются на большинстве направлений. Исключение оставляют Латинская Америка и Ближний Восток.
Река - Море
В 1 полугодии 2012 года объём перевозок морским транспортом России снизился на 15,7%. Падение грузооборота на морском транспорте составило 22,3%. Причины постоянного снижения в этом сегменте рынка разные, но основная причина в том, что морские грузоперевозки развиты настолько, насколько это требуется экономике на данном этапе и все изменения происходят в соответствии с потребностями рынка. Россия континентальная держава, располагается на обочине основных мировых грузопотоков, конкурировать с морскими державами нецелесообразно.В каботажном плавании показатели перевозок выросли, упали в заграничном плавании.
Перевозки грузов по внутренним водным путям (ВВП) снизились на 0,9% в первом полугодии 2012 года. Также, как и в случае с морскими перевозками, речные перевозки развиты настолько, насколько они востребованы. При этом, снизились перевозки по ВВП в заграничном сообщении, а во внутреннем даже выросли.
Тем не менее, Минтранс периодически пытается повысить конкурентоспособность ВВП. Например, разрешить иностранным судам заходить в наши реки. Модернизировать инфраструктуру и так далее. Хотя там, где надо, речные перевозки развиваются очень даже неплохо, например, в первом полугодии 2012 года судами Волжского пароходства перевезено 2,7 млн. тонн грузов, что на 25% больше, чем в первой половине 2011 года и заработано было 1,6 млрд. рублей, что на 45% больше, чем за шесть месяцев прошлого года.
Автоперевозки
Грузоперевозки автомобильным транспортом растут. Данные мониторинга МЭР показывают, что в первом полугодии текущего года относительно аналогичного периода 2011 года увеличился объем перевозок грузов автомобильным транспортом на 3,6%. Росстат утверждает, что грузооборот автомобильного транспорта за полугодие увеличился на 10,3% (МЭР) и составил 111,3 млрд. тонно-километров. В июне 2012 года автотранспорт выполнил объём грузооборота в 20,7 млрд. т/км, что на 10,6% больше, чем в июне 2011 года. Рост грузооборота также и по сравнению с майскими показателями - на 4,8% (Росстат).
Автоперевозки грузов в июне 2012 года была больше показателей годичной давности на 6,2%, а в полугодии, в сравнении с п.п. 2011 года, вырос на 8,2%.
По объёму перевозок грузов автотранспорт в России занимает первое место, по грузообороту - второе, среди всех видов транспорта.
Значительный рост показателей грузоперевозок и грузооборота эксперты связывают с ростом цен на доставку товаров, улучшением дорожной инфраструктуры, отсутствием альтернативы автотранспорту на большой части страны.
Возможно, поэтому автоперевозчики являются объектом пристального внимания государственных органов. Им перекрывают дороги в весенне-летний период, взимают плату за километр пути, устанавливают передатчики ГЛОНАСС и выполняют иные нужные и важные для организации автогрузоперевозок манипуляции.
Следует также отметить, что ситуация на рынке автоперевозок тесно связана с ростом потребительских цен на топливо. И цены эти постоянно растут несмотря ни на что. В первом полугодии 2012 года потребительские цены на бензин выросли практически на 10%, стоимость топлива в июне 2012 года выросла на 0,2% по сравнению с маем и на 5,5% по сравнению с июнем 2011 года.
Грузоперевозки железнодорожные
Железнодорожный транспорт, вероятно, наиболее инвестиционно ёмкий вид транспорта. Грузооборот железнодорожного транспорта в рассматриваемый период составил 1103,2 млрд тонно-километров, что на 5,4% больше п.п. 2011 года.
В июне 2012 года объём грузоперевозок вырос на 1,1% по сравнению с прошлогодним июнем, правда, по отношению к маю 2012 года снизился на 5,5%. Перевезено по железной дороге грузов в июне 2012 года было 106,6 млн. тонн, что на 2,9% больше июньских показателей 2011 года, но на 2,4% меньше, чем в мае 2012 года. Но всё-таки, в 1 полугодии 2012 года железнодорожники перевезли грузов на 3,5% больше, чем в 1 п.п. 2011 года.
По доле грузооборота в тоннокилометрах железнодорожный транспорт в России занимает долю порядка 80%. Больше всего по ж.д. транспортируют уголь, нефтепродукты и строительные грузы.
Железнодорожный транспорт постоянно нуждается в государственной поддержке, исчисляемой иногда даже процентом от ВВП, на поддержку и развитие больших и очень больших инфраструктурных проектов. Возможно, уже в будущем году эта практика будет изменена. В частности, объём ассигнований федерального бюджета на поддержку транспорта планируется в 2013 году уменьшить на 43,3 млрд. руб. меньше, чем это было в 2012 году. Сумма, тем не менее, будет значительная - 247,8 млрд. руб.
Так вот, уменьшение суммы на транспортные расходы обусловлено как раз завершением господдержки ОАО "РЖД" в капитальном ремонте объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта на 22,2 млрд. руб., кроме того, снизится и объём ассигнований на увеличение уставного капитала РЖД и на реализацию инвестиционных проектов по комплексной реконструкции некоторых ж.д. объектов.
Фото: АвтоТрансИнфо
Cargo.ru