← Таможня и ВЭД

Поправки становятся яблоком раздора

Поправки становятся яблоком раздора
Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) планирует в следующем году фактически заново переписать Таможенный кодекс Таможенного союза (ТК ТС), который был принят всего два года назад. Об этом сообщил министр по таможенному сотрудничеству ЕЭК Владимир Гошин. Он отметил, что в документе реализуют ряд "революционных" идей. При этом потребуется внести изменения в Закон "О таможенном регулировании в РФ", так как применяемые сейчас ссылки на национальное законодательство намечено сократить минимум на две трети.
Ожидается, что всего будет почти 700 поправок. В основном они носят технический характер, поскольку возникли из-за поспешного принятия кодекса в 2010 году или связаны с сокращением отсылочных норм на национальное законодательство. Их подготовили эксперты трех стран и уже отправили на согласование в национальные правительства. В случае одобрения этих изменений в кодекс руководством государств - членов Союзав ЕЭК рассчитывают, что они вступят в силу с января 2013 года.
Однако, по словам Владимира Гошина, есть и важные новшества, которые должны "максимально упростить жизнь добросовестным участникам ВЭД". Среди таковых - исключение из перечня документов, которые требуются при таможенном декларировании, паспорта сделки и документов, которые уже имеются у таможенных органов либо есть возможность их получить в электронном виде в других госорганах, - лицензии, сертификаты и так далее. Напомним, что сейчас паспорт сделки не представляется для товаров, если сумма контракта меньше 50 тыс. долларов. При этом намечено ускорить процесс регистрации деклараций. Также
предлагается сократить время пребывания грузовика на посту до 15-30 минут, сделать ставку на посттаможенные проверки и убрать с границы лишние службы.
На границе должны находиться лишь таможенники и пограничники, которым передадут свои функции другие контролирующие органы. Пока этот принцип формально реализован лишь на автомобильных пунктах пропуска. Однако там также располагаются представители Федерального агентства по обустройству государственной границы РФ (Росграница) и Российской транспортной инспекции. На морских, железнодорожных и воздушных пунктах пропуска до сих пор сидят представители всех контролирующих ведомств, что создает для бизнеса много проблем, особенно на морских постах.
Оценивая ставшее обязательным с 17 июня предварительное информирование о товарах, перемещаемых через границу автомобильным транспортом, эксперты считают, что без его реальной привязки к системе управления рисками (СУР), как этот делается, например, в Евросоюзе, оно остается лишь дополнительной административной нагрузкой на участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД), особенно перевозчиков. При этом и бизнес, да и сами таможенники признают, что по эффективности российская СУР далека от западных аналогов.
В ЕЭК также предлагают ввести заявительный характер работы, когда компания сможет сразу получать товар в свое распоряжение и у нее будет 30 дней на подачу деклараций и уплату платежей. Этот принцип сейчас активно реализуется таможней Казахстана. ФТС России же предпочитает использовать разрешительный порядок, даже если перемещаемый через границу товар не попадает под запреты и ограничения.
Намечено также сократить срок регистрации декларации с 2 до 1 часа и с 1 до 3 часов увеличить время, за которое перевозчик должен подать документы, после доставки товара. При этом
бизнес предлагает пойти дальше и ввести автоматическую регистрацию декларации в срок не более 3-5 минут.
Что касается таможенных платежей, то в ТК ТС вносится норма, позволяющая участникам ВЭД менять способ обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов даже после принятия его таможенным органом. Она также устанавливает возможность представления обеспечения по одному обязательству несколькими способами.
Из ТК ТС планируется исключить требование о представлении в таможенные органы транспортных (перевозочных), коммерческих и таможенных документов при помещении товаров на временное хранение, если они представлялись ранее, при прибытии товаров. В этом случае может быть представлено письменное заявление о помещении товаров на временное хранение, составленное в произвольной форме и содержащее реквизиты указанных документов.
Для перевозчика предусматривается возможность при прибытии товаров подавать не документы, подтверждающие соблюдение ограничений, а сведения об их соблюдении при наличии у таможенного органа возможности осуществлять проверку таких сведений с использованием информационных систем и информационных технологий. Кроме этого, исключается обязанность представлять при таможенном декларировании документ, подтверждающий соблюдение требований в области валютного контроля.
