← Автосервис, запчасти, шины

ZF представила новую коробку передач TraXon для грузовиков

ZF представила новую коробку передач TraXon для грузовиков
В рамках международной  выставки коммерческого транспорта IAA 2012 ZF представила свою новую автоматическую систему трансмиссии для тяжелых грузовиков. Система TraXon - это совершенно новая базовая коробка передач и система модулей, отвечающая потребностям рынка коммерческих грузовиков, своими универсальными решениями. Инновационная коробка передач соединяет то, что кажется несоединимым: она передает более высокий крутящий момент, без снижения удельной мощности. У нее больше диапазон передаточных чисел, и в то же время ниже уровень шума. При этом, в зависимости от области применения, вместе с сухим сцеплением  можно использовать также  гибридный модуль, модуль двухдискового сцепления или модуль  гидротрансформатора. А  кроме того, в систему можно встроить КОМ (коробку отбора мощности). Для новой коробки передач концерном ZF разработана революционная стратегия переключения режимов движения  PreVision, которая благодаря подключению к GPS и интерфейсу для приема навигационных сигналов, работает в упреждающем режиме и  экономит топливо.
Система трансмиссии TraXon  насыщена инновационными решениями как для механической части, так и для системы управления, что  создает новые стандарты и позволяет реализовать  разнообразный набор функций в коробке передач для коммерческих грузовиков.
"C TraXon мы уверенно смотрим в будущее, - говорит Рольф Лутц, член правления ZF, ответственный за развитие технологий для коммерческих автомобилей. - При разработке продукта, отвечающего требованиям рынка, в центре внимания были повышение эффективности и дополнительная выгода клиента, а также максимально широкие возможности применения".
Ключевым элементом новой разработки является базовая коробка передач с делителем (демультипликатором). Вся конструкция, включая базовую коробку, передний и задний делители, а также два промежуточных вала и вторичный вал, занимает на удивление мало места. Такой компактный дизайн с комплектами шестерен новой конструкции делает систему TraXon эталоном с точки зрения  удельной мощности.
Новая коробка передач ZF способна передавать крутящие моменты, значительно превышающие 3.000 Нм., и поэтому интересна  для  рынков, где работают тяжелые грузовики с полной разрешенной массой более 60 тонн.
TraXon будет поставляться в версиях с 12 или с 16 передачами, обе версии имеют модификации с прямой или повышающей передачей; в последнем случае - с особенно "длинными" передаточными числами высшей передачи. Все варианты базовой коробки передач TraXon отличаются широким диапазоном передаточных чисел. Это позволяет легко и плавно управлять тяжелым грузовиком при маневрировании на низкой скорости. В результате снижаются нагрузки на сцепление, и оно меньше изнашивается.
Усовершенствованная  шестеренная передача, инновационные решения для корпуса коробки и встроенное устройство демпфирования механических шумов позволили инженерам ZF, разработавшим TraXon, значительно снизить уровень шума по сравнению AS Tronic в среднем на 6 дБ.
Кроме того, в конструкции системы предусмотрен вариант с двумя дополнительными передачами заднего хода.
ZF предлагает дополнительную опцию TraXon, где в общей сложности имеются четыре передачи заднего хода, что позволяет грузовикам в особых условиях эксплуатации - например, при строительстве автодорог - на большой скорости проезжать задним ходом большие расстояния.
Что касается эффективности, то здесь базовая коробка передач TraXon с КПД 99,7 процентов (для прямой передачи) способна выдержать любую конкуренцию.
Модульная концепция с несколькими переменными
Одно из существенных преимуществ TraXon - модульный принцип конструкции. Это позволяет комбинировать базовую коробку с тремя разными модулями для режима старта и, соответственно,  переключения, которые на практике повышают рентабельность коробки передач, обеспечивают максимальную универсальность в применении производителям и автотранспортным предприятиям, а также делают более удобным управление для водителей. Кроме сухого одно- и двухдискового сцепления (последнее применяется для передачи больших крутящих моментов)
ZF впервые предлагает для тяжелых грузовиков модификацию TraXon с гибридным модулем ("TraXon Hybrid").