В кодекс вносится ряд норм, стимулирующих развитие предварительного декларирования и предварительного информирования. Например, устанавливается, что предварительная информация, если она содержит в себе все сведения, подлежащие указанию в транзитной декларации, может использоваться в качестве электронной копии транзитной декларации. При предварительном таможенном декларировании декларация может быть подана не только до ввоза товаров на таможенную территорию, но и до прибытия товаров в место доставки.
По вопросам реестровой деятельности можно выделить установление на уровне национального законодательства возможности индивидуальным предпринимателям осуществлять деятельность в сфере таможенного дела; подтверждение наличия таможенного перевозчика в реестре с помощью информационных средств и технологий, без представления таможенному органу свидетельства о включении в реестр на бумажном носителе. При этом участников ВЭД волнует вопрос условий включения компаний в реестр таможенных представителей. Его сегодня достаточно жестко контролирует ФТС России и, похоже, пока не собирается здесь что-либо менять.
В государствах Таможенного союза решено установить возможность помещения коммерческих или научных образцов под таможенную процедуру уничтожения и исключить обязанность уплачивать таможенные платежи в отношении них, если они были уничтожены или повреждены в ходе проведения испытаний, исследований, тестирования. Данные поправки, по мнению разработчиков, позволят создать более благоприятные условия для научной деятельности.
В кодекс включат основанную на стандарте Киотской конвенции норму, которая определяет, что таможенные органы устанавливают и поддерживают официальные отношения консультативного характера с участниками ВЭД в целях совершенствования таможенного регулирования.
В преддверии вступления РФ в ВТО перечень мер таможенно-тарифного регулирования дополняется "специальными защитными, антидемпинговыми и компенсационными мерами" - от них освобождаются лишь "товары в адрес одного получателя от одного отправителя" на сумму до 200 евро и товары для личного пользования. Сроки уплаты таких пошлин определяются международными договорами и национальными законодательствами ТС и не корректируются.
Из ТК ТС упразднят все упоминания нетарифных мер. Переписана глава о перемещении товаров для личного пользования (включая автомобили) - она вводит единый порядок такого перемещения на всей территории ТС. Прекращает действие ряд соглашений - об основаниях, условиях и порядке изменения сроков уплаты таможенных пошлин и о порядке перемещения физлицами товаров для личного пользования (после подготовки ЕЭК перечней таких товаров). Есть и другие новеллы, унифицирующие регуляторные подходы в ТС: так, допускается применение единой товарной номенклатуры ВЭД не только таможнями, но и налоговиками.
Основанием для подачи декларации станет лишь "внешнеэкономическая сделка, одной из сторон которой выступает иностранное лицо" и "на основании которой товары перемещаются через таможенную границу". Эта поправка вызвана уходом бизнеса из-под контроля налоговых органов, когда товар приобретается и экспортируется, например, фирмой РФ с территории Казахстана, а бизнес, "нарушая принцип резидентства, создает теневые схемы по уклонению от уплаты косвенных налогов во взаимной торговле".
Без ограничений
Новая редакция кодекса должна снять некоторые ограничения, открыв малому бизнесу путь в таможенные представители, во владельцы складов временного хранения и магазинов duty free. Положительным моментом должно стать и введение неполного декларирования - восполнить пробелы можно будет через месяц при импорте и не более чем через восемь месяцев при экспорте; впрочем, на национальном уровне можно будет устанавливать товарные исключения или сокращать сроки. Вводится и периодическое декларирование при регулярном перемещении товаров однородными партиями.
Однако
наибольший объем поправок затрагивает полномочия самих таможенных служб.
За передачу на наднациональный уровень некоторых своих функций они получат на неопределенное время ТК ТС, серьезно переписанный ради их удобства. Так, вводится единая форма таможенной проверки и расширяются основания для ее проведения - "поручением (запросом) органов предварительного расследования (органов уголовного преследования)", "по материалам проверки сообщения о преступлении" или возбужденному уголовному делу.
Полномочия таможенников в рамках таких проверок становятся вполне полицейскими,
включая право требовать удостоверения личности, копии документов и иную информацию по операциям и расчетам, доступ к базам данных и "иную информацию, касающуюся деятельности и имущества" (включая цепочки поставок). Банки ТС обяжут сообщать не только о "движении денежных средств", но и "о наличии и номерах банковских счетов организаций" и остатках.
Также новая редакция наделяет таможенные органы правом "мотивированного требования" сертификата о происхождении товара, а при сомнениях в его достоверности последует "отказ в предоставлении тарифных преференций без проведения дополнительной проверки". Время дополнительных проверок документов на груз сократится до 60 дней (сейчас его можно продлевать). Предполагается, что в этой форме кодекс просуществует до 2015 года.
У всех свое мнение
Бизнес-сообщество тоже разработало изменения в таможенное законодательство ТС, которые, по его мнению, должны облегчить жизнь участникам ВЭД. При этом, похоже, будет очень сложно добиться, чтобы его предложения были максимально учтены при подготовке окончательного варианта поправок в ТК ТС. Здесь следует обратить внимание на состав международной рабочей группы, занимающейся разработкой поправок. В нее вошли представители таможенных служб, министерств экономики, финансов, транспорта и промышленности государств - членов ТС, а руководит ей глава ФТС России Андрей Бельянинов.
Кураторство осуществляет Минэкономразвития. Защитникам интересов бизнеса места не нашлось. Как сообщил "Коммерсантъ", на вопрос о том, обсуждался ли предлагаемый проект поправок с бизнесом, Владимир Гошин признал: нет, но "ничто не мешает его провести в рамках консультативного комитета по таможенному регулированию при министерстве". Действительно,
формально у деловых кругов есть возможность вносить предложения по изменениям в ТК ТС, участвовать в их обсуждениях, но право принимать окончательные решения министерства и ведомства оставили за собой.
Как результат, недавно крупнейшие бизнес-ассоциации высказали, в том числе и через СМИ, возмущение тем, что таможенники трех стран ТС без их реального участия разработали изменения в ТК ТС. Высказано мнение, что на деле они могут повысить коррумпированность таможни и усложнить таможенное администрирование. При этом было отмечено, что авторы поправок, например, не учли утвержденные правительством планы по сокращению таможенного оформления до 15 минут при наличии финансовых гарантий.
Всерьез заняться интересами бизнеса ЕЭКобещает в 2013-2014 годах, поскольку рассчитывает к 2015 году написать "принципиально новый Таможенный кодекс". Вот он-то и должен будет учесть большинство пожеланий деловых кругов, а также заложенные в утвержденную распоряжением Правительства РФ от 29.06.2012 № 1125-р "Дорожную карту" мероприятия, направленные на совершенствование в нашей стране таможенного администрирования. В оставшееся до 2015 года время бизнесу, по мнению ЕЭК, придется жить по правилам, придуманным для него чиновниками.
При этом эксперты отмечают, что пока у ЕЭК нет отчетливого представления даже о ключевых деталях этого проекта - например, о том, кто будет отвечать за ошибочные решения компьютерных систем или как построить единую систему авторизации экономических агентов. Похоже, в Минэкономразвития не очень горят желанием вникать в то, насколько ожидаемый вариант ТК ТС будет учитывать интересы участников ВЭД.
Однако таможенным чиновникам все-таки пришлось хотя бы сделать вид, что они ведут с бизнесом диалог. По настоянию Минэкономразвития они разослали проект своих нынешних поправок в ТК ТС объемом в 117 страниц в четыре крупнейшие бизнес-ассоциации - "Деловую Россию", "Опору России", Торгово-промышленную палату (ТПП) и Росcийский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) - с просьбой подготовить на них отзывы. Правда, в своем пресс-релизе по этому поводу ФТС России среди получателей также упоминает "Ассоциации европейского бизнеса, ОАО "РЖД", АСМАП и другие организации".