Электрическая машина  мощностью 120 кВт, а также разделительное сцепление позволяют реализовать все функции гибридных систем - рекуперацию энергии при торможении, движение  в "электрическом" режиме, кратковременное увеличение мощности и функцию "старт - стоп". При перевозках специальных грузов электрический двигатель может использоваться также для  электропитания дополнительных агрегатов: например, для холодильных установок. Потребители электроэнергии в кабине водителя с модулем TraXon Hybrid могут работать и при отключенном двигателе. "Исследования показали, что применение гибридных приводов в тяжелом грузовике создает значительный потенциал для  экономии, - говорит Бернд Штокманн, руководитель отдела приводной техники для грузовиков и легкого коммерческого транспорта  дивизиона ZF "Техника для коммерческих автомобилей. - Правда, экономия топлива на дальних перевозках составляет всего пять процентов, и это меньше, чем экономия топлива при доставке малотоннажных грузов. Однако с учетом того, что у тяжелых "дальнобойных" грузовиков гораздо больше пробег и расход топлива, гибридная техника и на дальних перевозках - это вполне рентабельное и ресурсосберегающее решение, которое окупается за обозримое время".
Комбинация базовой коробки передач TraXon с модулем двухдискового сцепления под названием "TraXon Dual" позволяет ZF подготовить почву для того, что в будущем станет трендом у производителей  грузовиков:
для экономии топлива можно применить конструкцию заднего моста с очень "длинным" рядом передаточных чисел, что позволяет значительно снизить обороты двигателя на высшей передаче.
Однако в обычных автоматических коробках передач это увеличило бы частоту переключений, так как уже  на небольших подъемах необходимо переключаться на более низкую передачу. С помощью модуля двухдискового сцепления эти переключения на пониженную передачу и обратно - в отличие от обычных автоматических коробок передач для коммерческих автомобилей - могут выполняться под нагрузкой, то есть без прерывания тягового усилия. Эти переключения, происходящие почти незаметно, также оптимизируют расход топлива.
На многотоннажных тягачах базовая коробка передач TraXon используется также  в комбинации с блоком  гидротрансформатора. "TraXon Torque" обеспечивает выезд с места без износа сцепления даже с высокими входными крутящими моментами, а также легкое и плавное маневрирование на низкой скорости, что отражается на стоимости жизненного цикла автомобиля.
Одна из опций -  КОМ.  Коробка отбора мощности, которая  по принципу "сэндвича" встраивается между коробкой передач и двигателем автомобиля, особенно эффективна для автомобилей с различными вспомогательными агрегатами, для которых, в зависимости от скорости движения, требуются очень высокие крутящие моменты: например, для специальных пожарных автомобилей, автокранов и бетоносмесителей.
Разнообразие функций благодаря программам управления
Для систем управления всеми модификациями системы TraXon инженеры ZF разработали единую программную платформу. Она работает с данными от многочисленных сенсоров, отслеживающих наклон дороги, направление поворота или частоту вращения двигателя, что позволяет реализовать инновационные функции трансмиссии, включая  стратегию упреждающего переключения режимов движения, функцию наката, а также более комфортное маневрирование и трогание с места.
Упреждающее переключение режимов движения PreVision на базе GPS проявило себя в полном смысле слова как стратегия, открывающая новые направления. Тем самым
ZF дает производителям  грузовиков возможность связать коробку передач с сетью GPS и цифровыми картами.
При оптимальной адаптации системы PreVision к транспортному средству исключаются переключения, которые бесполезны в контексте данной местности: например, когда стандартная система управления коробкой передач на подъеме или перед крутым поворотом переключается на повышенную передачу только для того, чтобы сразу же после этого снова переключиться на пониженную передачу.
На прямых отрезках автодорог с легким уклоном имеет смысл использовать функцию наката новой системы TraXon: при этом коробка передач переключается на нейтральную, кинематическая цепь в режиме наката размыкается, и двигатель работает на холостом ходу. Таким образом, исключаются потери тягового усилия из-за моментов инерции, и снижается расход топлива и выброс выхлопных газов. В то же время программа управления движением сразу распознает по топографической информации крутые подъемы/уклоны и вместо функции наката приводит в действие гидравлический тормоз-замедлитель (интардер), чтобы уберечь от износа рабочие тормоза.
"Новая коробка передач TraXon от ZF - это отклик на все мега-тренды, которые существуют в наше время  в дальних перевозках, - подводит итоги Рольф Лутц. - Максимальная вариативность, благодаря разным модификациям, позволяет снизить эксплуатационные расходы в применении, так как эта коробка передач повышает надежность и снижает расход топлива".
Фото: Zf.com
Buildernet