Комментируя "Известиям" ситуацию, в комитете РСПП по интеграции, торгово-таможенной политике и ВТО заявили, что их "мнение никого не интересует: Минэкономразвитияделает это для галочки, чтобы создать видимость консультаций с бизнесом, нас такая система работы не устраивает. Она сохраняется, несмотря на подписанное в 2011 году соглашение между Минэкономразвития и бизнес-ассоциациями, по которому все нормативные акты должны обсуждаться с бизнесом. Но этот механизм до сих пор не работает".
Опять без бизнеса
В "Деловой России" говорят, что были очень огорчены, увидев этот вариант документа, поскольку декларируется одно, на практике получается совсем другое. Эксперты не увидели в нем мер, которые позволят реально упростить таможенное оформление, сократить время его проведения. При этом в предложенном проекте много отсылочных норм на национальное законодательство, хотя главной идеей было их сокращение и максимальная унификация. Отмечено, что предлагаемые изменения в ТК ТС максимально расширяют возможности таможенного контроля, укрепляют обвинительную направленность деятельности таможенных органов в отношении участников ВЭД и физических лиц.
В качестве примера приводятся поправки в статьи 127-129 ТК ТС. Из их текста следует, что проверкам будут подвергать не только декларантов, но и участников околотаможенного бизнеса, предоставляющих услуги временного хранения и оформления, представителей, а также физических лиц. Фактически этот бизнес включен в число "объектов анализа рисков".
Как уже отмечалось, в документе совсем не учтены положения недавно утвержденной Дмитрием Медведевым таможенной "Дорожной карты", не отражены решения руководства России по совершенствованию таможенного администрирования. Президент РСППАлександр Шохин пояснил, что в поправках есть ряд новелл, которые могут только ухудшить ситуацию. Он считает необходимым притормозить их продвижение, чтобы применить положения принятой правительством "Дорожной карты". Причем "не в режиме эксперимента, а по принципиальному вопросу сокращения до 15 минут времени прохождения таможни при наличии гарантий финансовых институтов и банков".
Как считает Александр Шохин, главный недостаток документа в том, что тот не прошел процедуру оценки регулирующего воздействия и готовился только таможенниками. Он напомнил, что в свое время "разработка ТК ТС и национального закона о таможенном регулировании велась с участием бизнеса, и то пришлось столкнуться с многочисленными попытками ввести в российское законодательство более жесткие нормы, нежели те, которые прописаны в ТК ТС".
Судя по тону высказываний представителей бизнес-сообщества, они слабо верят, что их увещевания будут услышаны и найдут отражение в письменном изложении в тексте предлагаемых поправок в таможенное законодательство ТС. Впрочем, исходя из характера взаимоотношений таможни и бизнеса в последнее время, иной ситуации вряд ли стоило ожидать.
Эксперты отмечают, что процедура оценки регулирующего воздействия (ОРВ) для проекта изменений в ТК ТС была бы полной. Рассылку проекта в бизнес-ассоциации можно с большой натяжкой считать процедурой ОРВ. Она, как известно, предполагает всесторонний анализ последствий вступления в силу нормативного акта и нацелена на выявление "положений, вводящих избыточные административные и иные ограничения и способствующих возникновению необоснованных расходов" бизнеса или бюджета.
При этом эксперты отмечают, что ТК ТС является наднациональным документом, утверждаемым международным договором, поэтому он не подпадает под процедуру оценки регулирующего воздействия. В то же время в министерстве, как сообщил "Коммерсантъ", заявляют, что "поскольку изменения в ТК ТС затронут широкий круг проблем таможенного администрирования, оценке подлежат не только риски: но и степень положительного влияния данных изменений на условия ведения внешней торговли".
Кроме перечисленных ранее деловых ассоциаций, сообщили в министерстве, анализ положений проекта проводится сотрудниками профильных департаментов ведомства "с целью оценки их будущего влияния на условия ВЭД" и на предмет соответствия утвержденной Белым домом "Дорожной карты". В министерстве обещают учесть мнение деловых кругов и при подготовке итогового заключения на проект, Однако эксперты сомневаются, хватит ли ведомству аппаратного веса для того, чтобы отстоять свою позицию при обсуждении поправок в правительстве.
Фото: ФТС
Таможенные новости